Из-за нехватки зерновозов Казахстан теряют лучшие рынки сбыта
Казахстанские аграрии по целому ряду причин не могут продать выращенный урожай. Одна из главных причин - нехватка зерновозов. Так, например, грузоотправителям одной лишь Северо-Казахстанской области этой осенью требовалось 1011 вагонов, а получили они всего 310. Как в таких условиях можно работать на экспорт - аграрии СКО не знают.
В начале декабря Минсельхоз провел селекторное совещание с регионами, где пообещал разобраться в проблеме. Вице-министр сельского хозяйства Нуржан Альтаев отчитался, что оперативные меры для урегулирования ситуации принимаются. Но этого недостаточно. Правительство ждет от МСХ конкретных предложений, чтобы стабилизировать ситуацию и не допустить ее в следующем году.
«Нам серьезно надо подумать над решением этого вопроса. В следующем году проблема только усугубится. Чтобы мы не создавали снова какие-то комиссии, чтобы не расследовали, почему и как так произошло, давайте сейчас разберемся и решим, где у нас проблема», - сказал вице-министр.
Председатель правления АО «КТЖ - Грузовые перевозки» Оралхан Кулаков уверен, что проблема кроется не в нехватке вагонов, а в неэффективном их использовании. По его словам, на данный момент в распоряжении компании находится более 10 тысяч зерновозов. Но многие из них используются как склады на колесах. Сотни вагонов простаивают на разных направлениях из-за образовавшихся заторов на границах, станциях, перевалочных пунктах. К тому же, многие получатели грузов не спешат разгружать вагоны, из-за чего тем, кому зерновозы необходимы, приходится ждать еще дольше. А перевозчиков, по мнению Оралхана Кулакова, просто делают крайними, потому что это удобно.
«Вагоны стоят на станциях дольше, чем положено. Говорят, что разгрузка идет, на самом деле начинают работу в 12 часов, а в 17-18 часов уже темнеет, и никто не разгружает вагоны. Проблема не в количестве вагонов, а в том, куда мы их везем и как долго мы разгружаем. В ноябре мы загрузили на колеса 1 145 000 тонн продукции. Планировали загрузить один миллион тонн. Проблемные для нас дни - выходные и праздничные. Мы ежесуточно в последние пять дней ноября грузили по 600 зерновозов и по 250-300 крытых вагонов, а в первые дни декабря - ноль», - сказал представитель «КТЖ».
Также он напомнил, что отдельные направления сейчас особенно загружены. Так, например, только по дороге в Узбекистан стоит 1105 вагонов, которые могли бы сослужить верную службу аграрному сектору.
Аграрии предложили перевозчикам ежедневно публиковать на своем сайте оперативную информацию о состоянии дел на основных направлениях, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz». «Если одно направление перегружено - мы будем отправлять продукцию в другую сторону, чтобы не тратить время», - говорят сельхозпроизводители.
Из-за нехватки зерновозов, аграрии Казахстана теряют лучшие рынки сбыта. Партнер, который не может гарантировать своевременную доставку груза, теряет деловую привлекательность. И каким бы мощным потенциалом ни обладал аграрный сектор страны, без четкой и отлаженной логистики большой урожай будет не в радость.
«Никогда таких проблем не было, как в этом году, - говорит генеральный директор Тимирязевского мукомольного комбината Иса Аллахяров. - С чем это связано, я не знаю. Скажите уже народу правду. Вы говорите, что 1200 вагонов застряло где-то там, но ведь этого недостаточно для ответа».
Иса Аллахяров уверен: главная причина того, что большая часть урожая до сих пор не продана, не в низкой цене, а в скромных возможностях железной дороги.
«Аграрии СКО не могут рассчитываться с кредитами, лизингами, платить зарплату своим работникам, потому что реализации урожая нет. Покупатели есть, и аграрии уже на любую цену согласны. Но нет отгрузки, - рассказывает Иса Аллахяров. - Сегодня дефицит вагонов, завтра дефицит вагонов, три месяца уже дефицит вагонов, а люди-то кушать хотят! Если мы им хлеба не дадим, они его в другом месте купят. Они наработают себе другой рынок, потому что с нами работать тяжело. У меня продукцию покупают и спрашивают: «А отгрузить-то сможете?». То есть уже не верят. Уже сомневаются. Если каждый день отгрузка не идет, значит, объемы накапливаются. Покупатели ждут, мы их кормим «завтраками», и постепенно теряем. Сейчас ситуация, вроде, выравнивается, но некоторые рынки уже потеряны, и это очень плохо».
Причем, убытки несут все - от зерновиков до переработчиков. Например, мельнично-макаронный комплекс «Султан» - известное в Казахстане предприятие, выпускающее качественные макароны из твердых сортов пшеницы, не может работать в полную силу. И в полсилы - тоже не может. Сегодня из четырех линий на «Султане» работает всего одна. Мощностей для хранения продукции у предприятия не хватает, а отгрузки как таковой нет.
«Из 40 вагонов в ноябре нам дали только 26. В декабре мы подали заявку на 50 вагонов, пока не видели ни одного. Вроде, обещают два дать со дня на день, - говорит директор по финансам и материально-техническому обеспечению АО «Султан ЭММК» Виктор Кельбринт. - Причем, мы возим свою продукцию исключительно по Казахстану, нас заторы на Узбекистан и прочие направления вообще не касаются».
Виктор Павлович уверен: местные производители могут полностью обеспечивать внутренний рынок макаронами, которые сегодня все еще продолжают импортировать. Технические возможности для достижения столь амбициозных целей есть. Логистических - нет.
«На прошлой неделе я слышал в новостях, что Казахстан производит 132 тысячи тонн макаронных изделий, еще 31 тысячу тонн мы завозим из других стран. Зачем завозить, если свои переработчики могут легко справиться с этой задачей. Наш мельнично-макаронный комплекс может спокойно производить 200 тонн продукции в сутки. А производим мы лишь 30-40 тонн. То есть мы используем свои возможности на 15-20%. Сырье есть. Мы закупили у аграриев СКО 25 тысяч тонн твердой пшеницы, 75% зерна - третьего класса. Из такой муки получатся качественные макароны. Причина низких объемов производства - отсутствие отгрузки. Конечно, это убытки».
Проблема, которая уже несколько лет не решается, в этом году усугубилась как никогда. Всю осень крупные аграрии региона не могли экспортировать выращенный урожай. А в этом году североказахстанцы, по официальным данным, вырастили не много, не мало - 5,6 миллиона тонн зерна и около 700 тысяч тонн маслосемян. Пшеницы экспортировано меньше миллиона тонн. В основном отечественный хлеб уходит в Узбекистан, Таджикистан, Иран, Турцию, Кыргызстан, Афганистан, Китай.
Нехватка вагонов - общая для всего Казахстана проблема. На севере от нее страдают зерновики, которые не могут продать урожай, на юге - мукомольные предприятия, которые вынуждены простаивать из-за отсутствия сырья.
Всего казахстанским грузоотправителям в ноябре не хватало около трех тысяч вагонов. Например, ТОО «Дарница» получило всего 8 вагонов, в то время как требовалось им 73. ТОО «Новоишимская зерновая компания» подавала заявку на 320 вагонов, а поставили предприятию всего 132.
Есть в СКО предприятия, которым в ноябре требовалось от 5 до 30 вагонов. Они ждут их до сих пор…
Из-за нехватки зерновозов Казахстан теряют лучшие рынки сбыта
Казахстанские аграрии по целому ряду причин не могут продать выращенный урожай. Одна из главных причин - нехватка зерновозов. Так, например, грузоотправителям одной лишь Северо-Казахстанской области этой осенью требовалось 1011 вагонов, а получили они всего 310. Как в таких условиях можно работать на экспорт - аграрии СКО не знают.
В начале декабря Минсельхоз провел селекторное совещание с регионами, где пообещал разобраться в проблеме. Вице-министр сельского хозяйства Нуржан Альтаев отчитался, что оперативные меры для урегулирования ситуации принимаются. Но этого недостаточно. Правительство ждет от МСХ конкретных предложений, чтобы стабилизировать ситуацию и не допустить ее в следующем году.
«Нам серьезно надо подумать над решением этого вопроса. В следующем году проблема только усугубится. Чтобы мы не создавали снова какие-то комиссии, чтобы не расследовали, почему и как так произошло, давайте сейчас разберемся и решим, где у нас проблема», - сказал вице-министр.
Председатель правления АО «КТЖ - Грузовые перевозки» Оралхан Кулаков уверен, что проблема кроется не в нехватке вагонов, а в неэффективном их использовании. По его словам, на данный момент в распоряжении компании находится более 10 тысяч зерновозов. Но многие из них используются как склады на колесах. Сотни вагонов простаивают на разных направлениях из-за образовавшихся заторов на границах, станциях, перевалочных пунктах. К тому же, многие получатели грузов не спешат разгружать вагоны, из-за чего тем, кому зерновозы необходимы, приходится ждать еще дольше. А перевозчиков, по мнению Оралхана Кулакова, просто делают крайними, потому что это удобно.
«Вагоны стоят на станциях дольше, чем положено. Говорят, что разгрузка идет, на самом деле начинают работу в 12 часов, а в 17-18 часов уже темнеет, и никто не разгружает вагоны. Проблема не в количестве вагонов, а в том, куда мы их везем и как долго мы разгружаем. В ноябре мы загрузили на колеса 1 145 000 тонн продукции. Планировали загрузить один миллион тонн. Проблемные для нас дни - выходные и праздничные. Мы ежесуточно в последние пять дней ноября грузили по 600 зерновозов и по 250-300 крытых вагонов, а в первые дни декабря - ноль», - сказал представитель «КТЖ».
