Беларусь: Сельское хозяйство еле дышит, и лечить его все дороже
Положение дел в агросекторе вызывает у властей тяжелые чувства — президент во время недавнего совещания интересовался у правительства, дышит ли еще сельское хозяйство. Данные Минфина свидетельствуют о том, что выживает оно с большим трудом и в основном за счет накопления долгов, платить по которым у государства уже не хватает денег.
Долговая «пирамида»
Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций, поступившие в конце марта, свидетельствуют о величине проблем, с которыми столкнулся агропромышленный комплекс в начале года.
Рентабельность продаж по конечному финансовому результату в агросекторе сложилась на глубоко отрицательном уровне — минус 17,2%. Одновременно с этим сумма чистого убытка убыточных организаций составила в январе почти 1,4 трлн. рублей и увеличилась в 13 (!) раз по сравнению с аналогичным месяцем 2014 года.
Еще одна показательная цифра — величина долгов. По состоянию на 1 февраля 2015 года задолженность сельскохозяйственных организаций по кредитам и займам достигла практически 50 трлн. рублей и выросла за год на 18,8%.
Кстати, недавно, во время мартовской коллегии, руководство Министерства финансов подробно останавливалось на этой проблеме, и выяснилось, что долги сельхозорганизаций ложатся тяжелым бременем на плечи местных бюджетов. По данным Минфина, из-за невозможности сельхозпредприятий своевременно расплачиваться по кредитам рассчитываться перед банками приходится местным властям.
Дошло до того, что средств, предусмотренных в местных бюджетах на исполнение гарантий по кредитам, оказывается недостаточно. По оценкам Минфина, в местных бюджетах на 2015 год на исполнение гарантий предусмотрено 600 млрд. рублей, а по факту выплаты могут превысить 1,3 трлн. рублей.
«Пора прекратить выстраивание долговой пирамиды, когда сельхозорганизации продолжают накапливать проблемную задолженность, а местные бюджеты ухудшают и без того критический уровень долговой устойчивости», — приводятся фрагменты выступления министра финансов Владимира Амарина на мартовской коллегии в последнем номере ведомственного журнала «Финансы, учет, аудит».
Во время коллегии Минфина прозвучало, что совокупный долг регионов на начало года составил 40 трлн. рублей. При этом в четырех областях долги в среднем в полтора раза превышают предельные параметры экономической безопасности. Любопытно, что три четверти долгов регионов приходится на гарантии по кредитам банков.
В 2014 году, как свидетельствуют материалы с расширенной коллегии Минфина, на реструктуризацию долга сельскохозяйственных организаций перед банками было выпущено облигаций местных займов примерно на 2 трлн. рублей. По мнению Минфина, продолжение такой политики может привести к снижению инвестиций в социальную сферу.
Корни неэффективности белорусского АПК
Исследовательский центр ИПМ на днях завершил аналитическую работу, посвященную вопросам функционирования в Беларуси сельского хозяйства.
Авторы исследования, с одной стороны, констатируют, что агропромышленный комплекс находится в стране на особом положении и в последние годы регулярно получал финансовые ресурсы на льготных условиях.
«Cреднегодовая процентная ставка по льготным кредитам сельскому хозяйству намного ниже рыночных ставок по кредитам. Кроме того, срок погашения кредитов, предоставляемых сельскому хозяйству, является большим — до 12 лет. С учетом этого реальные процентные ставки находятся в отрицательной области. Посредством таких кредитов производителям сельскохозяйственной продукции предоставлялись дополнительные субсидии», — констатируют в своей работе экономисты Исследовательского центра ИПМ.
При этом авторы исследования отмечают, что система государственного управления сельским хозяйством создает не только льготные условия, но и барьеры для развития отрасли.
«Государство не только дает сельскому хозяйству, но и забирает. Цены на продукцию растениеводства и животноводства регулируются государством. Государственное регулирование цен является одним из барьеров на пути повышения эффективности отрасли», — говорит экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.
Он обратил внимание, что долги у сельскохозяйственных организаций также возникают в связи административными принципами регулирования агросектора.
laquo;В сложные годы, когда Беларусь сталкивалась с трудностями экспорта продукции машиностроения в Россию, сельхозтехника поставлялась на внутренний рынок, предприятиям на ее приобретения выдавались кредиты», — отмечает Глеб Шиманович.
По мнению белорусских экономистов, возможности для накапливания сельхозорганизациями долгов давно исчерпаны.
«Задолженность сельского хозяйства по кредитам и займам достигла почти 50 трлн. рублей, а вся прибыль сельскохозяйственных организаций за прошлый год составила только 5,5 трлн. рублей. Возможностей для накопления долга в агросекторе нет, нужно перестать давать деньги и заниматься реструктуризацией накопившихся долгов», — убежден руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
Возможности повышения эффективности отрасли экономист увязывает с передачей сельхозорганизаций в частные руки.
«На земле должен быть хозяин, и пока этого не будет, сельское хозяйство не сможет функционировать эффективно. Для того чтобы сельское хозяйство превратилось в эффективный бизнес, необходимо идти на приватизацию», — полагает Ярослав Романчук.
Отраслевые аналитики констатируют, что финансовые показатели намного лучше у фермеров, которые работают в Беларуси, нежели у крупных сельхозорганизаций.
В фермерских хозяйствах, согласно официальным статданным, рентабельность продаж ежегодно составляет около 25-30%.
«Рентабельность фермерских хозяйств намного выше, чем крупных сельхозорганизаций. Это может объясняться тем, что фермеры занимаются наиболее доходными видами деятельности — в частности, выращиванием овощей», — считает Глеб Шиманович.
Таким образом, форма собственности оказывает влияние на финансовые результаты деятельности тех, кто трудится на земле.
Справедливости ради, следует отметить, что правительство периодически поднимает разговор о том, чтобы провести приватизацию сельхозорганизаций и передать их в руки эффективных собственников.
К слову, вице-премьер Михаил Русый в ноябре прошлого года констатировал, что в стране около 30% сельхозорганизаций являются неплатежеспособными и говорил о возможности их продажи. Однако планы о приватизации сельхозпредприятий пока так и не были воплощены в жизнь. Видимо, потому, что государство все еще считает себя эффективным собственником…
Беларусь: Сельское хозяйство еле дышит, и лечить его все дороже
Положение дел в агросекторе вызывает у властей тяжелые чувства — президент во время недавнего совещания интересовался у правительства, дышит ли еще сельское хозяйство. Данные Минфина свидетельствуют о том, что выживает оно с большим трудом и в основном за счет накопления долгов, платить по которым у государства уже не хватает денег.
Новости по теме:Долговая «пирамида»
Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций, поступившие в конце марта, свидетельствуют о величине проблем, с которыми столкнулся агропромышленный комплекс в начале года.
Рентабельность продаж по конечному финансовому результату в агросекторе сложилась на глубоко отрицательном уровне — минус 17,2%. Одновременно с этим сумма чистого убытка убыточных организаций составила в январе почти 1,4 трлн. рублей и увеличилась в 13 (!) раз по сравнению с аналогичным месяцем 2014 года.
Еще одна показательная цифра — величина долгов. По состоянию на 1 февраля 2015 года задолженность сельскохозяйственных организаций по кредитам и займам достигла практически 50 трлн. рублей и выросла за год на 18,8%.
Кстати, недавно, во время мартовской коллегии, руководство Министерства финансов подробно останавливалось на этой проблеме, и выяснилось, что долги сельхозорганизаций ложатся тяжелым бременем на плечи местных бюджетов. По данным Минфина, из-за невозможности сельхозпредприятий своевременно расплачиваться по кредитам рассчитываться перед банками приходится местным властям.
Дошло до того, что средств, предусмотренных в местных бюджетах на исполнение гарантий по кредитам, оказывается недостаточно. По оценкам Минфина, в местных бюджетах на 2015 год на исполнение гарантий предусмотрено 600 млрд. рублей, а по факту выплаты могут превысить 1,3 трлн. рублей.
«Пора прекратить выстраивание долговой пирамиды, когда сельхозорганизации продолжают накапливать проблемную задолженность, а местные бюджеты ухудшают и без того критический уровень долговой устойчивости», — приводятся фрагменты выступления министра финансов Владимира Амарина на мартовской коллегии в последнем номере ведомственного журнала «Финансы, учет, аудит».
Во время коллегии Минфина прозвучало, что совокупный долг регионов на начало года составил 40 трлн. рублей. При этом в четырех областях долги в среднем в полтора раза превышают предельные параметры экономической безопасности. Любопытно, что три четверти долгов регионов приходится на гарантии по кредитам банков.
В 2014 году, как свидетельствуют материалы с расширенной коллегии Минфина, на реструктуризацию долга сельскохозяйственных организаций перед банками было выпущено облигаций местных займов примерно на 2 трлн. рублей. По мнению Минфина, продолжение такой политики может привести к снижению инвестиций в социальную сферу.
Корни неэффективности белорусского АПК
Исследовательский центр ИПМ на днях завершил аналитическую работу, посвященную вопросам функционирования в Беларуси сельского хозяйства.
Авторы исследования, с одной стороны, констатируют, что агропромышленный комплекс находится в стране на особом положении и в последние годы регулярно получал финансовые ресурсы на льготных условиях.
«Cреднегодовая процентная ставка по льготным кредитам сельскому хозяйству намного ниже рыночных ставок по кредитам. Кроме того, срок погашения кредитов, предоставляемых сельскому хозяйству, является большим — до 12 лет. С учетом этого реальные процентные ставки находятся в отрицательной области. Посредством таких кредитов производителям сельскохозяйственной продукции предоставлялись дополнительные субсидии», — констатируют в своей работе экономисты Исследовательского центра ИПМ.
При этом авторы исследования отмечают, что система государственного управления сельским хозяйством создает не только льготные условия, но и барьеры для развития отрасли.
«Государство не только дает сельскому хозяйству, но и забирает. Цены на продукцию растениеводства и животноводства регулируются государством. Государственное регулирование цен является одним из барьеров на пути повышения эффективности отрасли», — говорит экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.
Он обратил внимание, что долги у сельскохозяйственных организаций также возникают в связи административными принципами регулирования агросектора.
laquo;В сложные годы, когда Беларусь сталкивалась с трудностями экспорта продукции машиностроения в Россию, сельхозтехника поставлялась на внутренний рынок, предприятиям на ее приобретения выдавались кредиты», — отмечает Глеб Шиманович.
По мнению белорусских экономистов, возможности для накапливания сельхозорганизациями долгов давно исчерпаны.
«Задолженность сельского хозяйства по кредитам и займам достигла почти 50 трлн. рублей, а вся прибыль сельскохозяйственных организаций за прошлый год составила только 5,5 трлн. рублей. Возможностей для накопления долга в агросекторе нет, нужно перестать давать деньги и заниматься реструктуризацией накопившихся долгов», — убежден руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
Возможности повышения эффективности отрасли экономист увязывает с передачей сельхозорганизаций в частные руки.
«На земле должен быть хозяин, и пока этого не будет, сельское хозяйство не сможет функционировать эффективно. Для того чтобы сельское хозяйство превратилось в эффективный бизнес, необходимо идти на приватизацию», — полагает Ярослав Романчук.
Отраслевые аналитики констатируют, что финансовые показатели намного лучше у фермеров, которые работают в Беларуси, нежели у крупных сельхозорганизаций.
В фермерских хозяйствах, согласно официальным статданным, рентабельность продаж ежегодно составляет около 25-30%.
«Рентабельность фермерских хозяйств намного выше, чем крупных сельхозорганизаций. Это может объясняться тем, что фермеры занимаются наиболее доходными видами деятельности — в частности, выращиванием овощей», — считает Глеб Шиманович.
Таким образом, форма собственности оказывает влияние на финансовые результаты деятельности тех, кто трудится на земле.
Справедливости ради, следует отметить, что правительство периодически поднимает разговор о том, чтобы провести приватизацию сельхозорганизаций и передать их в руки эффективных собственников.
К слову, вице-премьер Михаил Русый в ноябре прошлого года констатировал, что в стране около 30% сельхозорганизаций являются неплатежеспособными и говорил о возможности их продажи. Однако планы о приватизации сельхозпредприятий пока так и не были воплощены в жизнь. Видимо, потому, что государство все еще считает себя эффективным собственником…
Беларусь и Алжир готовы сотрудничать в области сельского хозяйства
Белоруссия планирует в 2015 г увеличить экспорт сельхозпродукции до $7,2 млрд
Беларусь: Лукашенко пообещал в апреле рассмотреть вопросы стратегии развития сельского хозяйства
Беларусь: Кобяков: решения по рефинансированию долгов сельхозпредприятий за ГСМ и удобрения сработали
Глава Минсельхозпрода: 2014 год для АПК был непростым, но результативным
http://www.zol.ru/n/1F662