Портам выставили счет. Они обещают оспорить взыскания ФАС
Как стало известно „Ъ“, ФАС взыщет с НМТП и Global Ports в целом почти 17 млрд руб. В такую сумму служба оценила доходы компаний от монополистической деятельности в 2015 году. Мурманский торговый порт, проходивший по тому же делу, оправдан; своего вердикта ожидает UCL Владимира Лисина. По мнению аналитиков, расходы неподъемны и сумма будет уменьшена через суд, куда планируют обратиться пострадавшие.
ФАС выдала предписание Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП, подконтролен «Транснефти» и группе «Сумма» Зиявудина Магомедова) и трем компаниям группы Global Ports — Первому контейнерному терминалу (ПКТ), «Петролеспорту» и Восточной стивидорной компании (ВСК) перечислить в бюджет 16,8 млрд руб. дохода, полученного в результате злоупотребления доминирующим положением. Об этом „Ъ“ сообщили источники в отрасли и подтвердили в ФАС. Сумма к взысканию с НМТП составляет 9,74 млрд руб., с ПКТ — 4,17 млрд руб., «Петролеспорта» — 1,27 млрд руб. и с ВСК — 1,6 млрд руб. Перечислить деньги компании должны в течение 180 дней.
ФАС возбудила антимонопольные дела против девяти стивидоров в июне 2016 года, заподозрив их в завышении цен на перевалку контейнеров, зерна, нефти и минудобрений. Это НМТП и Приморский торговый порт («Транснефть» и «Сумма»), ПКТ, «Петролеспорт» и ВСК (Global Ports), Туапсинский морской торговый порт и Контейнерный терминал Санкт-Петербург (входят в UCLH Владимира Лисина), а также подконтрольные структурам Андрея Мельниченко Мурманский морской торговый порт (МТП, 39% у СУЭК, 37% у «Еврохима») и «Агросфера» (55% у «Еврохима»).
В конце марта ФАС истребовала с НМТП и компаний Global Ports соответственно средства, полученные от монопольной деятельности, тогда сумма не называлась (см. „Ъ“ от 23 и 27 марта). При этом ФАС оправдала мурманских стивидоров: 30 марта служба сообщила, что не нашла нарушений в действиях МТП, «Агросферы» и Мурманского балкерного терминала, что цены их увеличивались соразмерно расходам, а также они перевели, как настаивала ФАС, цены в рубли (НМТП с 1 января перевел в рубли только цены на каботажные перевозки). В отношении их дело было прекращено. Но источник в отрасли отмечает, что у мурманских компаний и должны быть низкие цены, так как, будучи фактически кэптивными портами химиков, они развиваются за счет доходов от реализации удобрений, а не ставки перевалки.
В НМТП „Ъ“ заявили, что придерживаются прежней позиции: компания не согласна с решением ФАС, будет оспаривать его в суде, а также настаивает, что не завышала тарифы, а если бы завышала, клиенты могли бы направить грузы через другие терминалы, чего они не сделали. В суд компания пойдет в ближайшие недели, говорит источник, знакомый с ситуацией. В Global Ports говорят, что не получали решений и предписаний ФАС и не знают о факте их выхода. «Что касается обнародованной позиции ФАС, то мы убеждены, что не нарушали антимонопольного законодательства, и намерены отстаивать свою правоту в суде»,— заявляют в Global Ports.
В ФАС пояснили, что сумма получена путем вычета из фактического дохода за год, когда произошло нарушение, того дохода, который был бы получен при норме рентабельности, соответствующей году до нарушения, проиндексированному с учетом инфляции. «До повышения цен рентабельность у стивидоров была прекрасной,— поясняют в службе. — Сейчас в бюджет взыскивается сверхрентабельность, но даже после этого они не останутся в убытке или нуле».
В ФАС не исключают, что нынешние дела в отношении стивидоров не последние, а также напоминают, что до сих пор не принято решение по компаниям группы UCL. При этом источник, близкий к ведомству, подчеркивает, что недавно служба прекратила дело в отношении Мурманского порта, который активно сотрудничал с ФАС и, не дожидаясь решения, перевел ставки в рубли, и уверяет, что такой опыт может быть полезен другим участникам отрасли.
«Начисленные суммы существенны для компаний: это около 35% годовой выручки для Global Ports и 18% — для группы НМТП»,— отмечает Денис Ворчик из «Уралсиба», называя штрафы «неподъемными». Он также удивляется обвинениям ФАС в отношении терминалов Global Ports, которые «и так работают на высококонкурентном рынке». По мнению аналитика, обоим холдингам удастся серьезно снизить сумму штрафов через суд.
Портам выставили счет. Они обещают оспорить взыскания ФАС
Как стало известно „Ъ“, ФАС взыщет с НМТП и Global Ports в целом почти 17 млрд руб. В такую сумму служба оценила доходы компаний от монополистической деятельности в 2015 году. Мурманский торговый порт, проходивший по тому же делу, оправдан; своего вердикта ожидает UCL Владимира Лисина. По мнению аналитиков, расходы неподъемны и сумма будет уменьшена через суд, куда планируют обратиться пострадавшие.
ФАС выдала предписание Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП, подконтролен «Транснефти» и группе «Сумма» Зиявудина Магомедова) и трем компаниям группы Global Ports — Первому контейнерному терминалу (ПКТ), «Петролеспорту» и Восточной стивидорной компании (ВСК) перечислить в бюджет 16,8 млрд руб. дохода, полученного в результате злоупотребления доминирующим положением. Об этом „Ъ“ сообщили источники в отрасли и подтвердили в ФАС. Сумма к взысканию с НМТП составляет 9,74 млрд руб., с ПКТ — 4,17 млрд руб., «Петролеспорта» — 1,27 млрд руб. и с ВСК — 1,6 млрд руб. Перечислить деньги компании должны в течение 180 дней.
ФАС возбудила антимонопольные дела против девяти стивидоров в июне 2016 года, заподозрив их в завышении цен на перевалку контейнеров, зерна, нефти и минудобрений. Это НМТП и Приморский торговый порт («Транснефть» и «Сумма»), ПКТ, «Петролеспорт» и ВСК (Global Ports), Туапсинский морской торговый порт и Контейнерный терминал Санкт-Петербург (входят в UCLH Владимира Лисина), а также подконтрольные структурам Андрея Мельниченко Мурманский морской торговый порт (МТП, 39% у СУЭК, 37% у «Еврохима») и «Агросфера» (55% у «Еврохима»).
В конце марта ФАС истребовала с НМТП и компаний Global Ports соответственно средства, полученные от монопольной деятельности, тогда сумма не называлась (см. „Ъ“ от 23 и 27 марта). При этом ФАС оправдала мурманских стивидоров: 30 марта служба сообщила, что не нашла нарушений в действиях МТП, «Агросферы» и Мурманского балкерного терминала, что цены их увеличивались соразмерно расходам, а также они перевели, как настаивала ФАС, цены в рубли (НМТП с 1 января перевел в рубли только цены на каботажные перевозки). В отношении их дело было прекращено. Но источник в отрасли отмечает, что у мурманских компаний и должны быть низкие цены, так как, будучи фактически кэптивными портами химиков, они развиваются за счет доходов от реализации удобрений, а не ставки перевалки.
В НМТП „Ъ“ заявили, что придерживаются прежней позиции: компания не согласна с решением ФАС, будет оспаривать его в суде, а также настаивает, что не завышала тарифы, а если бы завышала, клиенты могли бы направить грузы через другие терминалы, чего они не сделали. В суд компания пойдет в ближайшие недели, говорит источник, знакомый с ситуацией. В Global Ports говорят, что не получали решений и предписаний ФАС и не знают о факте их выхода. «Что касается обнародованной позиции ФАС, то мы убеждены, что не нарушали антимонопольного законодательства, и намерены отстаивать свою правоту в суде»,— заявляют в Global Ports.
В ФАС пояснили, что сумма получена путем вычета из фактического дохода за год, когда произошло нарушение, того дохода, который был бы получен при норме рентабельности, соответствующей году до нарушения, проиндексированному с учетом инфляции. «До повышения цен рентабельность у стивидоров была прекрасной,— поясняют в службе. — Сейчас в бюджет взыскивается сверхрентабельность, но даже после этого они не останутся в убытке или нуле».
В ФАС не исключают, что нынешние дела в отношении стивидоров не последние, а также напоминают, что до сих пор не принято решение по компаниям группы UCL. При этом источник, близкий к ведомству, подчеркивает, что недавно служба прекратила дело в отношении Мурманского порта, который активно сотрудничал с ФАС и, не дожидаясь решения, перевел ставки в рубли, и уверяет, что такой опыт может быть полезен другим участникам отрасли.
«Начисленные суммы существенны для компаний: это около 35% годовой выручки для Global Ports и 18% — для группы НМТП»,— отмечает Денис Ворчик из «Уралсиба», называя штрафы «неподъемными». Он также удивляется обвинениям ФАС в отношении терминалов Global Ports, которые «и так работают на высококонкурентном рынке». По мнению аналитика, обоим холдингам удастся серьезно снизить сумму штрафов через суд.
Новости по теме: