Министерство сельского хозяйства перестает субсидировать производство хлеба в Казахстане. Там считают, что давать деньги на зерно невыгодно и непродуктивно. Взамен Астана намерена увеличить помощь крестьянам, которые выращивают овощи и сахарную свеклу.
– С этого года министерство отказалось от погектарных субсидий зерновых. Мы намерены взять курс на поддержку технологичных и более эффективных культур, которые могут диверсифицировать сельское хозяйство и обеспечить более рациональное использование земли, – рассказал «Каравану» заместитель директора департамента земледелия Акпар Мауленов. – Цель этих изменений – максимально большая загрузка перерабатывающих мощностей.
При прежней схеме размер субсидий плавал в пределах 300–500 тенге за гектар. Когда цена за тонну зерна 30–35 тысяч тенге – это капля в море. В результате субсидии размазываются, никакой эффективности не приносят.
С другой стороны, если у хозяйства 200–300 гектаров, то размер субсидий мог составлять 50–60 тысяч тенге. Но расходы на получение помощи могли перекрывать эту сумму. Поэтому небольшие хозяйства игнорировали государственную поддержку.
Тем не менее, согласно данным, приведенным в Государственной программе развития АПК на 2017–2021 годы, принятой в марте, из 14 видов продуктов растениеводства именно по пшенице у нас достигнут самый лучший показатель по обеспеченности внутреннего рынка. Более того, твердая пшеница – основа нашего продовольственного экспорта.
И, напротив, печальная картина – по другим зерновым, техническим культурам и овощам. Мы закупаем сырье для производства сахара, жиров, виноград, овощи и фрукты. Выращиваем очень мало ячменя, овса и кукурузы, хотя все условия для этого есть.
За счет перераспределения субсидий минсельхоз намерен стимулировать крестьян переключаться именно на культуры, которых нам не хватает. В результате, по плану, к 2021 году посевы пшеницы должны быть уменьшены с 12,4 до 10 миллионов гектаров. Даже при этом пшеница будет оставаться монокультурой. На нее будет приходиться 46 процентов пахотных земель.
За счет пшеницы площади под сахарную свеклу увеличатся с 13 до 70 тысяч гектаров, ячменя – с 1,9 до 2,8 миллиона гектаров, масличных культур – с 2 до 3 миллионов гектаров.
Если такое перераспределение произойдет, то АПК страны станет самодостаточным. У крестьян будет постоянный рынок сбыта их товаров, а экономика перестанет тратить валюту на импорт недостающих продуктов питания.
Увеличение роли АПК – вторая задача перераспределения субсидий. Цифры минсельхоза показывают не самую радостную картину: из всей пшеницы внутри Казахстана перерабатывается только четверть. Остальное уходит за рубеж зерном. Мощностей для переработки масличных культур в нашей стране столько, что мы можем обслужить всю Центральную Азию и Сибирь. Но из всего урожая через отечественные предприятия проходит только половина урожая. В итоге загружены они от силы на треть. Примерно такая же картина по переработке сахарной свеклы, винограда, плодов и ягод. Картофеля мы перерабатывает меньше процента. Это вообще показатель на уровне погрешности.
– У нас есть мощности для переработки масличных культур и сахарной свеклы. Но наши производители старались весь урожай сырьем продать за рубеж, – рассказывает Акпар Мауленов. – Чтобы стимулировать фермеров сдавать урожай на отечественные заводы, мы переходим на новый механизм выплаты субсидий. Теперь деньги будут передаваться не до получения урожая, а когда фермер сдаст его на перерабатывающий завод. Здесь он получает соответствующий документ, указывает его в заявке на получение помощи и сдает в акимат – получает субсидии. Не сдал – извини. Денег нет.
Одновременно этот механизм должен снизить коррупционную составляющую, считают в министерстве.
– Мы намерены передать право принимать решение о получении субсидий отдельным предприятием не работнику акимата, а электронной системе. Но необходимо будет провести большую подготовительную работу. Сначала эта система будет апробирована на использовании удобрений. Планируем начать работу осенью, – пояснил заместитель директора департамента земледелия. – Например, на 100 гектаров пашни положено внести 5 тонн определенного вида удобрений. Крестьянин в своей заявке заявил 5 тонн – система даст разрешение на субсидии. Заявит 50 тонн – эта же система должна выявить несоответствие и уже не даст согласия.
Погектарные субсидии пока остаются только на рис и кормовые культуры.
Это связано с их технологическими особенностями: рис потеряет в качестве без переработки и шлифования зерна, корма слишком много весят и обычно потребляются на месте. То есть возможности для экспорта ограничены.
Также министерство намерено увеличивать объемы субсидирования. Если в 2017 году на помощь выделено 52 миллиарда тенге, то в 2021 году запланировано выделить субсидий на 70,5 миллиарда. На самом деле рост небольшой, в пределах инфляции, которая запланирована на этот период.
Минсельхоз Казахстана отменяет субсидии
Министерство сельского хозяйства перестает субсидировать производство хлеба в Казахстане. Там считают, что давать деньги на зерно невыгодно и непродуктивно. Взамен Астана намерена увеличить помощь крестьянам, которые выращивают овощи и сахарную свеклу.
– С этого года министерство отказалось от погектарных субсидий зерновых. Мы намерены взять курс на поддержку технологичных и более эффективных культур, которые могут диверсифицировать сельское хозяйство и обеспечить более рациональное использование земли, – рассказал «Каравану» заместитель директора департамента земледелия Акпар Мауленов. – Цель этих изменений – максимально большая загрузка перерабатывающих мощностей.
При прежней схеме размер субсидий плавал в пределах 300–500 тенге за гектар. Когда цена за тонну зерна 30–35 тысяч тенге – это капля в море. В результате субсидии размазываются, никакой эффективности не приносят.
С другой стороны, если у хозяйства 200–300 гектаров, то размер субсидий мог составлять 50–60 тысяч тенге. Но расходы на получение помощи могли перекрывать эту сумму. Поэтому небольшие хозяйства игнорировали государственную поддержку.
Тем не менее, согласно данным, приведенным в Государственной программе развития АПК на 2017–2021 годы, принятой в марте, из 14 видов продуктов растениеводства именно по пшенице у нас достигнут самый лучший показатель по обеспеченности внутреннего рынка. Более того, твердая пшеница – основа нашего продовольственного экспорта.
И, напротив, печальная картина – по другим зерновым, техническим культурам и овощам. Мы закупаем сырье для производства сахара, жиров, виноград, овощи и фрукты. Выращиваем очень мало ячменя, овса и кукурузы, хотя все условия для этого есть.
За счет перераспределения субсидий минсельхоз намерен стимулировать крестьян переключаться именно на культуры, которых нам не хватает. В результате, по плану, к 2021 году посевы пшеницы должны быть уменьшены с 12,4 до 10 миллионов гектаров. Даже при этом пшеница будет оставаться монокультурой. На нее будет приходиться 46 процентов пахотных земель.
За счет пшеницы площади под сахарную свеклу увеличатся с 13 до 70 тысяч гектаров, ячменя – с 1,9 до 2,8 миллиона гектаров, масличных культур – с 2 до 3 миллионов гектаров.
Если такое перераспределение произойдет, то АПК страны станет самодостаточным. У крестьян будет постоянный рынок сбыта их товаров, а экономика перестанет тратить валюту на импорт недостающих продуктов питания.
Увеличение роли АПК – вторая задача перераспределения субсидий. Цифры минсельхоза показывают не самую радостную картину: из всей пшеницы внутри Казахстана перерабатывается только четверть. Остальное уходит за рубеж зерном. Мощностей для переработки масличных культур в нашей стране столько, что мы можем обслужить всю Центральную Азию и Сибирь. Но из всего урожая через отечественные предприятия проходит только половина урожая. В итоге загружены они от силы на треть. Примерно такая же картина по переработке сахарной свеклы, винограда, плодов и ягод. Картофеля мы перерабатывает меньше процента. Это вообще показатель на уровне погрешности.
– У нас есть мощности для переработки масличных культур и сахарной свеклы. Но наши производители старались весь урожай сырьем продать за рубеж, – рассказывает Акпар Мауленов. – Чтобы стимулировать фермеров сдавать урожай на отечественные заводы, мы переходим на новый механизм выплаты субсидий. Теперь деньги будут передаваться не до получения урожая, а когда фермер сдаст его на перерабатывающий завод. Здесь он получает соответствующий документ, указывает его в заявке на получение помощи и сдает в акимат – получает субсидии. Не сдал – извини. Денег нет.
Одновременно этот механизм должен снизить коррупционную составляющую, считают в министерстве.
– Мы намерены передать право принимать решение о получении субсидий отдельным предприятием не работнику акимата, а электронной системе. Но необходимо будет провести большую подготовительную работу. Сначала эта система будет апробирована на использовании удобрений. Планируем начать работу осенью, – пояснил заместитель директора департамента земледелия. – Например, на 100 гектаров пашни положено внести 5 тонн определенного вида удобрений. Крестьянин в своей заявке заявил 5 тонн – система даст разрешение на субсидии. Заявит 50 тонн – эта же система должна выявить несоответствие и уже не даст согласия.
Погектарные субсидии пока остаются только на рис и кормовые культуры.
Это связано с их технологическими особенностями: рис потеряет в качестве без переработки и шлифования зерна, корма слишком много весят и обычно потребляются на месте. То есть возможности для экспорта ограничены.
Также министерство намерено увеличивать объемы субсидирования. Если в 2017 году на помощь выделено 52 миллиарда тенге, то в 2021 году запланировано выделить субсидий на 70,5 миллиарда. На самом деле рост небольшой, в пределах инфляции, которая запланирована на этот период.
Новости по теме: