Налогом по бизнесу: Минфин предлагает непопулярные меры
Министерством финансов предлагает уже с 2017 года провести реформу страховых взносов, взимаемых с фондов зарплаты или, возможно, повысить ставки налога на добавленную стоимость (НДС).
Сценариев существует два. Согласно первому, страховые взносы будут взиматься со всего зарплатного фонда по единой ставке в размере 29% с тем, чтобы в 2018 году снизить ее до 28%, а в 2019 — до 26%. Второй сценарий предусматривает повышение основной ставки НДС с 18% до 20%, а льготной ставки — с 10% до 12%. Затем, начиная с 2019 года, министерство предлагает каждый год поднимать льготную ставку еще на 2%, пока она также не достигнет 20%.
Как сообщает газета "Ведомости", за счет этого Минфин рассчитывает в 2017 году выручить для бюджета 600 млрд рублей, в 2018-м — 400 млрд, и в 2019-м — еще 200 млрд.
Идея министерства, по словам издания, обсуждалась на минувшей неделе премьер-министром Дмитрием Медведевым и министром финансов Антоном Силуановым у президента Владимира Путина. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков подтвердил сам факт такой встречи, не раскрыв, однако, ее содержания.
Сегодня работодатели платят с фонда каждой зарплаты каждого своего работника до 30% страховых взносов. В том числе, 22% в Пенсионный фонд, если зарплата работника не превышает 796 тыс рублей в год, а с суммы, превышающей эту планку — 10%. В Фонд социального страхования уходит 2,9%, но лишь с годового заработка до 670 тыс рублей, в Фонд медицинского страхования — 5,1% от всего размера зарплаты.
Предлагаемый новый порядок снизит нагрузку на небольшие по размеру зарплаты, одновременно существенно увеличив ее на высокие зарплаты, поскольку взносы будут взиматься по единой ставке со всего объема зарплатного фонда — без каких-либо планок.
Именно за счет работодателей, нанимающих высокооплачиваемых работников, по задумке Минфина, и будет пополняться государственная казна.
Акт отчаяния или необходимая мера?
"В данный момент в государственном бюджете огромные "дыры". Но при нынешнем составе экономического блока правительства с этим, к сожалению, ничего сделать невозможно, кроме как наращивать налоговую и прочую фискальную нагрузку", — говорит доцент Тимирязевской сельхозакадемии Игорь Абакумов.
"Было вполне ожидаемо, что сразу после выборов правительство приступит к повышению налогов, потому что до выборов такое повышение могло бы повредить позициям партии власти в Думе", — считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
"Это не налоговая реформа — это, скорее, акт отчаяния. Уже в течение длительного времени Минфин судорожно ищет дополнительные источники пополнения бюджета — будь то бизнес, будь то граждане. Потому экономическую логику в предложениях такого рода обнаружить весьма трудно", — говорит профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.
Экономическая логика есть, и она очевидна, утверждает ведущий эксперт института "Центр развития" НИУ ВШЭ Андрей Чернявский, который убежден, что восстановление бюджетного баланса сегодня — первоочередная необходимая мера для преодоления кризисных явлений в экономике страны.
"К разработке подобных проектов толкают низкие цены на нефть и необходимость как можно быстрее провести бюджетную консолидацию, сбалансировать соотношение между доходами и расходами, а также по возможности растянуть во времени расходование суверенных фондов. Расходы федерального бюджета на ближайшие три года уже заморожены, и это было очень тяжелое решение, потому что на самом деле оно будет означать сокращение расходов в реальном выражении, что повлечет быстрое истощение суверенных фондов. Поэтому правительству крайне нужны дополнительные источники пополнения доходной части бюджета", — говорит Андрей Чернявский.
Цена вопроса
"Повышение НДС ударит, прежде всего, по самому федеральному бюджету. Мелкий и средний бизнес сразу уйдут в тень, будут показывать какой-то минимум прибыли, а весь оборот пропускать через "черные" и "серые" схемы. По сути, мы вернемся к концу 80-х годов прошлого века. Особенно быстро это может произойти в сельском хозяйстве, где перейти на бартерный обмен или на схемы расчетов наличными не представляет особого труда", — говорит Игорь Абакумов.
"Рост налогового бремени может привести к ряду неприятных следствий: во-первых, к социальной дестабилизации, к росту протестных настроений. Во-вторых, к росту цен. В-третьих, к уходу экономики в тень", — предупреждает Максим Осадчий.
Повышение страховых сборов на высокие зарплаты возродит "черные" и "серые" схемы. В результате государство потеряет в налогах и получит дополнительные расходы на укрепление правоохранительных органов, потому что при наличном обороте всегда расцветает бандитизм, убежден Игорь Абакумов.
"Активность бизнеса сейчас и без того заметно снижена, а в результате подобных мер будет снижаться еще больше. Для перспектив экономики это очень плохо, потому что когда бизнес впадает в апатию и депрессию, поступление в бюджет налогов от прибыли падает — то есть, экономика не растет. И тогда останется или ждать, когда нефть снова подорожает, или дальше затягивать налоговые "гайки", — считает Алексей Портанский.
Цена мер, запланированных Минфином, будет достаточно высокой, соглашается и Андрей Чернявский.
"Увеличение НДС будет обозначать инфляцию и рост цен, и, в конце концов, станет фактором сокращения потребления. В макроэкономическом плане ужесточение налогового бремени никогда не способствует преодолению рецессии и стагнации и, в конечном итоге, выходу из кризиса", — говорит он.
При этом все эксперты обращают внимание на то, что предлагаемая Минфином реформа страховых взносов в результате может привести к сокращению числа высокооплачиваемых рабочих мест, и первым делом ударить по компаниям, работающим в сфере высоких технологий, где заняты наиболее квалифицированные специалисты. Что прямо противоречит реализации известных майских указов президента.
В то же время, задача наполнения бюджета сегодня настолько важна, что правительство вынуждено осознанно идти на подобные шаги, учитывая все возникающие риски, убежден Андрей Чернявский.
"Да, избранный Минфином путь — повышения налогового бремени — трудно назвать антикризисными мерами. Однако в принципе говорить о преодолении рецессии, стагнации и прочих кризисных явлений вообще можно будет только тогда, когда удастся сбалансировать бюджет — вот почему шаги, предпринимаемые Минфином, можно расценивать как реально необходимые", — считает эксперт.
Налогом по бизнесу: Минфин предлагает непопулярные меры
Министерством финансов предлагает уже с 2017 года провести реформу страховых взносов, взимаемых с фондов зарплаты или, возможно, повысить ставки налога на добавленную стоимость (НДС).
Сценариев существует два. Согласно первому, страховые взносы будут взиматься со всего зарплатного фонда по единой ставке в размере 29% с тем, чтобы в 2018 году снизить ее до 28%, а в 2019 — до 26%. Второй сценарий предусматривает повышение основной ставки НДС с 18% до 20%, а льготной ставки — с 10% до 12%. Затем, начиная с 2019 года, министерство предлагает каждый год поднимать льготную ставку еще на 2%, пока она также не достигнет 20%.
Как сообщает газета "Ведомости", за счет этого Минфин рассчитывает в 2017 году выручить для бюджета 600 млрд рублей, в 2018-м — 400 млрд, и в 2019-м — еще 200 млрд.
Идея министерства, по словам издания, обсуждалась на минувшей неделе премьер-министром Дмитрием Медведевым и министром финансов Антоном Силуановым у президента Владимира Путина. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков подтвердил сам факт такой встречи, не раскрыв, однако, ее содержания.
Сегодня работодатели платят с фонда каждой зарплаты каждого своего работника до 30% страховых взносов. В том числе, 22% в Пенсионный фонд, если зарплата работника не превышает 796 тыс рублей в год, а с суммы, превышающей эту планку — 10%. В Фонд социального страхования уходит 2,9%, но лишь с годового заработка до 670 тыс рублей, в Фонд медицинского страхования — 5,1% от всего размера зарплаты.
Предлагаемый новый порядок снизит нагрузку на небольшие по размеру зарплаты, одновременно существенно увеличив ее на высокие зарплаты, поскольку взносы будут взиматься по единой ставке со всего объема зарплатного фонда — без каких-либо планок.
Именно за счет работодателей, нанимающих высокооплачиваемых работников, по задумке Минфина, и будет пополняться государственная казна.
Акт отчаяния или необходимая мера?
"В данный момент в государственном бюджете огромные "дыры". Но при нынешнем составе экономического блока правительства с этим, к сожалению, ничего сделать невозможно, кроме как наращивать налоговую и прочую фискальную нагрузку", — говорит доцент Тимирязевской сельхозакадемии Игорь Абакумов.
"Было вполне ожидаемо, что сразу после выборов правительство приступит к повышению налогов, потому что до выборов такое повышение могло бы повредить позициям партии власти в Думе", — считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
"Это не налоговая реформа — это, скорее, акт отчаяния. Уже в течение длительного времени Минфин судорожно ищет дополнительные источники пополнения бюджета — будь то бизнес, будь то граждане. Потому экономическую логику в предложениях такого рода обнаружить весьма трудно", — говорит профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.
Экономическая логика есть, и она очевидна, утверждает ведущий эксперт института "Центр развития" НИУ ВШЭ Андрей Чернявский, который убежден, что восстановление бюджетного баланса сегодня — первоочередная необходимая мера для преодоления кризисных явлений в экономике страны.
"К разработке подобных проектов толкают низкие цены на нефть и необходимость как можно быстрее провести бюджетную консолидацию, сбалансировать соотношение между доходами и расходами, а также по возможности растянуть во времени расходование суверенных фондов. Расходы федерального бюджета на ближайшие три года уже заморожены, и это было очень тяжелое решение, потому что на самом деле оно будет означать сокращение расходов в реальном выражении, что повлечет быстрое истощение суверенных фондов. Поэтому правительству крайне нужны дополнительные источники пополнения доходной части бюджета", — говорит Андрей Чернявский.
Цена вопроса
"Повышение НДС ударит, прежде всего, по самому федеральному бюджету. Мелкий и средний бизнес сразу уйдут в тень, будут показывать какой-то минимум прибыли, а весь оборот пропускать через "черные" и "серые" схемы. По сути, мы вернемся к концу 80-х годов прошлого века. Особенно быстро это может произойти в сельском хозяйстве, где перейти на бартерный обмен или на схемы расчетов наличными не представляет особого труда", — говорит Игорь Абакумов.
"Рост налогового бремени может привести к ряду неприятных следствий: во-первых, к социальной дестабилизации, к росту протестных настроений. Во-вторых, к росту цен. В-третьих, к уходу экономики в тень", — предупреждает Максим Осадчий.
Повышение страховых сборов на высокие зарплаты возродит "черные" и "серые" схемы. В результате государство потеряет в налогах и получит дополнительные расходы на укрепление правоохранительных органов, потому что при наличном обороте всегда расцветает бандитизм, убежден Игорь Абакумов.
"Активность бизнеса сейчас и без того заметно снижена, а в результате подобных мер будет снижаться еще больше. Для перспектив экономики это очень плохо, потому что когда бизнес впадает в апатию и депрессию, поступление в бюджет налогов от прибыли падает — то есть, экономика не растет. И тогда останется или ждать, когда нефть снова подорожает, или дальше затягивать налоговые "гайки", — считает Алексей Портанский.
Цена мер, запланированных Минфином, будет достаточно высокой, соглашается и Андрей Чернявский.
"Увеличение НДС будет обозначать инфляцию и рост цен, и, в конце концов, станет фактором сокращения потребления. В макроэкономическом плане ужесточение налогового бремени никогда не способствует преодолению рецессии и стагнации и, в конечном итоге, выходу из кризиса", — говорит он.
При этом все эксперты обращают внимание на то, что предлагаемая Минфином реформа страховых взносов в результате может привести к сокращению числа высокооплачиваемых рабочих мест, и первым делом ударить по компаниям, работающим в сфере высоких технологий, где заняты наиболее квалифицированные специалисты. Что прямо противоречит реализации известных майских указов президента.
В то же время, задача наполнения бюджета сегодня настолько важна, что правительство вынуждено осознанно идти на подобные шаги, учитывая все возникающие риски, убежден Андрей Чернявский.
"Да, избранный Минфином путь — повышения налогового бремени — трудно назвать антикризисными мерами. Однако в принципе говорить о преодолении рецессии, стагнации и прочих кризисных явлений вообще можно будет только тогда, когда удастся сбалансировать бюджет — вот почему шаги, предпринимаемые Минфином, можно расценивать как реально необходимые", — считает эксперт.
Новости по теме:Индекс валовой сельхозпродукции вырос в Крыму на 106%
Медведев поручил скорректировать подход к субсидиям регионам для АПК
Ущерб от засухи в Удмуртии в 2016 году превысил 820 млн руб
СМИ: Япония хочет помогать развивать сельское хозяйство на Дальнем Востоке
В Пермском крае введен режим ЧС из-за гибели урожая
http://www.zol.ru/n/27FEE