01.04.2016 04:29

Подконтрольный государству зерновой холдинг возглавит соратник Магомедова

Гендиректором подконтрольной государству Объединенной зерновой компании в понедельник может быть назначен Марат Шайдаев, соратник основателя группы «Сумма» Зиявудина Магомедова — миноритарного акционера ОЗК

Как рассказали РБК два источника в совете директоров Объединенной зерновой компании (ОЗК), в понедельник, 4 апреля, совет рассмотрит вопрос об освобождении от должности и.о. гендиректора Алены Игумновой и назначении на ее место выходца из группы «Сумма» Марата Шайдаева, который с 2014 года входит в совет директоров ОЗК. На этой неделе Шайдаев был также назначен первым замгендиректора ОЗК, рассказал один из собеседников РБК.

Игумнова перенаправила корреспондента РБК за комментариями к пресс-службе ОЗК. Представитель ОЗК отказалась от комментариев. Марат Шайдаев ответил, что будет готов давать комментарии после проведения совета директоров.

По словам источника в совете директоров ОЗК, решение может быть связано с тем, что компания переходит в «стадию развития», а основные компетенции Алены Игумновой были связаны, по его словам, с «антикризисным управлением».

Доля РФ в уставном капитале ОЗК составляет 50% плюс одна голосующая акция, остальное с 2012 года принадлежит группе «Сумма» предпринимателя Зиявудина Магомедова. Представитель Росимущества отказался от комментариев. Представитель «Суммы» подтвердил РБК, что совет директоров назначен на 4 апреля и что на нем будет рассмотрен «кадровый вопрос», но подробности комментировать отказался.

Что такое ОЗК

ОЗК — государственный агент при проведении закупочных и товарных интервенций на рынке зерна. Под управлением компании в 18 субъектах РФ находятся 19 элеваторов общей емкостью 2 млн т, семь перерабатывающих предприятий мощностью 1,6 млн т и три портовых элеватора мощностью перевалки 5,3 млн т в год, в числе которых одно из самых больших в стране предприятий по портовой перевалке — ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (НКХП). Выручка ОЗК в 2015 году снизилась на 4,9%, до 16,27 млрд руб., что связано с «падением выручки от реализации продукции на внешнем рынке из-за макроэкономической нестабильности и введения госпошлины на экспорт пшеницы», сообщила в среду неаудированные результаты компания. Чистая прибыль компании в 2015 году выросла с учетом переоценки активов по сравнению с 2014 годом в 58,4 раза, до 16,24 млрд руб. Как пояснил представитель ОЗК, переоценка активов произошла благодаря выходу НКХП на IPO в конце 2015 года. ОЗК является основным акционером НКХП.
 
Алена Игумнова пришла в ОЗК 12 января 2015 года. До этого, по информации на сайте ОЗК, она работала в компаниях Deloitte, Sovlink, «Морской порт Санкт-Петербург», до 2013 года возглавляла Национальную контейнерную компанию, а в декабре 2013 года перешла на должность заместителя генерального директора портового холдинга Global Ports.
 
Марат Шайдаев ​пришел в группу «Сумма» Зиявудина Магомедова в 2004 году, указано на сайте транспортной группы Fesco (32,5% принадлежит «Сумме», указывала в ноябре 2015 года газета «Ведомости»). В 2013 году газета «Коммерсантъ» называла Марата Шайдаева одним из ближайших соратников Магомедова. С 2005 по 2009 год он возглавлял ЗАО «Транс-Флот», управляющую компанию порта Приморск. Впоследствии работал в головной компании группы «Сумма», занимался оперативным управлением активами. В 2012–2013 годах Шайдаев занимал пост первого заместителя генерального директора Новороссийского морского торгового порта (НМТП), совладельцем которого является «Сумма». С 2011 года Шайдаев также входит в совет директоров НМТП, с 2013 года — в совет директоров ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (головная компания группы Fesco), с 2014 года — в совет директоров ОЗК.

По словам источника РБК, Марат Шайдаев был одним из авторов стратегии развития ОЗК до 2020 года, которую совет директоров ОЗК утвердил в июне 2014 года. Как сообщала газета «Коммерсантъ»​, согласно стратегии к 2020 году выручка должна составить 93 млрд руб., EBITDA — 15 млрд руб., а общий объем инвестиций компании до 2020 года — около 40 млрд руб. По плану 25–30% средств на инвестпрограмму выделит сама ОЗК, а остальное займет. Также ОЗК планирует создать железнодорожного оператора с парком из 2 тыс. вагонов-зерновозов и потратить на это около 5 млрд руб. 28 марта 2016 года ОЗК сделала первый шаг к созданию железнодорожного оператора, объявив тендер на покупку 15 тыс. вагонов-зерновозов на 47,7 млрд руб. Однако, как указывал «Коммерсантъ» со ссылкой на экспертов, реалистичным является только первый лот тендера (1,5 тыс. зерновозов), остальные фактически представляют собой запрос котировок.

Приватизация зерна​

После того как в состав акционеров ОЗК вошла «Сумма», власти неоднократно говорили о возможности дальнейшей приватизации ОЗК.​ Снижение доли государства в ОЗК также было предусмотрено прогнозным планом приватизации на 2014–2016 годы, сообщала в декабре 2015 года газета «Ведомости». 21 декабря газета «Ведомости» писала, что Минсельхоз направил письмо на имя вице-премьера Аркадия Дворковича за подписью первого замминистра сельского хозяйства Евгения Громыко, в котором соглашается с приватизацией ОЗК. Предполагается, что приватизация компании пройдет поэтапно: на первом этапе возможны допэмиссия и продажа части госпакета, в результате государство должно остаться с 25–35% акций. Сама ОЗК ждет возможности провести допэмиссию, следует из письма — это «основной механизм для дальнейшего эффективного развития компании», пересказывает Громыко аргументы компании. В письме было также указано, что ОЗК, в свою очередь, ждет возможности провести допэмиссию. Минсельхоз указал, что «концептуально» поддерживает предложение ОЗК продать акции допэмиссии российскому стратегическому инвестору и с его помощью создать крупного национального зернотрейдера, писал Громыко.

Однако в декабре 2015 года руководитель Росимущества Ольга Дергунова заявила, что вопрос о приватизации ОЗК в ближайшее время не стоит: «Прежде чем продавать акции компании на следующем этапе, целесообразно удостовериться, что все те обязательства, которые компания брала перед государством, исполнены», — сказала она.


Новости по теме:
РЖД намерены привлекать грузопотоки с конкурирующих видов транспорта через тарифную политику
Чистая прибыль ОЗК в 2015 г увеличилась в 58,3 раза, до 16,245 млрд руб
Ткачев подписал указ о предельных минимальных ценах при проведении закупочных интервенций в отношении зерна урожая 2016 года
Очередной сухогруз едва не протаранил недостроенный Керченский мост
Система «Платон» способствует перетоку грузов на водный транспорт – Минтранс РФ

http://www.zol.ru/n/2645C
Источник: РБК