Совсем скоро начнется массовый сев зерновых, а аграрии до сих пор гадают, какова будет поддержка со стороны государства в плане субсидирования посевов. Рассчитывали-то они на большее. Но, похоже, в очередной раз придется свои аппетиты поумерить.
Хотя о пересмотре системы субсидирования заговорили на уровне правительства еще в конце прошлого года. Как это водится делать - после завершения уборочной кампании. Основанием для совершенствования действующих механизмов было объявлено несоответствие действующей структуры инструментов субсидирования рекомендациям и критериям ВТО и ОЭСР, широкий спектр субсидий, сфокусированный на растениеводство и животноводство.
В ВТО, кстати, Казахстан намеревается вступить в очередной раз в конце этого года. А для этого, по словам чиновников, возникла необходимость пересмотра существующей системы субсидирования, которая была сгруппирована в три блока. В первый блок вошли меры системного характера «по оптимизации и повышению эффективности субсидий в сельском хозяйстве, с переходом к субсидированию выпуска конечного сельхозпродукта». Второй блок - это текущие меры. Это, в частности, «пересмотр механизма субсидирования в семеноводстве, пересмотр механизма субсидирования подачи поливной воды, стимулирование роста производства и экспорта в животноводстве, расширение доступа к инвестиционному субсидированию». В третий блок вошли меры по институциональному совершенствованию, которые включают меры, направленные на обеспечение транспарентности и упрощения административных процедур при выдаче субсидий.
Вместе с тем, чтобы крестьянам жизнь совсем уж сладкой не казалась, предлагалось перенести выдачу субсидий на конец аграрного года. Так сказать, по результатам полученного урожая. Мера, конечно, интересная, но означающая, что и так непередовая отрасль была бы откинута в своем развитии назад еще на пару десятилетий, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz».
А ведь еще три года назад те же чиновники говорили, что к 2016 году в странах Таможенного союза уравняют процент субсидирования аграрной отрасли. Предполагается, что он составит примерно 10% от валового продукта сельского хозяйства каждой из стран. В недалеком 2012 году в Казахстане субсидии сельхозпроизводителям составляют лишь 4%, в России - 6%, а в Беларуси - 18% от валового продукта отрасли. А это означало, что субсидирование сельского хозяйства вырастет в 2, 5 раза. А в Беларуси наоборот = сократится до 10%. И тут мы получаем трехсторонний конфликт: ЕАЭС против ВТО. Беларусь против Казахстана. И Беларусь против всех. 2016 год не за горами, и мы видим, что белорусские продукты питания успешно конкурируют с отечественными, несмотря на то, что они доставляются в республику за тысячи километров.
Надеяться на то, что наш союзник за полтора -два года сократит помощь своему сельскому хозяйству, вряд ли приходится. Беларусь является безоговорочным лидером по уровню дотаций сельского хозяйства. Об этом в середине прошлого года говорил первый вице-премьер республики Владимир Семашко, потребовав от села большего повышения эффективности производства. По его расчетам, глубина только финансовых дотаций составляет 49% (!). Вряд ли что-то изменилось за неполный год.
- Возьмем соотношение между промышленностью и сельским хозяйством по налогам, поступающим в бюджет, - говорил он, - отчисления этих векторов экономики несоизмеримы. Во-вторых, топливо для сельхозпредприятий отпускается по ценам, которые значительно ниже, чем для других отраслей. В-третьих, несмотря на то, что фонд поддержки сельскохозяйственного производителя был ликвидирован, объемы дополнительного финансирования из бюджета сохранились. Эти три позиции и дают суммарно глубину дотаций в 49%.
laquo;А ведь есть еще и другие виды поддержки. Например, калийные удобрения продавали аграриям по цене, которая более чем в 20 раз ниже, чем на мировых рынках», - признал Семашко. Так же он констатировал, что по госпрограмме возрождения села непосредственно в отрасль и сельскую инфраструктуру, в том числе и в обновление машинно-тракторного парка было вложено $37 млрд. Соизмерима ли эта помощь с той, что оказывает государство казахстанскому сельхозпроизводителю? Вот и Семашко, несмотря на договоренность в рамках Таможенного еще союза снизить субсидируемость сельского хозяйства до 10%, ничтоже сумняшеся заявил: «В целях обеспечения продовольственной безопасности государство обязано поддерживать сельское хозяйство. Это, кстати, делают богатейшие и высокоразвитые страны мира: США, ФРГ, Канада и другие (размер дотаций рассчитывается на гектар угодий или на единицу урожая). Удобрения за рубежом также субсидируют. Поэтому не следует думать, что наше сельское хозяйство нужно лишить дотаций. Ни в коем случае. Суть проблемы в том, что уровень поддержки в развитых странах составляет 18-20%, а у нас как минимум 49…».
А что же у нас? Возьмем для примера одну область Казахстана - Костанайскую. Из общей суммы субсидий, направленных в этом году на развитие сельского хозяйства области, в объёме 16,5 млрд. тенге, отрасли растениеводства выделено 12,1 млрд. тенге, в том числе: по программе удешевления стоимости ГСМ - 4,9 млрд. тенге; на приобретение минеральных удобрений - 2,5 млрд. тенге; на приобретение гербицидов - 4,2 млрд. тенге; на развитие семеноводства - 367 млн. тенге; на другие программы - 133 млн. тенге.
При этом, как всегда, произошла задержка с опубликованием и утверждением Правил субсидирования по всем программам растениеводства. Хотя заранее и было известно, что в проекте Правил субсидирования хозяйств по программе приобретения минеральных удобрений и гербицидов сохранён прошлогодний механизм.
Хорошо еще, что в связи со сложными погодно-климатическими условиями прошлого года и поступившими в ходе их обсуждения предложениями от Администраторов бюджетных программ, Союза фермеров Казахстана, в проекте Правил текущего года по субсидированию зерновых культур исключены нормы о необходимости посева семенами не ниже 3 репродукции и необходимость предоставления карт (схем) севооборотов. Данные нововведения должны привести к большему охвату количества участников в данной программе.
Если в 2014 году число просубсидированных хозяйств было 1,5 тысячи, то в этом году в Костанайской области их количество по прогнозу возрастёт почти в 2 раза.
А вот о чем мечтали аграрии и что пока не сбылось. В январе за круглым столом сельхозтоваропроизводители и Союз фермеров Казахстана обсуждали нормативы субсидий на текущий год и проект Правил субсидирования.
Большинство участников тогда высказало мнение об увеличении нормы субсидий на пшеницу до 800 тенге на гектар (в 2014 году было 300 тенге на гектар). Учитывая возрастающую потребность в кормах отрасли животноводства, нормы на возделывание кормовых культур предложено было оставить на уровне 9000-10000 тенге/га, кормовых на орошении - 60 000 тенге/га.
Стоит отметить, что в предыдущие годы масличные культуры субсидировались единой нормой и не подразделялись по культурам, как зерновые. В этом году, в целях дальнейшей диверсификации структуры посевных площадей и стимулирования производства наиболее востребованных на внутреннем рынке масличных культур (подсолнечник), предложен дифференцированный подход их субсидирования, с уменьшением тарифов субсидий по сафлору, горчице, рыжику.
В заключение надо отметить, что подготовка к весенне-полевым работам этого года для сельхозтоваропроизводителей области проходит в непростых условиях, связанных не только с последствиями уборки урожая прошлого года, но и негативными явлениями финансового кризиса, затронувших экономику другого нашего союзника - Российской Федерации, и коснувшихся нашей республики.
Казахстан: Даешь субсидии... и много
Совсем скоро начнется массовый сев зерновых, а аграрии до сих пор гадают, какова будет поддержка со стороны государства в плане субсидирования посевов. Рассчитывали-то они на большее. Но, похоже, в очередной раз придется свои аппетиты поумерить.
Новости по теме:Хотя о пересмотре системы субсидирования заговорили на уровне правительства еще в конце прошлого года. Как это водится делать - после завершения уборочной кампании. Основанием для совершенствования действующих механизмов было объявлено несоответствие действующей структуры инструментов субсидирования рекомендациям и критериям ВТО и ОЭСР, широкий спектр субсидий, сфокусированный на растениеводство и животноводство.
В ВТО, кстати, Казахстан намеревается вступить в очередной раз в конце этого года. А для этого, по словам чиновников, возникла необходимость пересмотра существующей системы субсидирования, которая была сгруппирована в три блока. В первый блок вошли меры системного характера «по оптимизации и повышению эффективности субсидий в сельском хозяйстве, с переходом к субсидированию выпуска конечного сельхозпродукта». Второй блок - это текущие меры. Это, в частности, «пересмотр механизма субсидирования в семеноводстве, пересмотр механизма субсидирования подачи поливной воды, стимулирование роста производства и экспорта в животноводстве, расширение доступа к инвестиционному субсидированию». В третий блок вошли меры по институциональному совершенствованию, которые включают меры, направленные на обеспечение транспарентности и упрощения административных процедур при выдаче субсидий.
Вместе с тем, чтобы крестьянам жизнь совсем уж сладкой не казалась, предлагалось перенести выдачу субсидий на конец аграрного года. Так сказать, по результатам полученного урожая. Мера, конечно, интересная, но означающая, что и так непередовая отрасль была бы откинута в своем развитии назад еще на пару десятилетий, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz».
А ведь еще три года назад те же чиновники говорили, что к 2016 году в странах Таможенного союза уравняют процент субсидирования аграрной отрасли. Предполагается, что он составит примерно 10% от валового продукта сельского хозяйства каждой из стран. В недалеком 2012 году в Казахстане субсидии сельхозпроизводителям составляют лишь 4%, в России - 6%, а в Беларуси - 18% от валового продукта отрасли. А это означало, что субсидирование сельского хозяйства вырастет в 2, 5 раза. А в Беларуси наоборот = сократится до 10%. И тут мы получаем трехсторонний конфликт: ЕАЭС против ВТО. Беларусь против Казахстана. И Беларусь против всех. 2016 год не за горами, и мы видим, что белорусские продукты питания успешно конкурируют с отечественными, несмотря на то, что они доставляются в республику за тысячи километров.
Надеяться на то, что наш союзник за полтора -два года сократит помощь своему сельскому хозяйству, вряд ли приходится. Беларусь является безоговорочным лидером по уровню дотаций сельского хозяйства. Об этом в середине прошлого года говорил первый вице-премьер республики Владимир Семашко, потребовав от села большего повышения эффективности производства. По его расчетам, глубина только финансовых дотаций составляет 49% (!). Вряд ли что-то изменилось за неполный год.
- Возьмем соотношение между промышленностью и сельским хозяйством по налогам, поступающим в бюджет, - говорил он, - отчисления этих векторов экономики несоизмеримы. Во-вторых, топливо для сельхозпредприятий отпускается по ценам, которые значительно ниже, чем для других отраслей. В-третьих, несмотря на то, что фонд поддержки сельскохозяйственного производителя был ликвидирован, объемы дополнительного финансирования из бюджета сохранились. Эти три позиции и дают суммарно глубину дотаций в 49%.
laquo;А ведь есть еще и другие виды поддержки. Например, калийные удобрения продавали аграриям по цене, которая более чем в 20 раз ниже, чем на мировых рынках», - признал Семашко. Так же он констатировал, что по госпрограмме возрождения села непосредственно в отрасль и сельскую инфраструктуру, в том числе и в обновление машинно-тракторного парка было вложено $37 млрд. Соизмерима ли эта помощь с той, что оказывает государство казахстанскому сельхозпроизводителю? Вот и Семашко, несмотря на договоренность в рамках Таможенного еще союза снизить субсидируемость сельского хозяйства до 10%, ничтоже сумняшеся заявил: «В целях обеспечения продовольственной безопасности государство обязано поддерживать сельское хозяйство. Это, кстати, делают богатейшие и высокоразвитые страны мира: США, ФРГ, Канада и другие (размер дотаций рассчитывается на гектар угодий или на единицу урожая). Удобрения за рубежом также субсидируют. Поэтому не следует думать, что наше сельское хозяйство нужно лишить дотаций. Ни в коем случае. Суть проблемы в том, что уровень поддержки в развитых странах составляет 18-20%, а у нас как минимум 49…».
А что же у нас? Возьмем для примера одну область Казахстана - Костанайскую. Из общей суммы субсидий, направленных в этом году на развитие сельского хозяйства области, в объёме 16,5 млрд. тенге, отрасли растениеводства выделено 12,1 млрд. тенге, в том числе: по программе удешевления стоимости ГСМ - 4,9 млрд. тенге; на приобретение минеральных удобрений - 2,5 млрд. тенге; на приобретение гербицидов - 4,2 млрд. тенге; на развитие семеноводства - 367 млн. тенге; на другие программы - 133 млн. тенге.
При этом, как всегда, произошла задержка с опубликованием и утверждением Правил субсидирования по всем программам растениеводства. Хотя заранее и было известно, что в проекте Правил субсидирования хозяйств по программе приобретения минеральных удобрений и гербицидов сохранён прошлогодний механизм.
Хорошо еще, что в связи со сложными погодно-климатическими условиями прошлого года и поступившими в ходе их обсуждения предложениями от Администраторов бюджетных программ, Союза фермеров Казахстана, в проекте Правил текущего года по субсидированию зерновых культур исключены нормы о необходимости посева семенами не ниже 3 репродукции и необходимость предоставления карт (схем) севооборотов. Данные нововведения должны привести к большему охвату количества участников в данной программе.
Если в 2014 году число просубсидированных хозяйств было 1,5 тысячи, то в этом году в Костанайской области их количество по прогнозу возрастёт почти в 2 раза.
А вот о чем мечтали аграрии и что пока не сбылось. В январе за круглым столом сельхозтоваропроизводители и Союз фермеров Казахстана обсуждали нормативы субсидий на текущий год и проект Правил субсидирования.
Большинство участников тогда высказало мнение об увеличении нормы субсидий на пшеницу до 800 тенге на гектар (в 2014 году было 300 тенге на гектар). Учитывая возрастающую потребность в кормах отрасли животноводства, нормы на возделывание кормовых культур предложено было оставить на уровне 9000-10000 тенге/га, кормовых на орошении - 60 000 тенге/га.
Стоит отметить, что в предыдущие годы масличные культуры субсидировались единой нормой и не подразделялись по культурам, как зерновые. В этом году, в целях дальнейшей диверсификации структуры посевных площадей и стимулирования производства наиболее востребованных на внутреннем рынке масличных культур (подсолнечник), предложен дифференцированный подход их субсидирования, с уменьшением тарифов субсидий по сафлору, горчице, рыжику.
В заключение надо отметить, что подготовка к весенне-полевым работам этого года для сельхозтоваропроизводителей области проходит в непростых условиях, связанных не только с последствиями уборки урожая прошлого года, но и негативными явлениями финансового кризиса, затронувших экономику другого нашего союзника - Российской Федерации, и коснувшихся нашей республики.
Субсидии в казахстанский АПК увеличились в 1,8 раза - глава МСХ
Аграриям Северного Казахстана субсидируют приобретение удобрений на 30-50%
Минсельхоз РК вновь обвинил акиматы в «разбазаривании» бюджетных средств
Казахстан: Особенности весенних полевых работ
Продкорпорация направила аграриям Казахстана для проведения сева более 11 млрд. тенге
http://www.zol.ru/n/1FB5A