Аркадий Злочевский: «В этом сезоне с увеличением урожая мы поторопились»
Президент Российского зернового союза о том, нужен ли России сбор зерна в 200 млн тонн
Эксперт прогнозирует, что экспорт зерна достигнет 50 млн тонн
Урожай зерна в России в перспективе может вырасти до 200 млн т в год, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович на международном экономическом форуме в Давосе в четверг. По его словам, такого показателя удастся добиться за счет более эффективного использования земли и внедрения современных технологий. При этом вице-премьер отметил, что в этом сельскохозяйственном году экспорт зерна будет очень высоким, а «проблемы с вывозом будут решены». О том, сможет ли Россия справиться с урожаем в 200 млн т, и как решаются проблемы транспортировки, «Агроинвестору» рассказал президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
— На ваш взгляд, может ли Россия взять планку в 200 млн т зерна?
- Увеличение сбора до 200 млн т само по себе не является проблемой — здесь лишь вопрос инвестиций в технологии, расширение производства. Поэтому по большому счету для страны с учетом ее территории это невысокая потенциальная планка. Другое дело, что нынешний урожай [по предварительным данным Росстата, он составил рекордные 134,1 млн т] показывает, что даже такой объем нам пока не нужен — на территории страны практически не развита глубокая переработка, поэтому с учетом ограниченной емкости мировых рынков сбыта урожай в 200 млн т приведет просто к плачевным последствиям, особенно если это произойдет резко и неожиданно. Мы обрушим внутренний рынок, и каждая тонна будет просто в убыток обходиться крестьянскому карману, и на этом все инвестиции и свернутся. Поэтому наращивать производство необходимо постепенно, и ни в коем случае не торопясь. Вот в этом сезоне поторопились, в результате рынок упал на 30%, притом что многие ресурсы существенно подорожали, например, топливо, выросшее в цене на те же 30%. Все это негативно влияет на производственную экономику.
— То есть сами аграрии сейчас не готовы увеличивать производство с учетом падения цен?
- Конечно. Зачем им наращивать убытки?
— Какие инвестиции необходимы для роста производства до 200 млн т?
- Нужны вложения и в инфраструктуру, и в переработку. Но это очень дорогие проекты, которые невозможно реализовать за пару лет. К тому же они не могут быть ориентированы лишь на внутренний сбыт — нужна диверсификация и ориентация на внешние рынки, а это значит, что придется конкурировать с другими странами, в том числе с Китаем, где глубокая переработка налажена. Я уж не говорю про европейских и американских производителей.
— А какой задел есть у России в наращивании экспорта зерна и снижении стоимости его перевозки?
- Резерв сокращения стоимости железнодорожной перевозки по большому счету только один — волевое решение властей, то есть некая компенсация из бюджета для «Российских железных дорог». Во всех других случаях сокращение стоимости перевозки практически нереализуемо с учетом огромной территории страны. Даже если в России тарифы на каждый километр перевозки удастся привести в соответствие со странами-конкурентами, то все равно из-за больших расстояний возить мы будем дороже. В то же время есть определенный резерв по сокращению стоимости перевалки в портах. Сейчас идет увеличение мощностей портовых терминалов, благодаря чему должна повыситься конкуренция. Однако прежде всего это резерв для того, чтобы повысить внутренние закупочные цены, а следовательно, влиять на увеличение производства зерновых как таковых.
— Сможет ли Россия решить в этом году транспортные проблемы?
- Их невозможно решить без принятия системных мер, которые быстро реализовать не удастся. Пока же речь может идти только о временных мерах, однако я не вижу, чтобы и здесь мы как-то продвинулись. Я просил правительство дать поручение РЖД обеспечить приоритет для зерновых грузов. Так решалась проблема перевозок в 2014 году во время олимпийской стройки: когда строительные грузы не успевали доставить для строительства объектов Олимпиады, им дали зеленый свет по отношению к остальным грузам. Я просил о таких же мерах для зерна в этом сезоне, однако такого поручения до сих пор нет. Поэтому мы очень медленно ездим из-за ограниченности самой инфраструктуры, нехватки маневровых тепловозов и т. д.
— Минсельхоз прогнозирует в этом сезоне рост экспорта зерновых до 45−47 млн т. Вы согласны с этим прогнозом?
- О 47 млн т мы говорили еще осенью. Сейчас мы рассчитываем, что вывоз будет под 50 млн т.
Аркадий Злочевский: «В этом сезоне с увеличением урожая мы поторопились»
Президент Российского зернового союза о том, нужен ли России сбор зерна в 200 млн тонн
Эксперт прогнозирует, что экспорт зерна достигнет 50 млн тонн
Урожай зерна в России в перспективе может вырасти до 200 млн т в год, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович на международном экономическом форуме в Давосе в четверг. По его словам, такого показателя удастся добиться за счет более эффективного использования земли и внедрения современных технологий. При этом вице-премьер отметил, что в этом сельскохозяйственном году экспорт зерна будет очень высоким, а «проблемы с вывозом будут решены». О том, сможет ли Россия справиться с урожаем в 200 млн т, и как решаются проблемы транспортировки, «Агроинвестору» рассказал президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
— На ваш взгляд, может ли Россия взять планку в 200 млн т зерна?
- Увеличение сбора до 200 млн т само по себе не является проблемой — здесь лишь вопрос инвестиций в технологии, расширение производства. Поэтому по большому счету для страны с учетом ее территории это невысокая потенциальная планка. Другое дело, что нынешний урожай [по предварительным данным Росстата, он составил рекордные 134,1 млн т] показывает, что даже такой объем нам пока не нужен — на территории страны практически не развита глубокая переработка, поэтому с учетом ограниченной емкости мировых рынков сбыта урожай в 200 млн т приведет просто к плачевным последствиям, особенно если это произойдет резко и неожиданно. Мы обрушим внутренний рынок, и каждая тонна будет просто в убыток обходиться крестьянскому карману, и на этом все инвестиции и свернутся. Поэтому наращивать производство необходимо постепенно, и ни в коем случае не торопясь. Вот в этом сезоне поторопились, в результате рынок упал на 30%, притом что многие ресурсы существенно подорожали, например, топливо, выросшее в цене на те же 30%. Все это негативно влияет на производственную экономику.
— То есть сами аграрии сейчас не готовы увеличивать производство с учетом падения цен?
- Конечно. Зачем им наращивать убытки?
— Какие инвестиции необходимы для роста производства до 200 млн т?
- Нужны вложения и в инфраструктуру, и в переработку. Но это очень дорогие проекты, которые невозможно реализовать за пару лет. К тому же они не могут быть ориентированы лишь на внутренний сбыт — нужна диверсификация и ориентация на внешние рынки, а это значит, что придется конкурировать с другими странами, в том числе с Китаем, где глубокая переработка налажена. Я уж не говорю про европейских и американских производителей.
— А какой задел есть у России в наращивании экспорта зерна и снижении стоимости его перевозки?
- Резерв сокращения стоимости железнодорожной перевозки по большому счету только один — волевое решение властей, то есть некая компенсация из бюджета для «Российских железных дорог». Во всех других случаях сокращение стоимости перевозки практически нереализуемо с учетом огромной территории страны. Даже если в России тарифы на каждый километр перевозки удастся привести в соответствие со странами-конкурентами, то все равно из-за больших расстояний возить мы будем дороже. В то же время есть определенный резерв по сокращению стоимости перевалки в портах. Сейчас идет увеличение мощностей портовых терминалов, благодаря чему должна повыситься конкуренция. Однако прежде всего это резерв для того, чтобы повысить внутренние закупочные цены, а следовательно, влиять на увеличение производства зерновых как таковых.
— Сможет ли Россия решить в этом году транспортные проблемы?
- Их невозможно решить без принятия системных мер, которые быстро реализовать не удастся. Пока же речь может идти только о временных мерах, однако я не вижу, чтобы и здесь мы как-то продвинулись. Я просил правительство дать поручение РЖД обеспечить приоритет для зерновых грузов. Так решалась проблема перевозок в 2014 году во время олимпийской стройки: когда строительные грузы не успевали доставить для строительства объектов Олимпиады, им дали зеленый свет по отношению к остальным грузам. Я просил о таких же мерах для зерна в этом сезоне, однако такого поручения до сих пор нет. Поэтому мы очень медленно ездим из-за ограниченности самой инфраструктуры, нехватки маневровых тепловозов и т. д.
— Минсельхоз прогнозирует в этом сезоне рост экспорта зерновых до 45−47 млн т. Вы согласны с этим прогнозом?
- О 47 млн т мы говорили еще осенью. Сейчас мы рассчитываем, что вывоз будет под 50 млн т.
Новости по теме: