01.10.2015 11:22

“Ростсельмаш” отказался переносить производство тракторов из Канады в Россию

 На своей страничке в «ЖЖ» Константин Бабкин, председатель совета директоров ассоциации «Росагромаш» (в её состав входит ООО «Комбайновый завод “Ростсельмаш”»), рассказал, почему российским предпринимателям выгодней развивать производство за рубежом.

Свою запись он предварил разъяснением для читателей: «Путин попросил написать записку о том, почему «Ростсельмаш» не переносит производство тракторов из Канады в Россию. Сравнил условия. Думаю, эта информация будет интересна и вам». Бизнесмен провёл сравнение по десяти пунктам, и оказалось, что лишь по двум их них — стоимости трудовых ресурсов и газа — преимущества будет иметь бизнесмен, ведущий дела в России. По остальным восьми предпочтительнее оказалась Канада. «В 2012 году средняя зарплата квалифицированного рабочего (например, сварщика или сборщика) в Ростове-на-Дону составила 67% от зарплаты аналогичного рабочего в Виннипеге». В то же время в Канаде в 3,5 раза ниже отчисления в пенсионный фонд, в 2 раза ниже сборы за страхование от несчастных случаев, на треть ниже налог на добавленную стоимость (12% против 18% в России), но в 2,8 раза выше подоходный налог», — признаёт Бабкин. В итоге на рубль выданной на руки зарплаты в России необходимо заплатить налогов и отчислений 81 копейку, а в Канаде – 72 копейки. По расчётам бизнесмена, затраты на оплату труда на заводе в Канаде за год составили $38,5 млн. На аналогичном заводе в Ростове-на-Дону они составили бы $28,5 млн. Разница получилась существенной — в 10 млн долларов. За счёт более низких цен на газ владелец тракторного завода, аналогичного “Ростсельмаш” (если производственные мощности будут находиться в РФ), сможет сэкономить ещё $0,657 млн. Но на этом преимущества заканчиваются «Тарифы на поставку электроэнергии в Канаде для крупных промышленных предприятий составляют в среднем 1,7 рубля за кВт. В России тариф в 2,2 раза выше — 3,7 рублей. Таким образом, издержки тракторного завода на электроэнергию при переносе в Россию вырастут на $2,118 млн, что значительно превосходит экономию на газоснабжении», — пишет Константин Бабкин. Такая же ситуация с грузоперевозками. Рост издержек на транспортировку составит $4,183 млн. В целом рост издержек, связанных с использованием услуг транспортных компаний и естественных монополий, по усреднённым расчётам, составит $5,644 млн в год. Важная составляющая развития бизнеса — стоимость кредитов. В Канаде выплаты по займам в 5,1 раза ниже чем в России. Для канадского и российского тракторных заводов разница составила бы $14,4 млн (3,5 млн против 17,9 млн). Любопытно обстоит дело с расходами на охрану предприятия. Для охраны канадского предприятия Константину Бабкину требуется 4 человека, а для охраны российского аналога — 150 (!). «Издержки на охрану аналогичного завода в Ростовской области составят порядка $1,05 млн, что на $0,898 млн больше текущих затрат по данной статье на канадском предприятии», — констатирует Бабкин. Излишняя бюрократия, сложность ведения бухгалтерского и налогового учёта в России, громоздкий документооборот, необходимость предоставления большого количества документов различным контролирующим и фискальным органам дают Канаде фору ещё в $1 млн. Но самая большая статья экономии — налоги. Владелец завода, расположенного в Виннипеге, заплатит налогов на $26,1 млн меньше, чем его коллега в Ростове. По мнению Бабкина, в России не так ощутима государственная поддержка развития производства. «К примеру, в прошлом году  “Ростсельмаш”  в Канаде получил индивидуальные гранты на разработку новых компонентов в размере 100-150 тысяч долларов США на проект. На эти деньги разработали новую раму для трактора, топливный бак, элементы капота из новых материалов. Прибавьте сюда компенсацию инвестиций предприятия на энергосбережение и обучение персонала и многое другое», — отмечает бизнесмен. Мало произвести — надо ещё и продать. Помощь канадского государства и тут гораздо ощутимей, чем российского. Начинается это с поддержки сельхозпроизводителей. Объём поддержки сельского хозяйства в Канаде в прошлом году составил  $7 млрд, то есть $160 на 1 гектар посевных площадей (в России данный показатель не превышает $40). К примеру, топливо для нужд сельского хозяйства в Канаде не облагается налогами и акцизами – так называемое «розовое топливо», что значительно снижает издержки производителей и позволяет внедрять прогрессивные технологии», — аргументирует Бабкин. Получив поддержку, канадские фермеры имеют возможность регулярно обновлять парк сельхозтехники. «Благодаря поддержке государства, в первом полугодии  рост продаж тракторов в Канаде составил 8%, комбайнов – 21% (в России – падение на 13% и 26%, соответственно). Такая же ситуация в работе на экспорт «В Канаде действует госагентство по развитию экспорта EDC. В отличие от российского аналога (ЭКСАР), данное агентство не только страхует экспортные сделки, но и выдаёт связанные кредиты по льготным ставкам зарубежным покупателям. Например, на рынке Казахстана канадский “Ростсельмаш” реализует 100% продукции через программы EDC, ставка связанных кредитов составляет 3,8% годовых. И наконец, к числу факторов, влияющих на развитие бизнеса в сельхозмашиностроении, Бабкин отнёс отсутствие пробок в городах, что позволяет осуществлять поставки материалов и комплектующих на завод по системе JIT (Just in Time) и значительно экономить на содержании складов и оплате персонала. Кроме того, по словам Бабкина, официальные лица канадского правительства, посольств и различных агентств первым пунктом повестки в международных переговорах ставят экспорт канадской промышленной продукции, что позитивно сказывается на его росте. Устав.Ком. обращает внимание, что эта проблема более чем актуальна и для Свердловской области. Например, Первоуральский динасовый завод, основанный еще в 1932 году, производящий огнеупорные материалы, полностью перенес свое производство в Китай. В Свердловской области (Первоуральске) осталась только его контора.

http://www.zol.ru/n/24044
Источник: Устав