Также он напомнил, что отдельные направления сейчас особенно загружены. Так, например, только по дороге в Узбекистан стоит 1105 вагонов, которые могли бы сослужить верную службу аграрному сектору.
Аграрии предложили перевозчикам ежедневно публиковать на своем сайте оперативную информацию о состоянии дел на основных направлениях, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz». «Если одно направление перегружено - мы будем отправлять продукцию в другую сторону, чтобы не тратить время», - говорят сельхозпроизводители.
Из-за нехватки зерновозов, аграрии Казахстана теряют лучшие рынки сбыта. Партнер, который не может гарантировать своевременную доставку груза, теряет деловую привлекательность. И каким бы мощным потенциалом ни обладал аграрный сектор страны, без четкой и отлаженной логистики большой урожай будет не в радость.
«Никогда таких проблем не было, как в этом году, - говорит генеральный директор Тимирязевского мукомольного комбината Иса Аллахяров. - С чем это связано, я не знаю. Скажите уже народу правду. Вы говорите, что 1200 вагонов застряло где-то там, но ведь этого недостаточно для ответа».
Иса Аллахяров уверен: главная причина того, что большая часть урожая до сих пор не продана, не в низкой цене, а в скромных возможностях железной дороги.
«Аграрии СКО не могут рассчитываться с кредитами, лизингами, платить зарплату своим работникам, потому что реализации урожая нет. Покупатели есть, и аграрии уже на любую цену согласны. Но нет отгрузки, - рассказывает Иса Аллахяров. - Сегодня дефицит вагонов, завтра дефицит вагонов, три месяца уже дефицит вагонов, а люди-то кушать хотят! Если мы им хлеба не дадим, они его в другом месте купят. Они наработают себе другой рынок, потому что с нами работать тяжело. У меня продукцию покупают и спрашивают: «А отгрузить-то сможете?». То есть уже не верят. Уже сомневаются. Если каждый день отгрузка не идет, значит, объемы накапливаются. Покупатели ждут, мы их кормим «завтраками», и постепенно теряем. Сейчас ситуация, вроде, выравнивается, но некоторые рынки уже потеряны, и это очень плохо».
Причем, убытки несут все - от зерновиков до переработчиков. Например, мельнично-макаронный комплекс «Султан» - известное в Казахстане предприятие, выпускающее качественные макароны из твердых сортов пшеницы, не может работать в полную силу. И в полсилы - тоже не может. Сегодня из четырех линий на «Султане» работает всего одна. Мощностей для хранения продукции у предприятия не хватает, а отгрузки как таковой нет.
«Из 40 вагонов в ноябре нам дали только 26. В декабре мы подали заявку на 50 вагонов, пока не видели ни одного. Вроде, обещают два дать со дня на день, - говорит директор по финансам и материально-техническому обеспечению АО «Султан ЭММК» Виктор Кельбринт. - Причем, мы возим свою продукцию исключительно по Казахстану, нас заторы на Узбекистан и прочие направления вообще не касаются».
Виктор Павлович уверен: местные производители могут полностью обеспечивать внутренний рынок макаронами, которые сегодня все еще продолжают импортировать. Технические возможности для достижения столь амбициозных целей есть. Логистических - нет.
«На прошлой неделе я слышал в новостях, что Казахстан производит 132 тысячи тонн макаронных изделий, еще 31 тысячу тонн мы завозим из других стран. Зачем завозить, если свои переработчики могут легко справиться с этой задачей. Наш мельнично-макаронный комплекс может спокойно производить 200 тонн продукции в сутки. А производим мы лишь 30-40 тонн. То есть мы используем свои возможности на 15-20%. Сырье есть. Мы закупили у аграриев СКО 25 тысяч тонн твердой пшеницы, 75% зерна - третьего класса. Из такой муки получатся качественные макароны. Причина низких объемов производства - отсутствие отгрузки. Конечно, это убытки».
Проблема, которая уже несколько лет не решается, в этом году усугубилась как никогда. Всю осень крупные аграрии региона не могли экспортировать выращенный урожай. А в этом году североказахстанцы, по официальным данным, вырастили не много, не мало - 5,6 миллиона тонн зерна и около 700 тысяч тонн маслосемян. Пшеницы экспортировано меньше миллиона тонн. В основном отечественный хлеб уходит в Узбекистан, Таджикистан, Иран, Турцию, Кыргызстан, Афганистан, Китай.
Нехватка вагонов - общая для всего Казахстана проблема. На севере от нее страдают зерновики, которые не могут продать урожай, на юге - мукомольные предприятия, которые вынуждены простаивать из-за отсутствия сырья.
Всего казахстанским грузоотправителям в ноябре не хватало около трех тысяч вагонов. Например, ТОО «Дарница» получило всего 8 вагонов, в то время как требовалось им 73. ТОО «Новоишимская зерновая компания» подавала заявку на 320 вагонов, а поставили предприятию всего 132.
Есть в СКО предприятия, которым в ноябре требовалось от 5 до 30 вагонов. Они ждут их до сих пор…
Новости по теме: