Аграрная реформа в Дагестане – необходимая мера для повышения эффективности землепользования
Пословица «В тесноте да не в обиде», как и в былые времена, крайне актуальна в современном обществе. Смысл ее прост и понятен: в небольшом пространстве соседствующим порой приходится уступать друг другу, за счет чего достигаются согласие и мир.
Вместе с тем, история помнит огромное количество случаев, когда соседи не желают идти на уступки, не желают делиться землей, что, как правило, вызывает споры, конфликты и междоусобицы.
Земельный вопрос для Дагестана всегда стоял остро. Актуален он и по сей день. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов с первых дней своего назначения руководителем региона говорил о том, что земля должна иметь хозяина, а для этого нужно провести земельную реформу. Позже он поставил задачу в течение пяти лет провести соответствующие преобразования в управлении земельными реформами.
По мнению экспертов, земельная реформа является важнейшим элементом структурной перестройки экономики республики, целью которой является повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Стоит отметить, что проведение данных преобразований в аграрной республике, где население в основном занято производством, переработкой и сбытом продукции сельского хозяйства, остается наиболее важным всенародным делом. Поэтому вопросы, связанные с землей, должны решаться продуманно, в строгом соответствии с существующей федеральной и республиканской законодательной базами.
В то же время нельзя не учитывать изменившуюся реальную ситуацию в стране и республике. И эти изменения требуют внесения поправок в существующие законы.
Основными направлениями государственной политики в проведении земельной реформы являются вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры; перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам; повышение плодородия почв и охрана земель.
О необходимости эффективного использования земель и скорейшего проведения земельной реформы говорилось в Послании Главы РД Рамазана Абдулатипова Народному Собранию РД в феврале 2016 года. Именно тогда Главой субъекта было дано четкое определение реформе.
laquo;Стратегическая цель земельной реформы – это повышение эффективности землепользования и сохранение ценных сельскохозяйственных земель. Иной политики тут нет, и искать не надо. Но всем нам следует понять, что мы опоздали с земельной реформой лет на двадцать. Речь идет о налаживании эффективной системы использования земельных ресурсов, а значит, о развитии агропромышленного комплекса. Правительство и Народное Собрание прошу активизировать работу по формированию нормативной правовой базы республики в области земельных отношений», - отметил Рамазан Абдулатипов.
И работа была проведена. Так, в текущем году парламентом Дагестана были проведены публичные слушания сразу по нескольким законам, затрагивающим земельные отношения. Среди них – проекты законов Республики Дагестан «О регулировании земельных отношений», «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан”», «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан “О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан”».
Ключевым из них стоит назвать законопроект «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан», которым прописано, что с 1 января 2018 года в республике планируется ввести частную собственность на земли сельхозназначения.
В России в подавляющем большинстве субъектов введена частная собственность на сельхозземли. Данную работу предстоит провести и в Дагестане. Однако в нашем регионе есть ряд сложностей. Первая и основная – это состояние земель сельхозназначения.
По словам доктора сельскохозяйственных наук, заведующего лабораторией биогеохимии Прикаспийского института биологических ресурсов ДНЦ РАН Гасана Гасанова, сложившееся в настоящее время в республике положение с землепользованием в сельскохозяйственных предприятиях можно охарактеризовать как переходное от общественной к частной собственности на землю.
laquo;Она закреплена за фермерскими хозяйствами, сельскохозяйственными кооперативами на правах аренды: краткосрочной и долгосрочной, вплоть до 49 лет. Результат такой перестройки очевиден: сократилась площадь обрабатываемых земель, резко снизились урожайность всех выращиваемых культур и объемы производства продукции.
Земель среднего, хорошего и высшего качества в республике насчитывается всего 1 млн 800 тыс. гектаров, включая пашню. Это чуть больше 34 процентов от общей площади. Эти земли являются золотым фондом дагестанского народа, их надо беречь для будущих поколений», - отметил профессор.
Теперь немного цифр. По данным территориального Управления Россельхознадзора по РД, в республике общая площадь земель составляет более 5 млн га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов - более 4 млн 700 тыс. га. Из них сельскохозяйственные угодья – это более 3 млн 200 тыс. га, в том числе пашни – 500 тыс. га, многолетние насаждения – 0,05 млн га, сенокосы – 0,15 млн га, пастбища – 2 млн 500 тыс. га. Из этой площади порядка 1 млн 700 тыс. га имеют статус земель отгонного животноводства.
За первое полугодие 2016 года в республике было выявлено нарушений при пользовании землями на площади свыше 4 тысяч гектаров. Самое частое нарушение – использование сельхозземель не по целевому назначению.
Не лучше ситуация с землями отгонного животноводства. Как сообщил руководитель ГКУ «Республиканское управление отгонного животноводства» Гасан Жахбаров, нынешнее состояние использования скотопрогонных трасс вызывает опасения и тревогу.
laquo;Общая протяженность всех скотопрогонных трасс Дагестана составляет 2 тыс. 800 километров, а их площадь вместе со скотоплощадками – 148 тыс. гектаров. Скотопрогонные трассы в пределах Дагестана проложены по 53 маршрутам и проходят по территории 39 районов и 6 городов.
Почти 50 лет многие хозяйства осуществляли вместо перегона перевозку поголовья овец железнодорожным и автомобильным транспортом, а большинство хозяйств за два десятилетия вообще не перегоняют поголовье. В результате чего часть трасс скотопрогона не используется для перегона поголовья овец, частично эти участки близлежащими хозяйствами используются для своих целей, таких как пашня, выпас скота, посадка многолетних насаждений и т.д. В горных районах на многих участках госскотопрогонов разрушены переправы, мосты, смыты дороги, на равнине участки заросли бурьяном и кустарниками.
Имеются также проблемы, связанные с интенсивным строительством оросительно-сбросной сети и инженерных рисовых систем, многие участки трасс скотопрогона пересекают каналы, коллекторы, в результате чего усложняется использование трасс по прямому назначению или делается вообще невозможным.
Подобные случаи наиболее характерны для таких районов, как Карабудахкентский, Кизилюртовский, Казбековский, Хасавюртовский, Кумторкалинский, Буйнакский и ряд других, где выявлены многочисленные самозахваты земель и незаконное строительство на них капитальных строений», - сообщил он.
Здесь, по словам эксперта, вызывают недоумение позиции администраций, соответствующих служб, контролирующих органов городов, районов и сельских поселений. Именно им, по мнению Гасана Жахбарова, необходимо прекратить практику предоставлять муниципальные земли на летний период хозяйствам отгонного животноводства.
laquo;Руководители муниципальных образований рассматривают проходящие по их территории скотопрогоны как неконтролируемые участки земель для размещения тех или иных объектов, ничего общего не имеющих с овцеводством», - подчеркнул собеседник агентства.
Дабы не быть голословным, эксперт озвучил одну цифру – 240 – именно столько нарушений земельного закона было выявлено с 2013 по 2015 год в результате проведенных рейдовых проверок скотопрогонных трасс республики.
Решение проблем с трассами скотопрогона видится с принятием законопроекта «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан “О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан”». Данным документом предполагается, что участки государственных трасс скотопрогонов, которые длительное время не использовались по назначению, будут переданы в фонд перераспределения земель.
В Дагестане много проблем, связанных с земельными ресурсами, которые предстоит решить. О них неоднократно говорил Глава региона. В том же Послании он озвучил и проблему использования земель федерального значения, особенно в прибрежной зоне, неэффективное управление которыми приводит к их незаконному использованию.
Аграрная реформа в Дагестане – необходимая мера для повышения эффективности землепользования
Вместе с тем, история помнит огромное количество случаев, когда соседи не желают идти на уступки, не желают делиться землей, что, как правило, вызывает споры, конфликты и междоусобицы.
Земельный вопрос для Дагестана всегда стоял остро. Актуален он и по сей день. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов с первых дней своего назначения руководителем региона говорил о том, что земля должна иметь хозяина, а для этого нужно провести земельную реформу. Позже он поставил задачу в течение пяти лет провести соответствующие преобразования в управлении земельными реформами.
По мнению экспертов, земельная реформа является важнейшим элементом структурной перестройки экономики республики, целью которой является повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Стоит отметить, что проведение данных преобразований в аграрной республике, где население в основном занято производством, переработкой и сбытом продукции сельского хозяйства, остается наиболее важным всенародным делом. Поэтому вопросы, связанные с землей, должны решаться продуманно, в строгом соответствии с существующей федеральной и республиканской законодательной базами.
В то же время нельзя не учитывать изменившуюся реальную ситуацию в стране и республике. И эти изменения требуют внесения поправок в существующие законы.
Основными направлениями государственной политики в проведении земельной реформы являются вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры; перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам; повышение плодородия почв и охрана земель.
О необходимости эффективного использования земель и скорейшего проведения земельной реформы говорилось в Послании Главы РД Рамазана Абдулатипова Народному Собранию РД в феврале 2016 года. Именно тогда Главой субъекта было дано четкое определение реформе.
laquo;Стратегическая цель земельной реформы – это повышение эффективности землепользования и сохранение ценных сельскохозяйственных земель. Иной политики тут нет, и искать не надо. Но всем нам следует понять, что мы опоздали с земельной реформой лет на двадцать. Речь идет о налаживании эффективной системы использования земельных ресурсов, а значит, о развитии агропромышленного комплекса. Правительство и Народное Собрание прошу активизировать работу по формированию нормативной правовой базы республики в области земельных отношений», - отметил Рамазан Абдулатипов.
И работа была проведена. Так, в текущем году парламентом Дагестана были проведены публичные слушания сразу по нескольким законам, затрагивающим земельные отношения. Среди них – проекты законов Республики Дагестан «О регулировании земельных отношений», «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан”», «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан “О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан”».
Ключевым из них стоит назвать законопроект «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан», которым прописано, что с 1 января 2018 года в республике планируется ввести частную собственность на земли сельхозназначения.
В России в подавляющем большинстве субъектов введена частная собственность на сельхозземли. Данную работу предстоит провести и в Дагестане. Однако в нашем регионе есть ряд сложностей. Первая и основная – это состояние земель сельхозназначения.
По словам доктора сельскохозяйственных наук, заведующего лабораторией биогеохимии Прикаспийского института биологических ресурсов ДНЦ РАН Гасана Гасанова, сложившееся в настоящее время в республике положение с землепользованием в сельскохозяйственных предприятиях можно охарактеризовать как переходное от общественной к частной собственности на землю.
laquo;Она закреплена за фермерскими хозяйствами, сельскохозяйственными кооперативами на правах аренды: краткосрочной и долгосрочной, вплоть до 49 лет. Результат такой перестройки очевиден: сократилась площадь обрабатываемых земель, резко снизились урожайность всех выращиваемых культур и объемы производства продукции.
Земель среднего, хорошего и высшего качества в республике насчитывается всего 1 млн 800 тыс. гектаров, включая пашню. Это чуть больше 34 процентов от общей площади. Эти земли являются золотым фондом дагестанского народа, их надо беречь для будущих поколений», - отметил профессор.
Теперь немного цифр. По данным территориального Управления Россельхознадзора по РД, в республике общая площадь земель составляет более 5 млн га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов - более 4 млн 700 тыс. га. Из них сельскохозяйственные угодья – это более 3 млн 200 тыс. га, в том числе пашни – 500 тыс. га, многолетние насаждения – 0,05 млн га, сенокосы – 0,15 млн га, пастбища – 2 млн 500 тыс. га. Из этой площади порядка 1 млн 700 тыс. га имеют статус земель отгонного животноводства.
За первое полугодие 2016 года в республике было выявлено нарушений при пользовании землями на площади свыше 4 тысяч гектаров. Самое частое нарушение – использование сельхозземель не по целевому назначению.
Не лучше ситуация с землями отгонного животноводства. Как сообщил руководитель ГКУ «Республиканское управление отгонного животноводства» Гасан Жахбаров, нынешнее состояние использования скотопрогонных трасс вызывает опасения и тревогу.
laquo;Общая протяженность всех скотопрогонных трасс Дагестана составляет 2 тыс. 800 километров, а их площадь вместе со скотоплощадками – 148 тыс. гектаров. Скотопрогонные трассы в пределах Дагестана проложены по 53 маршрутам и проходят по территории 39 районов и 6 городов.
Почти 50 лет многие хозяйства осуществляли вместо перегона перевозку поголовья овец железнодорожным и автомобильным транспортом, а большинство хозяйств за два десятилетия вообще не перегоняют поголовье. В результате чего часть трасс скотопрогона не используется для перегона поголовья овец, частично эти участки близлежащими хозяйствами используются для своих целей, таких как пашня, выпас скота, посадка многолетних насаждений и т.д. В горных районах на многих участках госскотопрогонов разрушены переправы, мосты, смыты дороги, на равнине участки заросли бурьяном и кустарниками.
Имеются также проблемы, связанные с интенсивным строительством оросительно-сбросной сети и инженерных рисовых систем, многие участки трасс скотопрогона пересекают каналы, коллекторы, в результате чего усложняется использование трасс по прямому назначению или делается вообще невозможным.
Подобные случаи наиболее характерны для таких районов, как Карабудахкентский, Кизилюртовский, Казбековский, Хасавюртовский, Кумторкалинский, Буйнакский и ряд других, где выявлены многочисленные самозахваты земель и незаконное строительство на них капитальных строений», - сообщил он.
Здесь, по словам эксперта, вызывают недоумение позиции администраций, соответствующих служб, контролирующих органов городов, районов и сельских поселений. Именно им, по мнению Гасана Жахбарова, необходимо прекратить практику предоставлять муниципальные земли на летний период хозяйствам отгонного животноводства.
laquo;Руководители муниципальных образований рассматривают проходящие по их территории скотопрогоны как неконтролируемые участки земель для размещения тех или иных объектов, ничего общего не имеющих с овцеводством», - подчеркнул собеседник агентства.
Дабы не быть голословным, эксперт озвучил одну цифру – 240 – именно столько нарушений земельного закона было выявлено с 2013 по 2015 год в результате проведенных рейдовых проверок скотопрогонных трасс республики.
Решение проблем с трассами скотопрогона видится с принятием законопроекта «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан “О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан”». Данным документом предполагается, что участки государственных трасс скотопрогонов, которые длительное время не использовались по назначению, будут переданы в фонд перераспределения земель.
В Дагестане много проблем, связанных с земельными ресурсами, которые предстоит решить. О них неоднократно говорил Глава региона. В том же Послании он озвучил и проблему использования земель федерального значения, особенно в прибрежной зоне, неэффективное управление которыми приводит к их незаконному использованию.
Новости по теме: