Белорусский трактор МТЗ-82 в свое время стал настоящим техническим прорывом. На его примере советские конструкторы сумели доказать, что способны делать не только лучшие в мире ракеты, но и запросто создавать достойную лучших мировых конкурентов сельхозтехнику. Данная модель дала нашим трактористам невиданные ранее комфорт и технические возможности.
Трактор МТЗ-82 отличается высоким качеством, надежностью и экономичностью, имеет низкие эксплуатационные расходы и прекрасные показатели производительности. Эта машина выполняла и выполняет самые различные сельскохозяйственные задачи на просторах не только стран СНГ, но и практически всего мира, пользуясь заслуженной популярностью в фермерских хозяйствах любого типа.
Исторический экскурс
В начале 1970-х годов основой производства Минского тракторного завода были морально устаревшие трактора МТЗ-50 и МТЗ-52. Совет министров СССР в своем постановлении принял решение заменить их более современной техникой, но для ускорения процесса и минимизации затрат на налаживание нового производства решили не создавать новые машины, а выполнить глубокую модернизацию существующих. Так мир увидели модели МТЗ-80 и ее полноприводная версия – МТЗ-82.
И хотя в основу трактора МТЗ-82 легла модель МТЗ-52, степень унификации частей новой модели достигала 70%, что дает право говорить о ней как об отдельном проекте. К 1972 году новый трактор был успешно разработан и начал проходить испытания. Его серийное производство началось в 1974 году и не прекращается до сих пор.
В первой половине 2000-х годов трактор МТЗ-82 подвергся модернизации, направленной на повышение экономичности двигателя, а также изменение дизайна кузова и кабины. При этом технические характеристики машины от этого существенно не изменились – она просто стала выглядеть более современно и получила новое название – «Беларус-82».
Сравнительно с предшественником, данная модель стала революционной в плане комфорта: мягкое амортизированное кресло, удобное рулевое управление, плотно закрывающаяся кабина, система очистки воздуха от пыли, хоть примитивный, но все же климат-контроль, система увлажнения воздуха – все эти инновации позволили трактористам наконец почувствовать себя водителями, а не героями-первопроходцами на полях.
А ведь все могло быть по-другому: советское руководство всерьез рассматривало проекты гораздо более дешевых моделей, которые при аналогичных характеристиках отличались отвратительной эргономикой, остававшейся на уровне предыдущих поколений отечественной сельхозтехники. Вряд ли машина с полуоткрытой кабиной стала бы настолько любимой в народе, как трактор МТЗ-82 – квинтэссенция тракторостроения СССР.
Основные характеристики и комплектация
На тракторах МТЗ-82 устанавливаются четырехцилиндровые дизельные двигатели жидкостного охлаждения серии Д-243, производимые Минским моторным заводом. Рабочий объем силового агрегата составляет 4,75 л, а мощность равна 82 л.с. Запускается двигатель электростартером (мотор Д-243) или с помощью пускового двигателя ПД-10 (мотор Д-243Л). Стоит отметить, что в первоначальном варианте двигатель имел только 75 л.с. мощности, а увеличение до 82 л.с. осуществлялось постепенно, за счет серии небольших модернизаций силового агрегата.
Что касается коробки передач, то трактор МТЗ-82 комплектуется исключительно механической трансмиссией. Количество передних передач равно 18, задних – 4. После 1985 года была выпушена серия машин с гидроуправляемой КПП, в которой переключение можно осуществлять под нагрузкой без необходимости выключения муфты сцепления.
Задний мост подключается через дифференциал с возможностью блокировки. Блокировка на первоначальном варианте трактора включается механическим способом, на тракторах, выпущенных после 2000 года – уже гидравлическим.
Особенность ходовой части нашего «героя» заключается в возможности изменения ширины колеи. Для задних колес – в пределах 140-210 см, для передних – 120-180 см. Дорожный просвет составляет 465 мм. Трактор оборудуется гидроусилителем руля, что существенно облегчает процесс управления для оператора.
Вес машины составляет 3 700 кг, а ее максимальная грузоподъемность равна 3 200 кг. В базовом исполнении трактор МТЗ-82 имеет:
стандартные фары; гидросистему для подсоединения навесного оборудования на шесть выводов; поперечину прицепного устройства; систему механической фиксации задней навески.
Помимо стандартной комплектации существуют и дополнительные варианты. Например, можно оборудовать трактор специальной проставкой для сдваивания задних колес, поставить синхронизированный реверс-редуктор или ходоуменьшитель. Также доступна установка гидрофицированного прицепного крюка, кронштейна для передних грузов, дополнительное сиденье в кабину и многое другое.
