«Мы не бить вас собираемся» - Экспортеры и РЖД ищут виновных в задержках при перевозках зерна в порты
В правительстве Воронежской области прошло совещание, посвященное обострившейся проблеме задержек с перевозкой рекордного урожая в порты. В ходе него зернотрейдеры обвинили РЖД в непоставках заявленных вагонов и попросили дать график движения маневровых локомотивов. В ответ железнодорожники заявили о слишком долгой погрузке на элеваторах и задержках в портах.
Проблема экспорта рекордного урожая для Воронежской области обострилась — при ожидаемых 5,5 млн т зерна собственные потребности региона составляют 3,5 млн т. Другие регионы, также не испытывающие дефицита, в зерне не нуждаются, и экспорт через порты стал единственным направлением для реализации излишек. Совещание с заинтересованными сторонами проходило недавно под руководством курирующего АПК областного вице-премьера Виктора Логвинова. Он подчеркнул, что губернатор Алексей Гордеев по поводу ситуации обращался к президенту РЖД Олегу Белозерову, а также предлагал главе Минсельхоза Александру Ткачеву начать интервенции. Впрочем, в Минсельхозе и Минэкономики посчитали, что этот вид поддержки можно компенсировать введением льготного тарифа (со скидкой в 10,3%) на железнодорожные перевозки для отдельных регионов.
Первый заместитель руководителя департамента аграрной политики Александр Бочаров доложил о задержках с отправкой зерна (преимущественно через порт Новороссийск) и свекловичного жома (через латвийскую Лиепаю) из-за того, что перегруженные порты не принимают составы. По словам чиновников, из запрошенных воронежскими экспортерами с начала октября 4086 вагонов согласовано было выделение 2265, а фактически выделено намного меньше, но «вопрос не стоит на месте». Всего до конца года Воронежская область планирует отгрузить на экспорт 670 тыс. т зерна (250 тыс. в октябре, 220 тыс. в ноябре и 200 тыс. в декабре).
Экспортеры, впрочем, были настроены менее оптимистично. «Мы заказали во всех регионах присутствия 1,4 тыс. вагонов, заявки нам одобрили — а вагонов нет, — констатировал гендиректор ООO «УК Продимекс-Сахар» Виталий Круглик. — Нам говорят, что Лиепая не может принять вагоны. Но там терминал на 500 тыс. т, он может принять их любое количество!» «Вагонов нет, потому что у трейдеров они под погрузкой простаивают по пять суток», — парировал заместитель гендиректора по развитию Юго-Восточного региона «Русагротранса» Николай Барков. «Но если вагоны уходят трейдерам, но не доходят, то где же они?» — спросили из зала. «Сейчас мы закладываем сухой жом в склады из-под сахара, но через месяц туда надо класть сахар. Куда его грузить, на улицу?» — вопрошал господин Круглик.
«Неделю назад я бы и не пришел — стыдно было бы. Но сейчас вагоны поехали, — взял слово начальник Юго-Восточной железной дороги Анатолий Володько. — Но где же нам их было брать, если раньше вагоны четверо суток стояли на Северо-Кавказской железной дороге и еще четверо у вас?» «Вагоны у нас не стоят!» — отреагировал господин Круглик. «А что мешает грузить зерно по выходным?» — спросил вице-премьер Логвинов. — «Не работает таможня», — пояснил топ-менеджер «Продимекса». — «А есть вопросы к Россельхознадзору?» — уточнил господин Логвинов. — «Мы работу ведем оперативно, бумаги оформляются в течение 12 часов», — ответил врио руководителя областного управления Россельхознадзора Виталий Юров. — «Надо заявки заранее подавать, тогда все нормально будет», — резюмировал господин Володько.
Дискуссия обострялась: с мест вставало одновременно несколько человек, дожидаясь своей очереди высказаться. «Из 300 вагонов в сентябре нам согласовали 73, из них 16 мы до сих пор не дождемся, — заявил гендиректор Острогожского завода по производству солода (входит в «Авангард-Агро») Владимир Ламтев. — Мы так за десять лет не сможем отправить то зерно, которое запланировали в этом году». «Но как я могу подавать заявки заранее? — спрашивал гендиректор ООО «Гленкор агро Черноземье» Евгений Борисенко. — Я знаю расстояние вагона до элеватора, но не знаю, сколько километров пройдет он за сутки — ни одного, 20 или 120? Хотелось бы более плотной координации с конкретными людьми! А то, что не грузим, — неправда. И хотелось бы, чтобы у нас был график, когда к нам будут приходить маневровые локомотивы — их очень не хватает. Мы здесь не бить вас собираемся, мы разбираемся не в том, кто виноват, а что делать». «Нужно наладить совместную работу», — резюмировал вице-премьер Логвинов. По итогам совещания его участники договорились создать оперативный штаб под руководством Александра Бочарова и с представителями РЖД, который будет координировать взаимодействие сторон.
В соседних регионах ситуация с экспортом зерна схожая. Пять областей Черноземья (кроме Белгородской со значительными потребностями в зерне собственного животноводства) получили скидку в 10,3% на железнодорожный тариф в порты, но ситуацию это не спасает. «Фактически вагоны не приходят», — констатировал в беседе с „Ъ“ профильный орловский вице-премьер Дмитрий Бутусов. «Мы готовы экспортировать 500 тыс. т зерна, но пока не можем его вывезти», — подтвердил „Ъ“ курирующий АПК курский вице-губернатор Алексей Золотарев. В среднем регионы Черноземья готовы по итогам сезона направлять за рубеж от 500 тыс. до 1,5 млн т зерна. Участники рынка рассчитывают, что решению проблемы сбыта рекордного урожая большее внимание в ближайшее время смогут уделить федеральные власти.
«Мы не бить вас собираемся» - Экспортеры и РЖД ищут виновных в задержках при перевозках зерна в порты
В правительстве Воронежской области прошло совещание, посвященное обострившейся проблеме задержек с перевозкой рекордного урожая в порты. В ходе него зернотрейдеры обвинили РЖД в непоставках заявленных вагонов и попросили дать график движения маневровых локомотивов. В ответ железнодорожники заявили о слишком долгой погрузке на элеваторах и задержках в портах.
Проблема экспорта рекордного урожая для Воронежской области обострилась — при ожидаемых 5,5 млн т зерна собственные потребности региона составляют 3,5 млн т. Другие регионы, также не испытывающие дефицита, в зерне не нуждаются, и экспорт через порты стал единственным направлением для реализации излишек. Совещание с заинтересованными сторонами проходило недавно под руководством курирующего АПК областного вице-премьера Виктора Логвинова. Он подчеркнул, что губернатор Алексей Гордеев по поводу ситуации обращался к президенту РЖД Олегу Белозерову, а также предлагал главе Минсельхоза Александру Ткачеву начать интервенции. Впрочем, в Минсельхозе и Минэкономики посчитали, что этот вид поддержки можно компенсировать введением льготного тарифа (со скидкой в 10,3%) на железнодорожные перевозки для отдельных регионов.
Первый заместитель руководителя департамента аграрной политики Александр Бочаров доложил о задержках с отправкой зерна (преимущественно через порт Новороссийск) и свекловичного жома (через латвийскую Лиепаю) из-за того, что перегруженные порты не принимают составы. По словам чиновников, из запрошенных воронежскими экспортерами с начала октября 4086 вагонов согласовано было выделение 2265, а фактически выделено намного меньше, но «вопрос не стоит на месте». Всего до конца года Воронежская область планирует отгрузить на экспорт 670 тыс. т зерна (250 тыс. в октябре, 220 тыс. в ноябре и 200 тыс. в декабре).
Экспортеры, впрочем, были настроены менее оптимистично. «Мы заказали во всех регионах присутствия 1,4 тыс. вагонов, заявки нам одобрили — а вагонов нет, — констатировал гендиректор ООO «УК Продимекс-Сахар» Виталий Круглик. — Нам говорят, что Лиепая не может принять вагоны. Но там терминал на 500 тыс. т, он может принять их любое количество!» «Вагонов нет, потому что у трейдеров они под погрузкой простаивают по пять суток», — парировал заместитель гендиректора по развитию Юго-Восточного региона «Русагротранса» Николай Барков. «Но если вагоны уходят трейдерам, но не доходят, то где же они?» — спросили из зала. «Сейчас мы закладываем сухой жом в склады из-под сахара, но через месяц туда надо класть сахар. Куда его грузить, на улицу?» — вопрошал господин Круглик.
«Неделю назад я бы и не пришел — стыдно было бы. Но сейчас вагоны поехали, — взял слово начальник Юго-Восточной железной дороги Анатолий Володько. — Но где же нам их было брать, если раньше вагоны четверо суток стояли на Северо-Кавказской железной дороге и еще четверо у вас?» «Вагоны у нас не стоят!» — отреагировал господин Круглик. «А что мешает грузить зерно по выходным?» — спросил вице-премьер Логвинов. — «Не работает таможня», — пояснил топ-менеджер «Продимекса». — «А есть вопросы к Россельхознадзору?» — уточнил господин Логвинов. — «Мы работу ведем оперативно, бумаги оформляются в течение 12 часов», — ответил врио руководителя областного управления Россельхознадзора Виталий Юров. — «Надо заявки заранее подавать, тогда все нормально будет», — резюмировал господин Володько.
Дискуссия обострялась: с мест вставало одновременно несколько человек, дожидаясь своей очереди высказаться. «Из 300 вагонов в сентябре нам согласовали 73, из них 16 мы до сих пор не дождемся, — заявил гендиректор Острогожского завода по производству солода (входит в «Авангард-Агро») Владимир Ламтев. — Мы так за десять лет не сможем отправить то зерно, которое запланировали в этом году». «Но как я могу подавать заявки заранее? — спрашивал гендиректор ООО «Гленкор агро Черноземье» Евгений Борисенко. — Я знаю расстояние вагона до элеватора, но не знаю, сколько километров пройдет он за сутки — ни одного, 20 или 120? Хотелось бы более плотной координации с конкретными людьми! А то, что не грузим, — неправда. И хотелось бы, чтобы у нас был график, когда к нам будут приходить маневровые локомотивы — их очень не хватает. Мы здесь не бить вас собираемся, мы разбираемся не в том, кто виноват, а что делать». «Нужно наладить совместную работу», — резюмировал вице-премьер Логвинов. По итогам совещания его участники договорились создать оперативный штаб под руководством Александра Бочарова и с представителями РЖД, который будет координировать взаимодействие сторон.
В соседних регионах ситуация с экспортом зерна схожая. Пять областей Черноземья (кроме Белгородской со значительными потребностями в зерне собственного животноводства) получили скидку в 10,3% на железнодорожный тариф в порты, но ситуацию это не спасает. «Фактически вагоны не приходят», — констатировал в беседе с „Ъ“ профильный орловский вице-премьер Дмитрий Бутусов. «Мы готовы экспортировать 500 тыс. т зерна, но пока не можем его вывезти», — подтвердил „Ъ“ курирующий АПК курский вице-губернатор Алексей Золотарев. В среднем регионы Черноземья готовы по итогам сезона направлять за рубеж от 500 тыс. до 1,5 млн т зерна. Участники рынка рассчитывают, что решению проблемы сбыта рекордного урожая большее внимание в ближайшее время смогут уделить федеральные власти.
Новости по теме: