Регионам определили хлебную норму - ОАО «РЖД» обеспечит экспорт зерна из удалённых областей
Минсельхоз определил лимиты вывоза на экспорт зерна железнодорожным транспортом из удалённых от портов и погранпереходов субъектов России. Как сообщили «Гудку» в пресс-службе Минсельхоза, ведомство определило объёмы вывоза зерна железнодорожным транспортом на экспорт по каждому из 13 регионов, утверждённых постановлением правительства № 1595 о поддержке экспорта зерновых, принятом 20 декабря 2017 года. Объём зерна, который вывезут по льготному тарифу, составляет 2,75 млн тонн, на субсидирование перевозок предусмотрено 2 млрд руб. Решение о субсидировании перевозок позволит разгрузить элеваторы и зернохранилища после рекордного урожая 2017 года в тех субъектах, которые находятся далеко от портов или у них недостаточно мощностей для хранения: это области Центральной России, Урала и Западной Сибири. Производители из этих субъектов ждали поддержки правительства, и в этом году объём финансирования по господдержке был увеличен вдвое. Для каждого субъекта доведены соответствующие лимиты. С начала февраля идёт сбор заявок грузоотправителей, и по состоянию на середину месяца получено 233 заявки на перевозку 466 тыс. тонн зерна. Причём в Омской и Новосибирской областях лимиты уже выбраны полностью и, по заявлению Минсельхоза, им будет добавлено ещё по 50–100 тыс. тонн за счёт тех субъектов, где заявочная кампания идёт менее активно. Министр сельского хозяйства Александр Ткачёв сообщил СМИ, что такое субсидирование правительство намерено проводить каждый год.
По принятой схеме финансирования грузоотправители сами не будут ничего платить ОАО «РЖД» за перевозку этого зерна. Средства компании перечислит Росжелдор после проверки всех документов, которые грузоотправители должны подать в это ведомство и в Минсельхоз. «Это совместное решение правительства и ОАО «РЖД», которое позволит снизить напряжённость на зерновом рынке в тех регионах, откуда сложно вывезти эту продукцию на экспорт, – пояснила «Гудку» заместитель начальника отдела экономической безопасности и сводного анализа Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Светлана Савченко. – Нами отработана схема сбора на станциях и вывоза зерновых грузов по аналогии с применяющейся сейчас технологией «Грузовой экспресс». Она позволяет вывозить зерно различных классов отдельными составами».
Технология «Грузовой экспресс» подразумевает сбор груза с отдельных станций в определённое время и доставку его на опорную станцию, где из него формируется состав, следующий по твёрдой «нитке» графика. По аналогии такие составы называют «зерновыми экспрессами». Такая технология позволила значительно увеличить перевозки. «Отличительной чертой 2017 года был значительный рост железнодорожных перевозок зерна на экспорт, который с января по декабрь составил 12,5 млн и вырос по сравнению с 2016 годом на 40,8%, – сообщили «Гудку» в Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД». – На порты погружено 9,1 млн тонн, и основной грузопоток идёт через терминалы Новороссийска и Туапсе. В целом через них проходит более 70% железнодорожного экспорта. По итогам января – февраля 2018 года тенденция сохраняется. В январе объём погрузки на экспорт увеличился на 56,3% по сравнению с январём 2017 года, составив 1,4 млн тонн».
Железная дорога не является основным перевозчиком зерна на экспорт, значительную долю в порты везут автомобильным транспортом и по реке.
По мнению директора Департамента стратегического маркетинга АО «Русагротранс» Игоря Павенского, по итогам сельскохозяйственного года (с 1 июля 2017-го до 1 июля 2018 года. – Ред.) экспорт зерна может достичь 47,2 млн тонн против 35,4 млн тонн в прошлом сельхозгоду. «Все регионы бьют рекорды по отправке зерна за рубеж, – говорит эксперт. – Прирост экспорта по сравнению с прошлым годом может быть более чем наполовину обеспечен за счёт железной дороги, и РЖД перевезут на 5,9 млн тонн больше, чем в прошлом сельскохозяйственном сезоне».
По данным «Русагротранса», основное увеличение грузопотока придётся на глубоководные порты Новороссийска и Туапсе. Если в прошлом сельскохозяйственном году они в целом при использовании всех видов транспорта перевалили 13,8 млн тонн, то в этом будет свыше 20 млн. Не так значительно прирастут порты Балтики (до 2,25 млн тонн против 1,489 млн тонн в прошлый сезон). Доля остальных небольших терминалов и сухопутных погранпереходов на Дальнем Востоке относительно невелика. Это объясняется отсутствием современной перегрузочной инфраструктуры.
В дальневосточном порту Зарубино строится специализированный зерновой терминал, который рассчитан на перевалку 10 млн тонн зерна, и по плану он должен вступить в строй в конце 2019 года. Это позволит значительно нарастить экспорт.
Существующий парк зерновозов в стране позволяет в целом обеспечить перевозки 60 млн тонн зерна в год, пояснил «Гудку» источник в отрасли. Проблемы с подвижным составом если и возникают, то в период пиковой нагрузки. Никакого заметного влияния дополнительные 3 млн тонн на загрузку мощностей не окажут, поскольку они приходятся не на высокий сезон для перевозок. Как раз сглаживание пиков экспортных перевозок в течение года будет способствовать равномерной загрузке как вагонов, так и портовых мощностей.
Аналитики говорят, что в итоге Россия уверенно выйдет на второе место в мире по экспорту зерновых после США, оторвавшись от Украины и Евросоюза, а по пшенице займёт первое. В январе прогноз Минсельхоза США по экспорту пшеницы для России увеличен до 35 млн тонн, а для США оставлен прежним – 27 млн тонн. Как говорится в отчёте агентства Bloomberg, росту российского экспорта способствуют засухи в Австралии, Канаде и США. Экономики в азиатских государствах быстро развиваются, и это даёт шанс России занять новые рынки. На Азиатский же регион приходится треть мирового экспорта. «Все выгоды достанутся России, – приводит Bloomberg мнение директора британской консалтинговой компании CRM Agri-Commodities Беджамина Бодарта. – В России в этом году был рекордный урожай. Ей потребуются новые рынки для сбыта дополнительной пшеницы».
По итогам декабря 2017 года Россия увеличила поставки во все 10 государств, которые являются её традиционными покупателями (кроме Бангладеш). Но особенно значительно в Индонезию, Вьетнам, Турцию и Египет.
Сейчас, как сообщил руководитель Объединённой зерновой компании Михаил Кийко, идут переговоры с импортёрами зерна и продуктов переработки из ЮАР, Марокко, Туниса, Таиланда.
Регионам определили хлебную норму - ОАО «РЖД» обеспечит экспорт зерна из удалённых областей
Минсельхоз определил лимиты вывоза на экспорт зерна железнодорожным транспортом из удалённых от портов и погранпереходов субъектов России.
Новости по теме:Как сообщили «Гудку» в пресс-службе Минсельхоза, ведомство определило объёмы вывоза зерна железнодорожным транспортом на экспорт по каждому из 13 регионов, утверждённых постановлением правительства № 1595 о поддержке экспорта зерновых, принятом 20 декабря 2017 года. Объём зерна, который вывезут по льготному тарифу, составляет 2,75 млн тонн, на субсидирование перевозок предусмотрено 2 млрд руб. Решение о субсидировании перевозок позволит разгрузить элеваторы и зернохранилища после рекордного урожая 2017 года в тех субъектах, которые находятся далеко от портов или у них недостаточно мощностей для хранения: это области Центральной России, Урала и Западной Сибири. Производители из этих субъектов ждали поддержки правительства, и в этом году объём финансирования по господдержке был увеличен вдвое. Для каждого субъекта доведены соответствующие лимиты. С начала февраля идёт сбор заявок грузоотправителей, и по состоянию на середину месяца получено 233 заявки на перевозку 466 тыс. тонн зерна. Причём в Омской и Новосибирской областях лимиты уже выбраны полностью и, по заявлению Минсельхоза, им будет добавлено ещё по 50–100 тыс. тонн за счёт тех субъектов, где заявочная кампания идёт менее активно. Министр сельского хозяйства Александр Ткачёв сообщил СМИ, что такое субсидирование правительство намерено проводить каждый год.
По принятой схеме финансирования грузоотправители сами не будут ничего платить ОАО «РЖД» за перевозку этого зерна. Средства компании перечислит Росжелдор после проверки всех документов, которые грузоотправители должны подать в это ведомство и в Минсельхоз.
«Это совместное решение правительства и ОАО «РЖД», которое позволит снизить напряжённость на зерновом рынке в тех регионах, откуда сложно вывезти эту продукцию на экспорт, – пояснила «Гудку» заместитель начальника отдела экономической безопасности и сводного анализа Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Светлана Савченко. – Нами отработана схема сбора на станциях и вывоза зерновых грузов по аналогии с применяющейся сейчас технологией «Грузовой экспресс». Она позволяет вывозить зерно различных классов отдельными составами».
Технология «Грузовой экспресс» подразумевает сбор груза с отдельных станций в определённое время и доставку его на опорную станцию, где из него формируется состав, следующий по твёрдой «нитке» графика. По аналогии такие составы называют «зерновыми экспрессами». Такая технология позволила значительно увеличить перевозки.
«Отличительной чертой 2017 года был значительный рост железнодорожных перевозок зерна на экспорт, который с января по декабрь составил 12,5 млн и вырос по сравнению с 2016 годом на 40,8%, – сообщили «Гудку» в Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД». – На порты погружено 9,1 млн тонн, и основной грузопоток идёт через терминалы Новороссийска и Туапсе. В целом через них проходит более 70% железнодорожного экспорта. По итогам января – февраля 2018 года тенденция сохраняется. В январе объём погрузки на экспорт увеличился на 56,3% по сравнению с январём 2017 года, составив 1,4 млн тонн».
Железная дорога не является основным перевозчиком зерна на экспорт, значительную долю в порты везут автомобильным транспортом и по реке.
По мнению директора Департамента стратегического маркетинга АО «Русагротранс» Игоря Павенского, по итогам сельскохозяйственного года (с 1 июля 2017-го до 1 июля 2018 года. – Ред.) экспорт зерна может достичь 47,2 млн тонн против 35,4 млн тонн в прошлом сельхозгоду.
«Все регионы бьют рекорды по отправке зерна за рубеж, – говорит эксперт. – Прирост экспорта по сравнению с прошлым годом может быть более чем наполовину обеспечен за счёт железной дороги, и РЖД перевезут на 5,9 млн тонн больше, чем в прошлом сельскохозяйственном сезоне».
По данным «Русагротранса», основное увеличение грузопотока придётся на глубоководные порты Новороссийска и Туапсе. Если в прошлом сельскохозяйственном году они в целом при использовании всех видов транспорта перевалили 13,8 млн тонн, то в этом будет свыше 20 млн. Не так значительно прирастут порты Балтики (до 2,25 млн тонн против 1,489 млн тонн в прошлый сезон). Доля остальных небольших терминалов и сухопутных погранпереходов на Дальнем Востоке относительно невелика. Это объясняется отсутствием современной перегрузочной инфраструктуры.
В дальневосточном порту Зарубино строится специализированный зерновой терминал, который рассчитан на перевалку 10 млн тонн зерна, и по плану он должен вступить в строй в конце 2019 года. Это позволит значительно нарастить экспорт.
Существующий парк зерновозов в стране позволяет в целом обеспечить перевозки 60 млн тонн зерна в год, пояснил «Гудку» источник в отрасли. Проблемы с подвижным составом если и возникают, то в период пиковой нагрузки. Никакого заметного влияния дополнительные 3 млн тонн на загрузку мощностей не окажут, поскольку они приходятся не на высокий сезон для перевозок. Как раз сглаживание пиков экспортных перевозок в течение года будет способствовать равномерной загрузке как вагонов, так и портовых мощностей.
Аналитики говорят, что в итоге Россия уверенно выйдет на второе место в мире по экспорту зерновых после США, оторвавшись от Украины и Евросоюза, а по пшенице займёт первое. В январе прогноз Минсельхоза США по экспорту пшеницы для России увеличен до 35 млн тонн, а для США оставлен прежним – 27 млн тонн. Как говорится в отчёте агентства Bloomberg, росту российского экспорта способствуют засухи в Австралии, Канаде и США. Экономики в азиатских государствах быстро развиваются, и это даёт шанс России занять новые рынки. На Азиатский же регион приходится треть мирового экспорта.
«Все выгоды достанутся России, – приводит Bloomberg мнение директора британской консалтинговой компании CRM Agri-Commodities Беджамина Бодарта. – В России в этом году был рекордный урожай. Ей потребуются новые рынки для сбыта дополнительной пшеницы».
По итогам декабря 2017 года Россия увеличила поставки во все 10 государств, которые являются её традиционными покупателями (кроме Бангладеш). Но особенно значительно в Индонезию, Вьетнам, Турцию и Египет.
Сейчас, как сообщил руководитель Объединённой зерновой компании Михаил Кийко, идут переговоры с импортёрами зерна и продуктов переработки из ЮАР, Марокко, Туниса, Таиланда.