Модификации
На базе основной модели трактора МТЗ-82 был выпущен целый ряд модификаций, среди которых стоит отметить:
МТЗ-82Л – с запуском двигателя от пускового мотора (в базовой версии электростартерный пуск); МТЗ-892 – модификация с турбированным двигателем, мощность 89 л.с.; МТЗ-82Н – модификация с уменьшенным до 400 мм клиренсом; МТЗ-82К – крутосклонная модификация; МТЗ-82Р – модификация для работы на рисовых полях; МТЗ-102 – модификация с мощным 100-сильным двигателем, производилась с 1984 года.
Также трактор МТЗ-82 стал основной для серийно выпускавшихся экспортных моделей «Беларусь-820» и «Беларусь-825», которые отличались несколько измененным дизайном кузова и кабины.
География производства
Изначально на рынок поступали трактора МТЗ-82, собранные исключительно Минским тракторным заводом. Только после распада СССР для поддержания высокого уровня продаж белорусские тракторостроители начали активно вступать в производственную кооперацию с предприятиями различных стран, открывая свои сборочные конвейеры. На данный момент в России действует производство в Саранске, занимающееся сборкой этих белорусских тракторов из готовых агрегатов и узлов, поставляемых основным заводом МТЗ. Также трактор МТЗ-82 производится такими предприятиями, как ОАО «Елабужский автозавод» и ОАО «Смолспецтех».
Производится МТЗ-82 и в других странах мира, в частности:
Азербайджан – «Гянджинский Автомобильный завод»; Украина – ООО «Торговый Дом МТЗ-Беларус-Украина», ООО «Укравтозапчасть», ООО «Техноторг-Дон»; Казахстан – ТОО «Семипалатинский автосборочный завод»; Сербия – ООО «Беларус Агропанонка»; Алжир – S.A.R.L. «BELARUS MOTORS ALGERIE».
В основном речь идет о крупноузловой сборке из деталей преимущественно белорусского производства с различной степенью локализации.
Применение
Прежде всего, трактор МТЗ-82 предназначается для выполнения полевых работ. Данная модель позиционируется как многофункциональный полноприводный средний трактор, которому по силам вспашка зяби и ярового клина, проведение сева, а также уборка различных культур. Еще эти трактора, вооруженные различным навесным оборудованием, используются на дорожных, земляных и прочих работах в лесных и коммунальных хозяйствах. Максимальная скорость в 33,4 км/ч позволяет применять машину с прицепом в качестве транспортировочной техники для перемещения грузов.
Сегодня, к примеру, трактор МТЗ-82 вполне можно встретить в качестве «работника» на коммунальной службе: снегоуборщик, погрузчик, щетка для подметания улиц – все это с легкостью монтируется на трактор и используется в городских условиях. Также он может выполнять функции ассенизаторской машины, комплектуясь для этого соответствующим агрегатом. Возможно применение и в качестве специальной техники, в частности, в роли экскаватора-погрузчика.
Наиболее востребована сегодня модель «Беларус» 82 МК-01, представляющая собой трактор с монтированным плужно-щеточным оборудованием для уборки улиц. Еще один актуальный вариант – «Беларус» МУП-750, оснащенный ковшом. Такая модификация применяется для погрузочно-разгрузочных работ. Еще широкую популярность имеет «Беларус» ЭП-491, выполняющий земляные и уборочные работы, планировку участка и другие.
На что еще способен трактор МТЗ-82? Его вал отбора мощности может использоваться не только для работы передвижного оборудования, от него вполне можно запитать передвижной сварочный аппарат, правда, вырабатывать он будет постоянный ток, но в условиях, где энергоснабжения нет вообще, такой вариант совсем неплох. При этом компрессор, который в тракторе выполняет свои функции, вполне может быть использован для накачки колес не только самого трактора, но и других, нуждающихся в этом транспортных средств.
В заключение отметим, что за все время производства с различных конвейеров сошло более миллиона единиц МТЗ-82 и его модификаций. Точное количество выпущенных машин посчитать нет никакой возможности, но доподлинно известно, что это один из самых массовых тракторов в мире. Данная модель действительно универсальна, поскольку активно эксплуатируется и получила заслуженное признание не только у нас, но и в странах Азии и Африки, известных своими тяжелыми условиями для работы техники.
Трактор МТЗ-82 прост и надежен, стоит сравнительно недорого, эксплуатироваться может практически в любых условиях. Добавить к этому сносное по комфорту водительское место и можно понять, почему эта выдающаяся на заре своего существования, и вполне обычная сейчас модель, до сих пор популярна.
Трактор МТЗ-82: Полноприводный прорыв
Трактор МТЗ-82 отличается высоким качеством, надежностью и экономичностью, имеет низкие эксплуатационные расходы и прекрасные показатели производительности. Эта машина выполняла и выполняет самые различные сельскохозяйственные задачи на просторах не только стран СНГ, но и практически всего мира, пользуясь заслуженной популярностью в фермерских хозяйствах любого типа.
Исторический экскурс
В начале 1970-х годов основой производства Минского тракторного завода были морально устаревшие трактора МТЗ-50 и МТЗ-52. Совет министров СССР в своем постановлении принял решение заменить их более современной техникой, но для ускорения процесса и минимизации затрат на налаживание нового производства решили не создавать новые машины, а выполнить глубокую модернизацию существующих. Так мир увидели модели МТЗ-80 и ее полноприводная версия – МТЗ-82.
И хотя в основу трактора МТЗ-82 легла модель МТЗ-52, степень унификации частей новой модели достигала 70%, что дает право говорить о ней как об отдельном проекте. К 1972 году новый трактор был успешно разработан и начал проходить испытания. Его серийное производство началось в 1974 году и не прекращается до сих пор.
В первой половине 2000-х годов трактор МТЗ-82 подвергся модернизации, направленной на повышение экономичности двигателя, а также изменение дизайна кузова и кабины. При этом технические характеристики машины от этого существенно не изменились – она просто стала выглядеть более современно и получила новое название – «Беларус-82».
Сравнительно с предшественником, данная модель стала революционной в плане комфорта: мягкое амортизированное кресло, удобное рулевое управление, плотно закрывающаяся кабина, система очистки воздуха от пыли, хоть примитивный, но все же климат-контроль, система увлажнения воздуха – все эти инновации позволили трактористам наконец почувствовать себя водителями, а не героями-первопроходцами на полях.
А ведь все могло быть по-другому: советское руководство всерьез рассматривало проекты гораздо более дешевых моделей, которые при аналогичных характеристиках отличались отвратительной эргономикой, остававшейся на уровне предыдущих поколений отечественной сельхозтехники. Вряд ли машина с полуоткрытой кабиной стала бы настолько любимой в народе, как трактор МТЗ-82 – квинтэссенция тракторостроения СССР.
Основные характеристики и комплектация
На тракторах МТЗ-82 устанавливаются четырехцилиндровые дизельные двигатели жидкостного охлаждения серии Д-243, производимые Минским моторным заводом. Рабочий объем силового агрегата составляет 4,75 л, а мощность равна 82 л.с. Запускается двигатель электростартером (мотор Д-243) или с помощью пускового двигателя ПД-10 (мотор Д-243Л). Стоит отметить, что в первоначальном варианте двигатель имел только 75 л.с. мощности, а увеличение до 82 л.с. осуществлялось постепенно, за счет серии небольших модернизаций силового агрегата.
Что касается коробки передач, то трактор МТЗ-82 комплектуется исключительно механической трансмиссией. Количество передних передач равно 18, задних – 4. После 1985 года была выпушена серия машин с гидроуправляемой КПП, в которой переключение можно осуществлять под нагрузкой без необходимости выключения муфты сцепления.
Задний мост подключается через дифференциал с возможностью блокировки. Блокировка на первоначальном варианте трактора включается механическим способом, на тракторах, выпущенных после 2000 года – уже гидравлическим.
Особенность ходовой части нашего «героя» заключается в возможности изменения ширины колеи. Для задних колес – в пределах 140-210 см, для передних – 120-180 см. Дорожный просвет составляет 465 мм. Трактор оборудуется гидроусилителем руля, что существенно облегчает процесс управления для оператора.
Вес машины составляет 3 700 кг, а ее максимальная грузоподъемность равна 3 200 кг.
В базовом исполнении трактор МТЗ-82 имеет:
стандартные фары;
гидросистему для подсоединения навесного оборудования на шесть выводов;
поперечину прицепного устройства;
систему механической фиксации задней навески.
Помимо стандартной комплектации существуют и дополнительные варианты. Например, можно оборудовать трактор специальной проставкой для сдваивания задних колес, поставить синхронизированный реверс-редуктор или ходоуменьшитель. Также доступна установка гидрофицированного прицепного крюка, кронштейна для передних грузов, дополнительное сиденье в кабину и многое другое.
Модификации
На базе основной модели трактора МТЗ-82 был выпущен целый ряд модификаций, среди которых стоит отметить:
МТЗ-82Л – с запуском двигателя от пускового мотора (в базовой версии электростартерный пуск);
МТЗ-892 – модификация с турбированным двигателем, мощность 89 л.с.;
МТЗ-82Н – модификация с уменьшенным до 400 мм клиренсом;
МТЗ-82К – крутосклонная модификация;
МТЗ-82Р – модификация для работы на рисовых полях;
МТЗ-102 – модификация с мощным 100-сильным двигателем, производилась с 1984 года.
Также трактор МТЗ-82 стал основной для серийно выпускавшихся экспортных моделей «Беларусь-820» и «Беларусь-825», которые отличались несколько измененным дизайном кузова и кабины.
География производства
Изначально на рынок поступали трактора МТЗ-82, собранные исключительно Минским тракторным заводом. Только после распада СССР для поддержания высокого уровня продаж белорусские тракторостроители начали активно вступать в производственную кооперацию с предприятиями различных стран, открывая свои сборочные конвейеры. На данный момент в России действует производство в Саранске, занимающееся сборкой этих белорусских тракторов из готовых агрегатов и узлов, поставляемых основным заводом МТЗ. Также трактор МТЗ-82 производится такими предприятиями, как ОАО «Елабужский автозавод» и ОАО «Смолспецтех».
Производится МТЗ-82 и в других странах мира, в частности:
Азербайджан – «Гянджинский Автомобильный завод»;
Украина – ООО «Торговый Дом МТЗ-Беларус-Украина», ООО «Укравтозапчасть», ООО «Техноторг-Дон»;
Казахстан – ТОО «Семипалатинский автосборочный завод»;
Сербия – ООО «Беларус Агропанонка»;
Алжир – S.A.R.L. «BELARUS MOTORS ALGERIE».
В основном речь идет о крупноузловой сборке из деталей преимущественно белорусского производства с различной степенью локализации.
Применение
Прежде всего, трактор МТЗ-82 предназначается для выполнения полевых работ. Данная модель позиционируется как многофункциональный полноприводный средний трактор, которому по силам вспашка зяби и ярового клина, проведение сева, а также уборка различных культур. Еще эти трактора, вооруженные различным навесным оборудованием, используются на дорожных, земляных и прочих работах в лесных и коммунальных хозяйствах. Максимальная скорость в 33,4 км/ч позволяет применять машину с прицепом в качестве транспортировочной техники для перемещения грузов.
Сегодня, к примеру, трактор МТЗ-82 вполне можно встретить в качестве «работника» на коммунальной службе: снегоуборщик, погрузчик, щетка для подметания улиц – все это с легкостью монтируется на трактор и используется в городских условиях. Также он может выполнять функции ассенизаторской машины, комплектуясь для этого соответствующим агрегатом. Возможно применение и в качестве специальной техники, в частности, в роли экскаватора-погрузчика.
Наиболее востребована сегодня модель «Беларус» 82 МК-01, представляющая собой трактор с монтированным плужно-щеточным оборудованием для уборки улиц. Еще один актуальный вариант – «Беларус» МУП-750, оснащенный ковшом. Такая модификация применяется для погрузочно-разгрузочных работ. Еще широкую популярность имеет «Беларус» ЭП-491, выполняющий земляные и уборочные работы, планировку участка и другие.
На что еще способен трактор МТЗ-82? Его вал отбора мощности может использоваться не только для работы передвижного оборудования, от него вполне можно запитать передвижной сварочный аппарат, правда, вырабатывать он будет постоянный ток, но в условиях, где энергоснабжения нет вообще, такой вариант совсем неплох. При этом компрессор, который в тракторе выполняет свои функции, вполне может быть использован для накачки колес не только самого трактора, но и других, нуждающихся в этом транспортных средств.
В заключение отметим, что за все время производства с различных конвейеров сошло более миллиона единиц МТЗ-82 и его модификаций. Точное количество выпущенных машин посчитать нет никакой возможности, но доподлинно известно, что это один из самых массовых тракторов в мире. Данная модель действительно универсальна, поскольку активно эксплуатируется и получила заслуженное признание не только у нас, но и в странах Азии и Африки, известных своими тяжелыми условиями для работы техники.
Трактор МТЗ-82 прост и надежен, стоит сравнительно недорого, эксплуатироваться может практически в любых условиях. Добавить к этому сносное по комфорту водительское место и можно понять, почему эта выдающаяся на заре своего существования, и вполне обычная сейчас модель, до сих пор популярна.