МЭР в очередной раз не поддержало проект закона о зерновых товарных складах
Минэкономразвития РФ в очередной раз не поддержало разработанный Минсельхозом проект закона о зерновых товарных складах общего пользования.
Это следует из отзыва министерства (ноябрь 2017 года), с текстом которого знаком источник "Интерфакса" в одном из ведомств экономического блока. Прежний отрицательный отзыв был направлен в Минсельхоз 30 октября 2015 года.
Согласно законопроекту, зерновой товарный склад общего пользования - коммерческая организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности оказание услуг по складскому хранению зерна и являющаяся членом саморегулируемой организации (СРО) зерновых товарных складов общего пользования.
Оценив законопроект, Минэкономразвития на этот раз сделало вывод "о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования". Кроме того, в документе найдены положения, которые вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как поясняет ведомство, законопроект предлагает установить правовые основы работы зерновых товарных складов общего пользования, особенности приема зерна, а также особенности правового положения и деятельности СРО. В процессе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия законопроекта были проведены консультации с независимыми экспертами зернового рынка, экспертами Россельхозбанка и Сбербанка России.
Сославшись на мнение независимых экспертов зернового рынка, Минэкономразвития отмечает, что потенциальное число зернохранилищ, которые могут войти в состав СРО на начальном этапе развития системы обращения складских свидетельств, оценивается в 500 предприятий. Участие в СРО и возможность эмиссии складских свидетельств на зерно, по их мнению, обеспечат увеличение спроса на их услуги и, как следствие, рост доходов.
По мнению экспертов банковской сферы и международных экспертов, наиболее важным преимуществом внедрения системы складских свидетельств на зерно является упрощенный доступ к кредитам для производителей и трейдеров зерна.
По информации экспертов банков, при увеличении кредита под залог зерна без использования складских свидетельств залоговая стоимость зерна составляет не более 0,65-0,7 от его рыночной стоимости. По экспертным оценкам, формирование системы обращения складских свидетельств повысит залоговую стоимость до 0,8-0,85, что может привести к увеличению кредитования не менее чем на 20%.
Оборот двойных складских свидетельств на зерно действует в США, на Украине и в Казахстане. Между тем Минэкономразвития называет причины, по которым значительная часть зернохранилищ не будет вовлечена в процесс оказания складских услуг.
Мощности хранения зерна в РФ, по данным Минсельхоза и независимых экспертов, оцениваются в 115 млн тонн. При этом их дефицит при производстве зерна на уровне 100-105 млн тонн составляет до 2 млн тонн в отдельных регионах. Оптимальным соотношением суммарных мощностей хранения зерна к валовому сбору считается коэффициент 1,2-1,3, то есть когда мощность хранения на 20-30% превышает годовой урожай зерна.
В РФ из 115 млн тонн мощностей только 38 млн тонн - элеваторы, обеспечивающие наиболее качественное хранение зерна. Остальное приходится на амбары, которые не могут гарантировать сохранность качества и количества зерна, отмечает ведомство.
Прямое следствие дефицита мощностей хранения - высокая стоимость услуг элеваторов. По данным Российского зернового союза, прием тонны зерна стоит 150-200 рублей, хранение обходится в 80 рублей за тонну в месяц (в среднем зерно требует около полугода хранения). Итоговая стоимость услуги элеваторного хранения по приему, выдаче и хранению зерна составляет от 930 до 1080 рублей за тонну.
В связи с этим около двух третей урожая хранится в менее технически оснащенных амбарах или сборно-металлических емкостях, что отражается на его качестве. Еще одной проблемой является высокий износ зернохранилищ: более 60% элеваторов устарели, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.
Потери зерна из-за этого достигают 3-5% от его количества. Потери качества еще выше: из продовольственного зерно в итоге превращается в более дешевое фуражное. Зернохранилище, не соответствующее отраслевым стандартам, не будет иметь возможности стать членом саморегулируемой организации. Минэкономразвития также отмечает, что из законопроекта не исключены статьи, содержащие положения, которые не являются предметами регулирования федерального закона. Они могут быть урегулированы нормативными документами СРО.
Кроме того, ведомство обращает внимание разработчиков на то, что "предлагаемое проектом акта регулирование не в полной мере соответствует подходам, закрепленным в актах правительства". По прогнозу Минсельхоза, РФ в этом году соберет рекордный урожай зерна в объеме 130 млн тонн против 120,7 млн тонн в прошлом году.
МЭР в очередной раз не поддержало проект закона о зерновых товарных складах
Минэкономразвития РФ в очередной раз не поддержало разработанный Минсельхозом проект закона о зерновых товарных складах общего пользования.
Это следует из отзыва министерства (ноябрь 2017 года), с текстом которого знаком источник "Интерфакса" в одном из ведомств экономического блока. Прежний отрицательный отзыв был направлен в Минсельхоз 30 октября 2015 года.
Согласно законопроекту, зерновой товарный склад общего пользования - коммерческая организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности оказание услуг по складскому хранению зерна и являющаяся членом саморегулируемой организации (СРО) зерновых товарных складов общего пользования.
Оценив законопроект, Минэкономразвития на этот раз сделало вывод "о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования". Кроме того, в документе найдены положения, которые вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как поясняет ведомство, законопроект предлагает установить правовые основы работы зерновых товарных складов общего пользования, особенности приема зерна, а также особенности правового положения и деятельности СРО. В процессе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия законопроекта были проведены консультации с независимыми экспертами зернового рынка, экспертами Россельхозбанка и Сбербанка России.
Сославшись на мнение независимых экспертов зернового рынка, Минэкономразвития отмечает, что потенциальное число зернохранилищ, которые могут войти в состав СРО на начальном этапе развития системы обращения складских свидетельств, оценивается в 500 предприятий. Участие в СРО и возможность эмиссии складских свидетельств на зерно, по их мнению, обеспечат увеличение спроса на их услуги и, как следствие, рост доходов.
По мнению экспертов банковской сферы и международных экспертов, наиболее важным преимуществом внедрения системы складских свидетельств на зерно является упрощенный доступ к кредитам для производителей и трейдеров зерна.
По информации экспертов банков, при увеличении кредита под залог зерна без использования складских свидетельств залоговая стоимость зерна составляет не более 0,65-0,7 от его рыночной стоимости. По экспертным оценкам, формирование системы обращения складских свидетельств повысит залоговую стоимость до 0,8-0,85, что может привести к увеличению кредитования не менее чем на 20%.
Оборот двойных складских свидетельств на зерно действует в США, на Украине и в Казахстане. Между тем Минэкономразвития называет причины, по которым значительная часть зернохранилищ не будет вовлечена в процесс оказания складских услуг.
Мощности хранения зерна в РФ, по данным Минсельхоза и независимых экспертов, оцениваются в 115 млн тонн. При этом их дефицит при производстве зерна на уровне 100-105 млн тонн составляет до 2 млн тонн в отдельных регионах. Оптимальным соотношением суммарных мощностей хранения зерна к валовому сбору считается коэффициент 1,2-1,3, то есть когда мощность хранения на 20-30% превышает годовой урожай зерна.
В РФ из 115 млн тонн мощностей только 38 млн тонн - элеваторы, обеспечивающие наиболее качественное хранение зерна. Остальное приходится на амбары, которые не могут гарантировать сохранность качества и количества зерна, отмечает ведомство.
Прямое следствие дефицита мощностей хранения - высокая стоимость услуг элеваторов. По данным Российского зернового союза, прием тонны зерна стоит 150-200 рублей, хранение обходится в 80 рублей за тонну в месяц (в среднем зерно требует около полугода хранения). Итоговая стоимость услуги элеваторного хранения по приему, выдаче и хранению зерна составляет от 930 до 1080 рублей за тонну.
В связи с этим около двух третей урожая хранится в менее технически оснащенных амбарах или сборно-металлических емкостях, что отражается на его качестве. Еще одной проблемой является высокий износ зернохранилищ: более 60% элеваторов устарели, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.
Потери зерна из-за этого достигают 3-5% от его количества. Потери качества еще выше: из продовольственного зерно в итоге превращается в более дешевое фуражное. Зернохранилище, не соответствующее отраслевым стандартам, не будет иметь возможности стать членом саморегулируемой организации. Минэкономразвития также отмечает, что из законопроекта не исключены статьи, содержащие положения, которые не являются предметами регулирования федерального закона. Они могут быть урегулированы нормативными документами СРО.
Кроме того, ведомство обращает внимание разработчиков на то, что "предлагаемое проектом акта регулирование не в полной мере соответствует подходам, закрепленным в актах правительства". По прогнозу Минсельхоза, РФ в этом году соберет рекордный урожай зерна в объеме 130 млн тонн против 120,7 млн тонн в прошлом году.
Новости по теме: