ЦБ РФ предлагает сделать агрострахование с господдержкой более гибким и дешевым
Банк России предлагает сделать условия сельскохозяйственного страхования с господдержкой более гибкими и предусмотреть возможность удешевить страховку для аграриев. Эти инициативы по развитию системы сельхозстрахования с господдержкой содержатся в консультативном докладе регулятора.
Проникновение сельхозстрахования остается низким, констатировали в ЦБ: по итогам 2016 года премии в данном сегменте составили 9,8 млрд рублей (0,83% совокупной страховой премии по рынку), из них 8,5 млрд рублей (0,72% премии) приходится на агрострахование с господдержкой.
"Одна из основных причин такой ситуации - фиксированные, негибкие условия страхования. Это приводит к тому, что страховой продукт зачастую, с одной стороны, слишком дорог для аграриев или не в полной мере учитывает специфику их бизнеса и не соответствует требованиям банков по страхованию залогов, а с другой стороны, невыгоден для страховщиков из-за высоких рисков и расходов на ведение дела", - отмечает пресс-служба ЦБ.
Закон об агростраховании с господдержкой действует с 2012 года. По закону государство субсидирует аграрию 50% стоимости полиса страхования урожая или сельскохозяйственных животных: половину фермер платит сам, а половину бюджет перечисляет на счет страховщика. Такая страховка покрывает катастрофические риски: выплата полагается, если только аграрий потерял 20% и более урожая по сравнению со статистикой за последние пять лет.
В законе установлен фиксированный перечень рисков, франшиз (не покрываемая страховкой часть убытка, для полиса с господдержкой - не более 30%) и страховых сумм (не менее 80% страховой стоимости имущества), которые могут входить в договор агрострахования с господдержкой.
Предложения регулятора
ЦБ предлагает сделать условия более гибкими: расширить максимально возможную франшизу до 50% (это позволит удешевить страховку), установить диапазон страховых сумм от 50% до 100%, а необходимый для выплаты порог гибели в 20% - отменить.
"В мировой практике на уровне закона, как правило, устанавливаются лишь базовые подходы к сельскохозяйственному страхованию, а страховые программы с конкретными условиями страхования, ориентированными на потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, государства и страховщиков, утверждаются подзаконными актами. Подобный подход целесообразно внедрить и в России", - считают в ЦБ.
Также ЦБ предлагает ввести дополнительные стимулы для развития агрострахования: сближение условий страхования с господдержкой с условиями страхования банковских залогов, а также предоставление льгот по иным видам господдержки аграриев при наличии у них договора сельхозстрахования.
Регулятор предлагает обсудить инструменты взаимного страхования и внедрение индексного страхования (когда выплата привязана не к конкретному событию, а к достижению определенных индексов - например, по погоде или урожайности).
Кроме того, Банк России считает необходимым изменить систему субсидирования агрострахования - в частности, выделить субсидию аграриям на покупку страховки из единой агросубсидии либо применять меры ответственности или поощрения за результативность использования средств господдержки, а также предусмотреть возможность возмещения региональными минсельхозами части затрат агрария на покупку субсидируемой страховки. Неопределенность с субсидированием - одно из препятствий развития агрострахования, отмечается в докладе.
Как ранее сообщал ТАСС, в 2017 году нормативная база для субсидирования вышла в декабре - почти с годовой задержкой.
ЦБ РФ предлагает сделать агрострахование с господдержкой более гибким и дешевым
Банк России предлагает сделать условия сельскохозяйственного страхования с господдержкой более гибкими и предусмотреть возможность удешевить страховку для аграриев. Эти инициативы по развитию системы сельхозстрахования с господдержкой содержатся в консультативном докладе регулятора.
Проникновение сельхозстрахования остается низким, констатировали в ЦБ: по итогам 2016 года премии в данном сегменте составили 9,8 млрд рублей (0,83% совокупной страховой премии по рынку), из них 8,5 млрд рублей (0,72% премии) приходится на агрострахование с господдержкой.
"Одна из основных причин такой ситуации - фиксированные, негибкие условия страхования. Это приводит к тому, что страховой продукт зачастую, с одной стороны, слишком дорог для аграриев или не в полной мере учитывает специфику их бизнеса и не соответствует требованиям банков по страхованию залогов, а с другой стороны, невыгоден для страховщиков из-за высоких рисков и расходов на ведение дела", - отмечает пресс-служба ЦБ.
Закон об агростраховании с господдержкой действует с 2012 года. По закону государство субсидирует аграрию 50% стоимости полиса страхования урожая или сельскохозяйственных животных: половину фермер платит сам, а половину бюджет перечисляет на счет страховщика. Такая страховка покрывает катастрофические риски: выплата полагается, если только аграрий потерял 20% и более урожая по сравнению со статистикой за последние пять лет.
В законе установлен фиксированный перечень рисков, франшиз (не покрываемая страховкой часть убытка, для полиса с господдержкой - не более 30%) и страховых сумм (не менее 80% страховой стоимости имущества), которые могут входить в договор агрострахования с господдержкой.
Предложения регулятора
ЦБ предлагает сделать условия более гибкими: расширить максимально возможную франшизу до 50% (это позволит удешевить страховку), установить диапазон страховых сумм от 50% до 100%, а необходимый для выплаты порог гибели в 20% - отменить.
"В мировой практике на уровне закона, как правило, устанавливаются лишь базовые подходы к сельскохозяйственному страхованию, а страховые программы с конкретными условиями страхования, ориентированными на потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, государства и страховщиков, утверждаются подзаконными актами. Подобный подход целесообразно внедрить и в России", - считают в ЦБ.
Также ЦБ предлагает ввести дополнительные стимулы для развития агрострахования: сближение условий страхования с господдержкой с условиями страхования банковских залогов, а также предоставление льгот по иным видам господдержки аграриев при наличии у них договора сельхозстрахования.
Регулятор предлагает обсудить инструменты взаимного страхования и внедрение индексного страхования (когда выплата привязана не к конкретному событию, а к достижению определенных индексов - например, по погоде или урожайности).
Кроме того, Банк России считает необходимым изменить систему субсидирования агрострахования - в частности, выделить субсидию аграриям на покупку страховки из единой агросубсидии либо применять меры ответственности или поощрения за результативность использования средств господдержки, а также предусмотреть возможность возмещения региональными минсельхозами части затрат агрария на покупку субсидируемой страховки. Неопределенность с субсидированием - одно из препятствий развития агрострахования, отмечается в докладе.
Как ранее сообщал ТАСС, в 2017 году нормативная база для субсидирования вышла в декабре - почти с годовой задержкой.
Новости по теме: