Земельные выплаты обернулись пустырями - В Нижегородской области предлагают не использовать брошенные пашни
Нижегородские власти признали поражение в попытках нарастить количество возделываемых в регионе земель за счет возвращения в оборот брошенных участков. Несмотря на выплаты из областного бюджета, по данным правительства, обрабатываемые площади не увеличились, ведутся проверки владельцев 123 тыс. га неосвоенных земель. Всего в регионе 500 тыс. га пашни используется не по назначению. Комитет по АПК решил не настаивать на разработке новых программ поддержки сельхозпроизводителей для вовлечения в оборот брошенных земель, оставив решение этого вопроса федеральным властям, а направлять деньги на инфраструктурные проекты.
Сегодня на заседании комитета по агропромышленному комплексу (АПК) законодательного собрания Нижегородской области замминистра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов региона Владимир Бархатов рассказал депутатам о проблемах с возвращением в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель. По словам чиновника, в 2006–2008 годах в регионе действовала программа, по которой предприятия АПК получали из областного бюджета по 1,2 тыс. руб. за 1 га вновь введенных земель. «По документам, ввод земель постоянно происходил, и деньги мы выплачивали. Но за три года действия этой программы не получили ни одного дополнительного гектара возделываемых земель», — сообщил господин Бархатов, пояснив, что одновременно с вводом новых земель сельхозпроизводители выводили из оборота старые. Замминистра посетовал, что у органов власти нет методов воздействия на собственников земельных участков, которые не возделываются и зарастают лесом и сорняком. В органы госконтроля минсельхоз направил материалы на 400 землевладельцев, за которыми числится около 123 тыс. га неосвоенных земель: «Это, как правило, индивидуальные или частные предприниматели. Они реально владеют землей, но не обрабатывают ее. При этом они находятся под защитой закона, который позволяет не проводить в отношении них проверки в течение трех лет. А с учетом изменения процедуры контроля они вообще должны проверяться один раз в пять лет. Поэтому нам необходимо совершенствовать законодательство, чтобы задействовать механизм изъятия земель у недобросовестных пользователей с дальнейшей ее продажей. Этот механизм указан в законе, но процедура прописана нечетко и очень трудно применима на практике».
Оценив ситуацию, глава комитета по АПК Игорь Тюрин предложил отказаться от разработки региональной программы по возвращению в оборот простаивающих сельхозземель, отдав право устанавливать правила игры на откуп федеральным властям. По его словам, на сегодня в Нижегородской области не по назначению используется около 500 тыс. га пашни (из 1,8 млн га пахотных земель — „Ъ“). Но депутат уверен, что региональные власти не смогут заставить сельхозпроизводителей обрабатывать дополнительные объемы земли, если у последних не будет четкого понимания, куда и по какой цене они смогут продавать выращенную на ней продукцию. «Вопрос возвращения земель в сельхозоборот находится на федеральном уровне. Мы можем участвовать в нем, разрабатывая свои рекомендации, но здесь очень важна атмосфера планирования. Неправильно заставлять колхозника, даже дотируя его работу, возвращать земли в оборот. В противном случае мы получим ситуацию, как в 2017 году, когда зерна было выращено очень много и в итоге у производителей возникла проблема, куда его деть. И при себестоимости зерна около 6 руб. за 1 кг аграрии были вынуждены продавать его на оптовом рынке по 3,5 рубля, работая себе в убыток. Я — сторонник качественного планирования. Такого, которое было в СССР и как это сейчас происходит в капиталистических странах. Там фермер, который держит 10 коров, не будет покупать еще одну до тех пор, пока не будет точно знать, куда девать излишки молока», — заявил господин Тюрин.
По его мнению, если в региональном бюджете появятся лишние деньги, они должны быть направлены на инфраструктурные проекты: «Колхозник сам к этому придет, когда получит достойную господдержку в виде закрепления молодых специалистов, обеспечения села дорожной инфраструктурой, газом, системами водоснабжения и водоотведения, электричеством. Тогда он сам будет свои земли возвращать в оборот».
Позицию Игоря Тюрина поддержали коллеги. По итогам заседания было приято решение, что комитет по АПК не будет рекомендовать правительству Нижегородской области разрабатывать программы по поддержке сельхозпроизводителей, занимающихся вовлечением в оборот брошенных земель.
Генеральный директор института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько, комментируя „Ъ“ решение нижегородских депутатов, сообщил, что «поддерживает их». «У меня вообще большие сомнения на счет того, что ушедшие земли необходимо возвращать в оборот. Во всем мире сейчас борются с перепроизводством, думают, как сократить и отправить в резерв земли, которые уже есть, чтобы бороться за цены. Мы, с одной стороны, говорим, что у нас низкие цены, и параллельно пытаемся вернуть земли. Нам сейчас нужно использовать наши ресурсы на повышение продуктивности того, что уже есть. Хорошо было бы держать эти земли в стратегическом резерве и не давать им зарастать лесом. Это было бы здорово, особенно если бы за это платил федеральный центр», — считает господин Рылько.
Земельные выплаты обернулись пустырями - В Нижегородской области предлагают не использовать брошенные пашни
Нижегородские власти признали поражение в попытках нарастить количество возделываемых в регионе земель за счет возвращения в оборот брошенных участков. Несмотря на выплаты из областного бюджета, по данным правительства, обрабатываемые площади не увеличились, ведутся проверки владельцев 123 тыс. га неосвоенных земель. Всего в регионе 500 тыс. га пашни используется не по назначению. Комитет по АПК решил не настаивать на разработке новых программ поддержки сельхозпроизводителей для вовлечения в оборот брошенных земель, оставив решение этого вопроса федеральным властям, а направлять деньги на инфраструктурные проекты.
Сегодня на заседании комитета по агропромышленному комплексу (АПК) законодательного собрания Нижегородской области замминистра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов региона Владимир Бархатов рассказал депутатам о проблемах с возвращением в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель. По словам чиновника, в 2006–2008 годах в регионе действовала программа, по которой предприятия АПК получали из областного бюджета по 1,2 тыс. руб. за 1 га вновь введенных земель. «По документам, ввод земель постоянно происходил, и деньги мы выплачивали. Но за три года действия этой программы не получили ни одного дополнительного гектара возделываемых земель», — сообщил господин Бархатов, пояснив, что одновременно с вводом новых земель сельхозпроизводители выводили из оборота старые. Замминистра посетовал, что у органов власти нет методов воздействия на собственников земельных участков, которые не возделываются и зарастают лесом и сорняком. В органы госконтроля минсельхоз направил материалы на 400 землевладельцев, за которыми числится около 123 тыс. га неосвоенных земель: «Это, как правило, индивидуальные или частные предприниматели. Они реально владеют землей, но не обрабатывают ее. При этом они находятся под защитой закона, который позволяет не проводить в отношении них проверки в течение трех лет. А с учетом изменения процедуры контроля они вообще должны проверяться один раз в пять лет. Поэтому нам необходимо совершенствовать законодательство, чтобы задействовать механизм изъятия земель у недобросовестных пользователей с дальнейшей ее продажей. Этот механизм указан в законе, но процедура прописана нечетко и очень трудно применима на практике».
Оценив ситуацию, глава комитета по АПК Игорь Тюрин предложил отказаться от разработки региональной программы по возвращению в оборот простаивающих сельхозземель, отдав право устанавливать правила игры на откуп федеральным властям. По его словам, на сегодня в Нижегородской области не по назначению используется около 500 тыс. га пашни (из 1,8 млн га пахотных земель — „Ъ“). Но депутат уверен, что региональные власти не смогут заставить сельхозпроизводителей обрабатывать дополнительные объемы земли, если у последних не будет четкого понимания, куда и по какой цене они смогут продавать выращенную на ней продукцию. «Вопрос возвращения земель в сельхозоборот находится на федеральном уровне. Мы можем участвовать в нем, разрабатывая свои рекомендации, но здесь очень важна атмосфера планирования. Неправильно заставлять колхозника, даже дотируя его работу, возвращать земли в оборот. В противном случае мы получим ситуацию, как в 2017 году, когда зерна было выращено очень много и в итоге у производителей возникла проблема, куда его деть. И при себестоимости зерна около 6 руб. за 1 кг аграрии были вынуждены продавать его на оптовом рынке по 3,5 рубля, работая себе в убыток. Я — сторонник качественного планирования. Такого, которое было в СССР и как это сейчас происходит в капиталистических странах. Там фермер, который держит 10 коров, не будет покупать еще одну до тех пор, пока не будет точно знать, куда девать излишки молока», — заявил господин Тюрин.
По его мнению, если в региональном бюджете появятся лишние деньги, они должны быть направлены на инфраструктурные проекты: «Колхозник сам к этому придет, когда получит достойную господдержку в виде закрепления молодых специалистов, обеспечения села дорожной инфраструктурой, газом, системами водоснабжения и водоотведения, электричеством. Тогда он сам будет свои земли возвращать в оборот».
Позицию Игоря Тюрина поддержали коллеги. По итогам заседания было приято решение, что комитет по АПК не будет рекомендовать правительству Нижегородской области разрабатывать программы по поддержке сельхозпроизводителей, занимающихся вовлечением в оборот брошенных земель.
Генеральный директор института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько, комментируя „Ъ“ решение нижегородских депутатов, сообщил, что «поддерживает их». «У меня вообще большие сомнения на счет того, что ушедшие земли необходимо возвращать в оборот. Во всем мире сейчас борются с перепроизводством, думают, как сократить и отправить в резерв земли, которые уже есть, чтобы бороться за цены. Мы, с одной стороны, говорим, что у нас низкие цены, и параллельно пытаемся вернуть земли. Нам сейчас нужно использовать наши ресурсы на повышение продуктивности того, что уже есть. Хорошо было бы держать эти земли в стратегическом резерве и не давать им зарастать лесом. Это было бы здорово, особенно если бы за это платил федеральный центр», — считает господин Рылько.
Новости по теме: