Еще один год подходит к концу. И этот – как и прежний – можно назвать годом отложенных возможностей. Как и в прошлом году, украинские элеваторы заполнены зерном, которое из-за нерешенного вопроса с логистикой невозможно вывести.
Основные трейдеры задумываются над тем, чтобы покупать вагоны и каким-то образом расширять логистику. Но со стороны государства по-прежнему нет никакой стратегии. Каждая аграрная компания старается решить эту задачу своими силами. Мощностей элеваторов хватает, портовых – тоже, но вот вопрос мощности украинской железной дороги, украинских дорог и рек – по-прежнему не решен. Нерешенный вопрос с логистикой – это недополученные налоги государства в этом году. Да, вывезут все и продадут, но только деньги эти бюджет получит не сейчас, а весной следующего года.
Логистика – "узкое горлышко" не только для аграрного сектора, но и для экономики в целом. Один из самых маржинальных секторов экономики сегодня теряет от того, что нет стратегического плана развития инфраструктуры. И это не только вопрос запуска новых товарных вагонов, который каждый бизнес старается решить самостоятельно. Но если вагоны еще компании могут купить, то как решать системные проблемы инфраструктуры. Чинить дороги локально? Чистить реки самостоятельно? Такие решения слишком дорогие для компаний, и не "закрывают" вопросы логистики системно. Даже для такой мощной компании как "Нибулон", которая начала проект по углублению и очистке Днепра, это достаточно сложный, дорогой проект.
Вопрос логистики, на мой взгляд, – должен стать для государства приоритетом номер 1. Всем известно, доллар, вложенный в инфраструктуру, приносит минимум в два раза больше в экономику ежегодно. Государство, в лице менеджеров Мин АПК и Мининфраструктуры, пока не может разработать внятную стратегию развития логистики. Вместо этого бюджетные средства "размазываются" тонким, (а иногда и толстым) слоем на дотации или решение проблем, которые не меняют стратегически ситуацию. Вместо того, чтобы инициировать точечные проекты, которые дадут толчок для экономики.
Второй вопрос, который мы еще на год отложили, – это запуск рынка земли. В очередной раз депутаты проголосовали за продление моратория на продажу земли. Причем, что самое интересное, те политики, кто отстаивают позицию "против", уже давно соглашаются с тем, что запускать рынок необходимо, что это инвестиции. Но продолжают использовать манипулятивную риторику, популяризируя страхи про "люди поубивают друг друга из-за границ", "иностранцы все скупят", приводят негативные примеры Аргентины. Хотя в Украине все прекрасно знают, что есть теневой рынок земли, очень выгодный крупным аграриям и очень невыгодный крестьянам. Открытие рынка земли – это повышение стоимости, инвестиции, конкуренция, долгосрочные стратегии, в том числе инвестирование в переработку и инфраструктуру.
Один из позитивных трендов этого года – помимо увеличения урожайности, это еще и улучшение качества производства зерновых. Этот тренд стал очень хорошо заметен в этом году. Украинские аграрии с каждый годом производят более качественную продукцию, лучше понимают глобальный рынок. Те производства, которые не спланировали своего стратегического развития в этом году, столкнулись с нехваткой мощностей для хранения и инвестируют в увеличение объемов своих хранилищ.
Несмотря на многолетние призывы правительства об инвестировании в строительство предприятий по переработке сырья, аграрный сектор всерьез об этом думает, но не спешит. Украинские аграрии лучше понимают внешних игроков, свои перспективы.
И многие уже переходят на общемировую оценку качества зерна, что, несомненно, очень положительный тренд, который говорит о том, что украинские аграрии соотносят себя с глобальным рынком и понимают свое место на нем, и то, которое в перспективе можно было бы занять.
Сейчас разговоры об инвестициях в переработку все чаще стали сопровождаться вопросами о рынках сбыта продукции. Если стратегия "больше выращивать, больше продавать, больше зарабатывать" – понятна, и она заставляет инвестировать аграриев в повышение улучшения качества выращиваемой продукции, инвестиции в технику, людей. То вот стратегия "инвестировать в добавленную стоимость, торговать конечным продуктом на глобальных рынках" – она без внешних партнеров и инвесторов плохо кому удается. На мой взгляд, украинские аграрии избавляются от иллюзий того, что произвести из сырья добавленную стоимость и выйти на глобальный рынок – так просто, как об этом говорят в МинАПК. Пример МХП нам наглядно показывает, что стратегия выхода на глобальные рынки – реализуется в течение 10 лет напряженной работы.
На сегодняшний день все больше мы видим, что украинские аграрии вкладывают в модернизацию агропредприятий, рассчитывая на улучшение качества для внутреннего потребителя. В этом году строились и модернизировались портовые мельницы, агрохолдинги инвестировали в свое расширение, так, например, еще укрупнился МХП и "Астарта". В Украину зашли немецкие инвестиции.
Что определит будущее агросектора в 2018-м году?
По большому счету, все те же проблемы: логистика, земля, инвестиции, наличие долгосрочных стратегий.
Если бы в Украине был бы запущен рынок земли, мы могли бы считать, что подошли к началу пути, когда мы начнем, наконец, использовать свои возможности. Потому что большие инвестиции не придут, пока у нас не будет рынка земли. Да. одного рынка не достаточно – нужны суды и другие условия. Но либерализация рынка земли – это важный сигнал для перезапуска экономики.
А пока в 2018-м году украинские аграрии будут делать хорошо то, что у них получается, – производить зерновую группу и продолжать думать, как меньше терять на логистике. В переработку будут двигаться очень осторожно.
И еще один вызов текущего и следующего года – это люди. И речь не только о сложностях при поиске высококвалифицированных сотрудников, а о простых рабочих. Сейчас за них нам придется конкурировать с Польшей. И отток людей для многих компаний станет серьезным вызовом.
Иван Кунь
гендиректор и совладелец проектно-инжиниринговой компании Interproekt Gmbh
Украина. Аграрные итоги 2017 года
Еще один год подходит к концу. И этот – как и прежний – можно назвать годом отложенных возможностей. Как и в прошлом году, украинские элеваторы заполнены зерном, которое из-за нерешенного вопроса с логистикой невозможно вывести.
Основные трейдеры задумываются над тем, чтобы покупать вагоны и каким-то образом расширять логистику. Но со стороны государства по-прежнему нет никакой стратегии. Каждая аграрная компания старается решить эту задачу своими силами. Мощностей элеваторов хватает, портовых – тоже, но вот вопрос мощности украинской железной дороги, украинских дорог и рек – по-прежнему не решен. Нерешенный вопрос с логистикой – это недополученные налоги государства в этом году. Да, вывезут все и продадут, но только деньги эти бюджет получит не сейчас, а весной следующего года.
Логистика – "узкое горлышко" не только для аграрного сектора, но и для экономики в целом. Один из самых маржинальных секторов экономики сегодня теряет от того, что нет стратегического плана развития инфраструктуры. И это не только вопрос запуска новых товарных вагонов, который каждый бизнес старается решить самостоятельно. Но если вагоны еще компании могут купить, то как решать системные проблемы инфраструктуры. Чинить дороги локально? Чистить реки самостоятельно? Такие решения слишком дорогие для компаний, и не "закрывают" вопросы логистики системно. Даже для такой мощной компании как "Нибулон", которая начала проект по углублению и очистке Днепра, это достаточно сложный, дорогой проект.
Вопрос логистики, на мой взгляд, – должен стать для государства приоритетом номер 1. Всем известно, доллар, вложенный в инфраструктуру, приносит минимум в два раза больше в экономику ежегодно. Государство, в лице менеджеров Мин АПК и Мининфраструктуры, пока не может разработать внятную стратегию развития логистики. Вместо этого бюджетные средства "размазываются" тонким, (а иногда и толстым) слоем на дотации или решение проблем, которые не меняют стратегически ситуацию. Вместо того, чтобы инициировать точечные проекты, которые дадут толчок для экономики.
Второй вопрос, который мы еще на год отложили, – это запуск рынка земли. В очередной раз депутаты проголосовали за продление моратория на продажу земли. Причем, что самое интересное, те политики, кто отстаивают позицию "против", уже давно соглашаются с тем, что запускать рынок необходимо, что это инвестиции. Но продолжают использовать манипулятивную риторику, популяризируя страхи про "люди поубивают друг друга из-за границ", "иностранцы все скупят", приводят негативные примеры Аргентины. Хотя в Украине все прекрасно знают, что есть теневой рынок земли, очень выгодный крупным аграриям и очень невыгодный крестьянам. Открытие рынка земли – это повышение стоимости, инвестиции, конкуренция, долгосрочные стратегии, в том числе инвестирование в переработку и инфраструктуру.
Один из позитивных трендов этого года – помимо увеличения урожайности, это еще и улучшение качества производства зерновых. Этот тренд стал очень хорошо заметен в этом году. Украинские аграрии с каждый годом производят более качественную продукцию, лучше понимают глобальный рынок. Те производства, которые не спланировали своего стратегического развития в этом году, столкнулись с нехваткой мощностей для хранения и инвестируют в увеличение объемов своих хранилищ.
Несмотря на многолетние призывы правительства об инвестировании в строительство предприятий по переработке сырья, аграрный сектор всерьез об этом думает, но не спешит. Украинские аграрии лучше понимают внешних игроков, свои перспективы.
И многие уже переходят на общемировую оценку качества зерна, что, несомненно, очень положительный тренд, который говорит о том, что украинские аграрии соотносят себя с глобальным рынком и понимают свое место на нем, и то, которое в перспективе можно было бы занять.
Сейчас разговоры об инвестициях в переработку все чаще стали сопровождаться вопросами о рынках сбыта продукции. Если стратегия "больше выращивать, больше продавать, больше зарабатывать" – понятна, и она заставляет инвестировать аграриев в повышение улучшения качества выращиваемой продукции, инвестиции в технику, людей. То вот стратегия "инвестировать в добавленную стоимость, торговать конечным продуктом на глобальных рынках" – она без внешних партнеров и инвесторов плохо кому удается. На мой взгляд, украинские аграрии избавляются от иллюзий того, что произвести из сырья добавленную стоимость и выйти на глобальный рынок – так просто, как об этом говорят в МинАПК. Пример МХП нам наглядно показывает, что стратегия выхода на глобальные рынки – реализуется в течение 10 лет напряженной работы.
На сегодняшний день все больше мы видим, что украинские аграрии вкладывают в модернизацию агропредприятий, рассчитывая на улучшение качества для внутреннего потребителя. В этом году строились и модернизировались портовые мельницы, агрохолдинги инвестировали в свое расширение, так, например, еще укрупнился МХП и "Астарта". В Украину зашли немецкие инвестиции.
Что определит будущее агросектора в 2018-м году?
По большому счету, все те же проблемы: логистика, земля, инвестиции, наличие долгосрочных стратегий.
Если бы в Украине был бы запущен рынок земли, мы могли бы считать, что подошли к началу пути, когда мы начнем, наконец, использовать свои возможности. Потому что большие инвестиции не придут, пока у нас не будет рынка земли. Да. одного рынка не достаточно – нужны суды и другие условия. Но либерализация рынка земли – это важный сигнал для перезапуска экономики.
А пока в 2018-м году украинские аграрии будут делать хорошо то, что у них получается, – производить зерновую группу и продолжать думать, как меньше терять на логистике. В переработку будут двигаться очень осторожно.
И еще один вызов текущего и следующего года – это люди. И речь не только о сложностях при поиске высококвалифицированных сотрудников, а о простых рабочих. Сейчас за них нам придется конкурировать с Польшей. И отток людей для многих компаний станет серьезным вызовом.
Иван Кунь
гендиректор и совладелец проектно-инжиниринговой компании Interproekt Gmbh
Новости по теме: