11.04.2017 10:15

Маслу мстят за помидоры: как бодание Турции и России аукнулось и «Нэфису»

Из-за торговой войны российским маслоделам придется искать счастья в Сирии, Ираке, Индии и Китае

Российские «масленщики» думают, как будут выкручиваться с продажами подсолнечного масла в условиях 36-процентных турецких пошлин. В их числе и Казанский МЭЗ, у которого с турками в этом сезоне заключен контракт на поставку 56,2 тыс. тонн продукции — 12% от общего объема выпуска. К счастью, несмотря на временные сложности, компании удалось договориться с партнерами — те взяли ответственность за форс-мажор от родного правительства на себя.
В ОБЪЕЗД ТУРЦИИ: НОВАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКИХ «МАСЛЕНЩИКОВ» — СИРИЯ И ИРАК
Новые турецкие пошлины на подсолнечное масло (36%) и прочую продукцию заставляют отечественных производителей включать, наконец, воспетую в сказках русскую смекалку. Как стало известно на международной масложировой конференции «Рынки масличных и продуктов их переработки – 2017: рекорды и перспективы», производители подсолнечного масла намерены осваивать новые страны сбыта. Причем нацелились они на те страны, где традиционно были сильны турецкие поставщики, — Ирак и Сирию. Как заявил первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов, Россия планирует наращивать экспорт именно конечного продукта, то есть масла в бутылках, как это делает Турция, сообщили вчера «Известия».
Не секрет, что значительную часть экспорта подсолнечного масла Турция делала из российского сырья — закупала оптом из РФ, фасовала в бутылки и продавала по всему свету. Дело в том, что и раньше ввозить в Турцию пшеницу, кукурузу, подсолнечное масло и прочую попавшую под санкции продукцию без пошлин было возможно лишь в случае, если она идет на переработку или для дальнейшего экспорта в третьи страны.
Сравните данные федеральной таможенной службы (ФТС): по итогам 2016 года Турция закупила российского подсолнечного масла на $431 млн., а продала на экспорт, уже по данным турецкого института статистики, на $637 миллионов. Причем крупнейшими едоками этого маслица были именно Сирия и Ирак — на их долю приходилось порядка 80% всего турецкого экспортного потока подсолнечного масла (совокупно на $500 миллионов). И действительно, что мешает российским «масленщикам» напрямую выходить со своей бутилированной продукцией в эти страны?
Как считают российские производители подсолнечного масла, сейчас самое время потеснить турков с их традиционных рынков сбыта. Во-первых, из-за введения пошлин их перерабатывающие предприятия начинают испытывать дефицит сырья. Во-вторых, это, разумеется, общая геополитическая ситуация в мире. У Башара Асада сегодня явно не самые дружественные отношения с Реджепом Эрдоганом (в том числе и из-за территориальных экспансий последнего), что может сыграть в плюс при проведении переговоров по поставкам российского подсолнечного масла в Сирию взамен турецкого.
Россия сегодня отправляет за рубеж 437 тыс. т фасованного подсолнечного масла. Однако за счет поставок в Сирию и Ирак страна может нарастить экспорт до 668 тыс. т, считает директор по стратегическому менеджменту и коммерческой деятельности дивизиона экспортного потенциала ЭФКО Ростислав Ковалевский. Помимо этого, российские производители планируют увеличить объемы экспорта подсолнечного масла в Индию и Китай. На сегодняшний день доля России на рынке Китая составляет не более 15%. В Индию масло вовсе не поставляется. На индийском рынке вольготно чувствуют себя поставщики с Украины, однако, по мнению экспертов, Россия имеет все шансы потеснить с него украинских производителей.
КАЗАНСКИЙ МАСЛОЭКСТРАКЦИОННЫЙ ЗАВОД ИЩЕТ ПОКУПАТЕЛЕЙ В ИНДИИ, КИТАЕ И ПРИЧЕРНОМОРЬЕ
Как стало известно «БИЗНЕС Online», производители подсолнечного масла из Татарстана также столкнулись со сложностями при реализации своей продукции после установки новых турецких пошлин. В марте у Казанского маслоэкстракционного завода (МЭЗ, возглавляет Михаил Сыровацкий — прим. ред.), входящего в группу компаний «Нэфис», зависло в воздухе в общей сложности почти 12 тыс. т продукта.
Как прокомментировала нашему изданию руководитель департамента маркетинга АО «Казанский МЭЗ» Евгения Дырдина, в сезоне-2016/17 (сентябрь – август) Казанский МЭЗ заключил контракты на поставку нерафинированного подсолнечного масла в Турцию в объеме 56 220 тонн. Основной объем продукции в рамках контракта компания успела отгрузить в период начиная с сентября 2016 года, и на момент принятия пошлин турецкой стороной МЭЗу оставалось отгрузить еще порядка 12 тыс. т масла по контракту.
Впрочем, как сообщили «БИЗНЕС Online» в компании накануне, проблему с нереализованной продукцией все же удалось решить. «Дабы не расторгать контракты на поставку подсолнечного масла, турецкая сторона взяла на себя ответственность за урегулирование спорных вопросов», — сообщили в компании, не уточняя, как был решен вопрос с пошлинами. Более того, поставки планируются и в апреле – мае этого года. Впрочем, также в компании сообщили, что МЭЗ будет искать новые рынки сбыта подсолнечного масла. «Наиболее перспективными направлениями экспорта мы видим страны Причерноморья, Китай и Индию», — говорилось в ответе на запрос нашего издания.
Группа компаний «Нэфис», в которую входит Казанский МЭЗ, ранее сообщала, что, по предварительным итогам 2016 года, реализация нерафинированного растительного масла и шрота увеличилась в 3,5 раза, оборот превысил 8,1 млрд. рублей. Всего в 2016 году маслоэкстракционным направлением ГК «Нэфис» было произведено 475 тыс. т продукции, что на 39%, больше итогов 2015 года. В том числе произведено 205 тыс. т нерафинированного подсолнечного масла, а также 190 тыс. подсолнечного шрота. Мощности предприятий позволяют перерабатывать до 1 млн. т семян подсолнечника в год. В пресс-службе компании уточнили, что при переработке 1 млн. т сырья в год АО «Казанский МЭЗ» выходит на производство 450 тыс. т растительного масла.
Чистая прибыль всех предприятий ГК «Нэфис» в 2016 году составила 291 млн. рублей. Оборот группы без учета НДС по сравнению с показателем 2015 года увеличился на 46% и превысил 57,5 млрд. рублей, в том числе суммарная выручка от реализации готовой продукции выросла на 31% и достигла 41 млрд. рублей. При этом особенно большой рост по итогам года показал именно масложировой сектор группы.
«БИЗНЕС Online» пытался выяснить, какие еще предприятия РТ пострадали от введения турецких пошлин. Однако в минсельхозпроде РТ изданию не смогли прокомментировать ситуацию, пояснив, что подобной статистики — сколько и чего республика поставляла в Турцию — не ведется.
В «ОТВЕТКУ» ЗА ПОМИДОРЫ
Напомним, что с 15 марта 2017 года ввозные пошлины на пшеницу и кукурузу в Турецкую Республику составляют 130%, рис — 45%, подсолнечное масло — 36%, шрот подсолнечника — 13,5%, бобовые — 9,7%. Новые пошлины сразу окрестили заградительными и введенными в «ответку» за то, что Россия пока отказывается вернуть на полки магазинов турецкие помидоры. Главный удар пришелся на зерновые — Турция является вторым по объему импортером российского зерна после Египта. Россия ежегодно поставляла туда порядка 6,5 млн. т зерна. Но пострадали в основном производители южных регионов страны — именно оттуда традиционно стекались потоки пшеницы, которые потом морем переправляли в страну Ататюрка.
О том, как вести себя в условиях новых турецких пошлин, высказывались разные мнения. Неделю назад на заседании партийной лиги «Единой России» депутат Госдумы РФ Айрат Хайруллин неожиданно заявил, что России из-за турецких санкций надо бы сократить посевы яровых.
«Для того чтобы рынок зерновой не рушился в Российской Федерации, чтобы цены на него были выше, чем себестоимость производства, нам нужно каждый год на экспорт продавать порядка 30 миллионов тонн зерна», — заявил депутат. Однако из-за того, что экспорт по известным причинам отстает, а урожай, напротив, в 2016 году выдался отличный, цены на зерно стали падать.
«У нас сегодня остатки зерна давят на цены, цены на зерно у нас ниже стоимости производства. Вы можете себе представить? Мы говорим, что у нас недофинансированная сельскохозяйственная отрасль, а еще целый год придется работать в убыток?» — сокрушался Хайруллин. По его словам, если не сократить площади сева яровых, то в этом году в случае хорошего урожая зерно придется продавать по цене в два раза ниже себестоимости. Однако министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов заявил, что не планирует снижать посевы яровых в республике.
Всего за пределы РТ ежегодно продается до 1 млн. т зерна при общем объеме производства на территории республики в объеме порядка 3,5 - 4,5 млн. тонн. В основном весь татарстанский хлеб раскупают близлежащие регионы, но какая-то его часть окольными путями все же «доплывала» до берега турецкого — через оптовые компании. Объемы поставок по запросу «БИЗНЕС Online» в Россельхознадзоре по РТ уточнить затруднились.
«Проблема серьезнейшая, потому что Турция являлась одним из наших крупнейших покупателей зерна, подсолнечного масла и шрота», — продолжал Хайруллин. С другой стороны, депутат пока не представляет, как будет выкручиваться из этой ситуации сама Турция, ведь в стране выстроена крупнейшая в мире мукомольная промышленность. Практически всю территорию бывшей Османской империи, все арабские страны вплоть до Индонезии турки снабжали мукой, выработанной из зерна российского, рассказал депутат. Так что встает вопрос, где будет Эрдоган брать зерно теперь. Во Франции качество зерна намного хуже, чем в России. Можно закупать у Украины, но сложно сказать, готова ли она к столь резкому приросту продаж.
«Ситуация двусторонне-тупиковая. Думаю, что это (запрет на российское зерно — прим. ред.) связано с нашей принципиальной позицией по запуску на наш рынок овощей из Турции. Какое-то решение, наверное, будет найдено, но ситуация очень непростая», — считает депутат.
Напомним, что Россия ввела эмбарго на некоторые виды сельхозпродукции из Турции после ухудшения двусторонних отношений — с 1 января 2016 года. Летом 2016 года, когда отношения потеплели, РФ снова открыла ввоз из Турции косточковых и цитрусовых, а 9 марта 2017 года сняла запреты на ввоз гвоздики, репчатого лука, лука-шалота, цветной капусты и брокколи. Однако под эмбарго по-прежнему остаются томаты, которые оказались «овощем преткновения» интересов двух держав.
Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявлял ТАСС, что в дальнейшем планировал постепенно снимать все запреты, но заметил, что и Анкара, в свою очередь, не торопится открывать ворота российской мясной и молочной продукции. Ну а введением новых сельхозпошлин Ткачев и вовсе оказался «крайне удивлен и разочарован».
«Введение пошлин Турцией может привести к тому, что Россия полностью прекратит экспорт в Турцию пшеницы, кукурузы, нерафинированного подсолнечного масла, шрота подсолнечника, бобовых и риса, — заявил министр и добавил. — При этом в случае необходимости Россия сможет в короткие сроки перенаправить в другие страны сельхозпродукцию, предназначенную для поставок на рынок Турции».
Что ж, чиновнику по должности положен оптимизм, а вот выкручиваться, как обычно, будет бизнес.
По данным федеральной таможенной службы, Россия в 2016 году продала подсолнечное масло на экспорт на $1,4 млрд. (93,8 млрд. рублей) — это на 21% больше, чем в 2015 году. Турция закупила российского подсолнечного масла на $431 млн. (порядка 28,9 млрд. рублей). Второй крупнейший потребитель — Египет, сумма закупок в 2016 году составила $184 млн. (12,3 млрд. рублей). На сумму больше $100 млн. российское подсолнечное масло закупают Китай, Казахстан и Узбекистан.

http://www.zol.ru/n/296A3
Источник: БИЗНЕС Online