Рубли вернутся в порты. ФАС может с 2017 г. начать регулировать стоимость услуг в портах
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может вернуться к госрегулированию цен на портовые услуги уже с 1 января 2017 г. Если идею поддержит правительство, ФАС аннулирует приказы Федеральной службы по тарифам (ФТС) от 2013 г., по которым в качестве эксперимента было введено дерегулирование ставок на перевалку и хранение грузов во всех портах – за исключением арктических. ФАС установит предельный тариф, опираясь на отношение валовой выручки стивидоров к прогнозируемой стоимости перевалки, хранения и буксировки, – заявили в службе. Размер валовой прибыли от регулируемых услуг стивидоры сами рассчитают по предложенной ФАС методике.
Тарифы будут устанавливаться на календарный год и могут быть дифференцированы по кварталам. Номинированы они в рублях – на этом, в частности, настаивали нефтяные компании.
Как стало известно «Ведомостям», еще в декабре 2015 г. «Русснефть» обратилась к ФАС с просьбой возбудить дело против Приморского торгового порта (ПТП; подконтролен совместному предприятию «Транснефти» и «Суммы»). Нефтяники обвинили стивидора в нарушении антимонопольного законодательства и нерыночном росте выручки от предоставляемых услуг (копия письма есть у «Ведомостей», подлинность его подтвердила ФАС). «Русснефть» жаловалась, что в ноябре 2014 г. стоимость перевалки нефти для нее увеличилась с 79 до 99 руб. за тонну, а в мае 2015 г. компании пришлось согласиться на $2,25 по курсу ЦБ на дату коносамента (около 120 руб. на конец месяца).
В марте нынешнего года групповое обращение с жалобой на удорожание перевалки в сам порт направили «Русснефть», «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл» и «Башнефть». В апреле с обращением в ФАС выступила еще и «Роснефть»(копия есть у «Ведомостей», подлинность подтвердила ФАС). С января 2015 г., писала компания, ПТП навязал ей договор на невыгодных условиях: если в 2013 г. перевалка 1 т нефти стоила 99 руб., то с 1 мая 2015 г. она составила $2,25 за тонну. В связи с резким ростом рубля стоимость перевалки нефти выросла с 2014 г. в 1,7 раза, возмущалась «Роснефть».
Методика расчета
ФАС предлагает рассчитывать валовую прибыль по следующей формуле: суммировать затраты стивидоров на операционную деятельность, нормативную прибыль (доход на капитал), расходы на налог на прибыль и возврат капитала по объектам основных средств, использованных в деятельности.
Еще в октябре 2015 г. после очередного заседания комиссии по ТЭКу президент Владимир Путин запретил номинировать цену инфраструктурных услуг в портах в иностранной валюте и условных единицах. В конце апреля куратор нефтегазовой отрасли зампред правительства Аркадий Дворкович во исполнение распоряжения президента дал поручение ФАС и профильным министерствам.
«Ставка в твердой валюте – мировая практика, – комментирует ситуацию представитель угольной компании. – От перевода в рубли выиграют только трейдеры, такие, как Glencore и Trafigura, а на производителях это никак не скажется». ФАС не согласна: перевод в рубли и регулирование тарифа понизит транспортную составляющую по всей цепочке, будет способствовать развитию экономики и улучшению делового климата.
ФАС уверена, что порты стали бенефициарами девальвации. «Порты – часть транспортной цепочки, в ней еще участвуют РЖД и операторы вагонного парка. Получается, что предоставленные РЖД скидки отчасти были компенсированы удорожанием услуг портов», – сетует представитель службы.
Доходность работы порта выросла более чем на 80%, рассказывают федеральные чиновники со ссылкой на отчетность стивидоров, – например, в Новороссийском морском торговом порту (НМТП) зерно переваливают на 309%, а черные металлы – на 297% дороже, чем до начала эксперимента, а маржа НМТП выросла на 86%. Перевалить контейнер на Балтике Global Ports, по данным чиновников, предлагает на 1187% дороже, чем в 2013 г., а UCL Ports за услуги на «Контейнерном терминале Санкт-Петербург» берет на 418% больше, чем до дерегулирования.
В ФАС говорят, что с 2013 г. услуги стивидоров в среднем подорожали в 2,5 раза, а по отдельным позициям зафиксирован 10-кратный рост. Регулирование тарифов в портах, а также номинирование их в рублях приведет к падению стоимости перевалки до реальных затрат стивидоров и сократит их маржу до среднеевропейской, считает ФАС. Маржинальность по EBITDA в 2015 г. финских портов – 20%, по данным отчетности Global Ports, а маржинальность по EBITDA самой компании – 76,9%.
«Для грузоотправителей на самом деле цены не выросли после отмены госрегулирования, а по некоторым видам груза даже упали», – рассказывает топ-менеджер одной из угольных компаний. До 2013 г. существовал тариф, установленный государством, и тариф, который грузоотправитель реально платил, продолжает он, а после дерегулирования тариф просто вышел из серой зоны, вырос формально, на бумаге.
Представитель Минтранса объясняет, что, когда тариф в порту регулировался, стивидор действительно часть услуг выводил в дополнительные и требовал за них отдельной платы. Для грузоотправителя конечная стоимость услуг в порту была выше той, что устанавливало государство, продолжает он, после дерегулирования ставка была объединена, отсюда и ее формальный рост. «По анализу Минтранса, увеличения ставки для грузоотправителя в валютном выражении не произошло», – подчеркнул представитель министерства и добавил, что Минтранс не получал жалоб от крупных грузоотправителей на рост ставки в портах. Минтранс не поддерживает регулирование, часть услуг снова уйдет в тень, уверен чиновник. Представитель UC Rusal говорит, что за три последних года ставки в портах росли в пределах инфляции – за исключением портов южного бассейна. В 2014 г. UC Rusal пересмотрела стоимость перевалки и разделила со стивидорами девальвационные риски пополам. Компания приветствует перевод ставок в рубли – это снимет с нее девальвационные риски.
Но усложнит жизнь самим портам, считают стивидоры. Топ-менеджер одного из крупных зерновых терминалов говорит, что регулирование ударит по инвестиционной привлекательности отрасли: «Портовый бизнес капиталоемкий, у него длинный цикл, планировать приходится на 5–10 лет вперед. Как можно что-то планировать, если правительство постоянно меняет правила игры?» Никаких сверхприбылей за последние годы у порта нет, продолжает он: «В 2013 г. мы переваливали тонну зерна за $25, в 2016 г. – за $19,8, сохраняется тенденция снижения тарифа на перевалку».
Начавшаяся в 2010 г. отмена государственного регулирования тарифов в морских портах России не оказала никакого влияния на стоимость перевалки грузов компаний группы UCL Port, говорит представитель компании: «Применяемые стивидорами группы тарифы в морских портах Санкт-Петербурга, Туапсе, Таганрога в основном установлены еще в 2001–2002 гг., когда было государственное регулирование, и после отмены госрегулирования не повышались». Представитель Global Ports уверен, что ценообразование тарифа на сегодняшний день рыночное, а ставки диктуются спросом и предложением. Приведенные чиновниками цифры недостоверны, продолжает он, но сложно комментировать ошибочность оценок, не видя самих расчетов. «Мы работаем в условиях жесткой конкуренции с российскими и зарубежными контейнерными операторами, осуществляем масштабные вложения в развитие мощностей и сервиса терминалов», – говорит он. Динамика тарифов продиктована в том числе задачей возврата инвестиций, но всегда обсуждается с клиентами, заверяет представитель Global Ports. В целом изменение ставок регулируется исключительно рыночными факторами, в 2016 г. на фоне сложной ситуации на рынке изменений тарифа не было, констатирует он. «При установлении ставки в рублях на стивидоров полностью лягут все девальвационные риски», - говорит представитель Минтранса.
«Регулирование ставок может привести к снижению доходности и, как следствие, сокращению инвестиций в перевалочные мощности, – опасается представитель Министерства транспорта. – Министерству неочевидны преимущества возврата к регулированию тарифа в порту, как и его расчета в рублях».
Рубли вернутся в порты. ФАС может с 2017 г. начать регулировать стоимость услуг в портах
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может вернуться к госрегулированию цен на портовые услуги уже с 1 января 2017 г. Если идею поддержит правительство, ФАС аннулирует приказы Федеральной службы по тарифам (ФТС) от 2013 г., по которым в качестве эксперимента было введено дерегулирование ставок на перевалку и хранение грузов во всех портах – за исключением арктических. ФАС установит предельный тариф, опираясь на отношение валовой выручки стивидоров к прогнозируемой стоимости перевалки, хранения и буксировки, – заявили в службе. Размер валовой прибыли от регулируемых услуг стивидоры сами рассчитают по предложенной ФАС методике.
Тарифы будут устанавливаться на календарный год и могут быть дифференцированы по кварталам. Номинированы они в рублях – на этом, в частности, настаивали нефтяные компании.
Как стало известно «Ведомостям», еще в декабре 2015 г. «Русснефть» обратилась к ФАС с просьбой возбудить дело против Приморского торгового порта (ПТП; подконтролен совместному предприятию «Транснефти» и «Суммы»). Нефтяники обвинили стивидора в нарушении антимонопольного законодательства и нерыночном росте выручки от предоставляемых услуг (копия письма есть у «Ведомостей», подлинность его подтвердила ФАС). «Русснефть» жаловалась, что в ноябре 2014 г. стоимость перевалки нефти для нее увеличилась с 79 до 99 руб. за тонну, а в мае 2015 г. компании пришлось согласиться на $2,25 по курсу ЦБ на дату коносамента (около 120 руб. на конец месяца).
В марте нынешнего года групповое обращение с жалобой на удорожание перевалки в сам порт направили «Русснефть», «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл» и «Башнефть». В апреле с обращением в ФАС выступила еще и «Роснефть»(копия есть у «Ведомостей», подлинность подтвердила ФАС). С января 2015 г., писала компания, ПТП навязал ей договор на невыгодных условиях: если в 2013 г. перевалка 1 т нефти стоила 99 руб., то с 1 мая 2015 г. она составила $2,25 за тонну. В связи с резким ростом рубля стоимость перевалки нефти выросла с 2014 г. в 1,7 раза, возмущалась «Роснефть».
Методика расчетаФАС предлагает рассчитывать валовую прибыль по следующей формуле: суммировать затраты стивидоров на операционную деятельность, нормативную прибыль (доход на капитал), расходы на налог на прибыль и возврат капитала по объектам основных средств, использованных в деятельности.
Еще в октябре 2015 г. после очередного заседания комиссии по ТЭКу президент Владимир Путин запретил номинировать цену инфраструктурных услуг в портах в иностранной валюте и условных единицах. В конце апреля куратор нефтегазовой отрасли зампред правительства Аркадий Дворкович во исполнение распоряжения президента дал поручение ФАС и профильным министерствам.
«Ставка в твердой валюте – мировая практика, – комментирует ситуацию представитель угольной компании. – От перевода в рубли выиграют только трейдеры, такие, как Glencore и Trafigura, а на производителях это никак не скажется». ФАС не согласна: перевод в рубли и регулирование тарифа понизит транспортную составляющую по всей цепочке, будет способствовать развитию экономики и улучшению делового климата.
ФАС уверена, что порты стали бенефициарами девальвации. «Порты – часть транспортной цепочки, в ней еще участвуют РЖД и операторы вагонного парка. Получается, что предоставленные РЖД скидки отчасти были компенсированы удорожанием услуг портов», – сетует представитель службы.
Доходность работы порта выросла более чем на 80%, рассказывают федеральные чиновники со ссылкой на отчетность стивидоров, – например, в Новороссийском морском торговом порту (НМТП) зерно переваливают на 309%, а черные металлы – на 297% дороже, чем до начала эксперимента, а маржа НМТП выросла на 86%. Перевалить контейнер на Балтике Global Ports, по данным чиновников, предлагает на 1187% дороже, чем в 2013 г., а UCL Ports за услуги на «Контейнерном терминале Санкт-Петербург» берет на 418% больше, чем до дерегулирования.
В ФАС говорят, что с 2013 г. услуги стивидоров в среднем подорожали в 2,5 раза, а по отдельным позициям зафиксирован 10-кратный рост. Регулирование тарифов в портах, а также номинирование их в рублях приведет к падению стоимости перевалки до реальных затрат стивидоров и сократит их маржу до среднеевропейской, считает ФАС. Маржинальность по EBITDA в 2015 г. финских портов – 20%, по данным отчетности Global Ports, а маржинальность по EBITDA самой компании – 76,9%.
«Для грузоотправителей на самом деле цены не выросли после отмены госрегулирования, а по некоторым видам груза даже упали», – рассказывает топ-менеджер одной из угольных компаний. До 2013 г. существовал тариф, установленный государством, и тариф, который грузоотправитель реально платил, продолжает он, а после дерегулирования тариф просто вышел из серой зоны, вырос формально, на бумаге.
Представитель Минтранса объясняет, что, когда тариф в порту регулировался, стивидор действительно часть услуг выводил в дополнительные и требовал за них отдельной платы. Для грузоотправителя конечная стоимость услуг в порту была выше той, что устанавливало государство, продолжает он, после дерегулирования ставка была объединена, отсюда и ее формальный рост. «По анализу Минтранса, увеличения ставки для грузоотправителя в валютном выражении не произошло», – подчеркнул представитель министерства и добавил, что Минтранс не получал жалоб от крупных грузоотправителей на рост ставки в портах. Минтранс не поддерживает регулирование, часть услуг снова уйдет в тень, уверен чиновник. Представитель UC Rusal говорит, что за три последних года ставки в портах росли в пределах инфляции – за исключением портов южного бассейна. В 2014 г. UC Rusal пересмотрела стоимость перевалки и разделила со стивидорами девальвационные риски пополам. Компания приветствует перевод ставок в рубли – это снимет с нее девальвационные риски.
Но усложнит жизнь самим портам, считают стивидоры. Топ-менеджер одного из крупных зерновых терминалов говорит, что регулирование ударит по инвестиционной привлекательности отрасли: «Портовый бизнес капиталоемкий, у него длинный цикл, планировать приходится на 5–10 лет вперед. Как можно что-то планировать, если правительство постоянно меняет правила игры?» Никаких сверхприбылей за последние годы у порта нет, продолжает он: «В 2013 г. мы переваливали тонну зерна за $25, в 2016 г. – за $19,8, сохраняется тенденция снижения тарифа на перевалку».
Начавшаяся в 2010 г. отмена государственного регулирования тарифов в морских портах России не оказала никакого влияния на стоимость перевалки грузов компаний группы UCL Port, говорит представитель компании: «Применяемые стивидорами группы тарифы в морских портах Санкт-Петербурга, Туапсе, Таганрога в основном установлены еще в 2001–2002 гг., когда было государственное регулирование, и после отмены госрегулирования не повышались». Представитель Global Ports уверен, что ценообразование тарифа на сегодняшний день рыночное, а ставки диктуются спросом и предложением. Приведенные чиновниками цифры недостоверны, продолжает он, но сложно комментировать ошибочность оценок, не видя самих расчетов. «Мы работаем в условиях жесткой конкуренции с российскими и зарубежными контейнерными операторами, осуществляем масштабные вложения в развитие мощностей и сервиса терминалов», – говорит он. Динамика тарифов продиктована в том числе задачей возврата инвестиций, но всегда обсуждается с клиентами, заверяет представитель Global Ports. В целом изменение ставок регулируется исключительно рыночными факторами, в 2016 г. на фоне сложной ситуации на рынке изменений тарифа не было, констатирует он. «При установлении ставки в рублях на стивидоров полностью лягут все девальвационные риски», - говорит представитель Минтранса.
«Регулирование ставок может привести к снижению доходности и, как следствие, сокращению инвестиций в перевалочные мощности, – опасается представитель Министерства транспорта. – Министерству неочевидны преимущества возврата к регулированию тарифа в порту, как и его расчета в рублях».
Минтранс направил свои представления в ФАС.
Новости по теме: