НСА: в 2017 году агрострахование пострадало от изменения порядка субсидирования
«Итоги 2017 года подтверждают: новый порядок господдержки АПК, который не учел особенности работы системы агрострахования, привел к кардинальным изменениям ситуации на рынке страхования сельхозрисков, – заявил президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов, комментируя опубликованные 1 марта Банком России сведения о состоянии страхового рынка РФ за 2017 год. «Фактически объем поступившего субсидирования сократился в три раза – в основном, за счет прекращения господдержки страхования рисков растениеводства. В итоге на условиях господдержки сельхозпредприятия смогли в 2017 году заключить только около 1 тыс. договоров страхования», – подчеркнул президент НСА.
В основном, пострадало от сокращения господдержки страхование урожая: вместо 7,5 млрд руб. премии, начисленных в 2016 году (и из которых, по данным НСА, было фактически оплачено страховщикам только 5,7 млрд руб.), этот рынок уменьшился до 1,8 млрд руб. В страховании животных показатели начисленной премии различаются незначительно и находятся на уровне около 1 млрд руб. в 2016 и 2017 годах, отметил президент НСА
Таким образом, в 2017 году произошло резкое сжатие объема рынка субсидируемого страхования агрорисков на 67% (с 8,5 млрд руб. страховой премии годом ранее до 2,8* млрд руб. в 2017 г. (*премия, поступившая по заключенным договорам в 2017 г., без учета списания премии по договорам за предыдущие периоды. Из-за того, что органы АПК не предоставили господдержку, всего в течение 2017 года аграриям и страховщикам пришлось расторгнуть договоры с общей премией 473 млн руб.).Это привело к сокращению рынка страхования сельхозрисков страны в целом. Его объем уменьшился с 9,8 млрд руб. в 2016 году до 4,3 млрд руб., или на 56%.
«Статистика показывает, что массового замещения договоров субсидируемого страхования договорами без господдержки не происходит, – отметил президент НСА. – Количество самостоятельно заключаемых аграриями договоров страхования посевов и животных в большинстве регионов не выросло. Можно говорить только о том, что часть клиентов, которые страховались ранее и потеряли доступ к господдержке, увеличили страховую защиту по своим полисам, но это решение было доступно не всем. Кроме того, следует учесть, что в 2017 году был получен очередной рекордный урожай за последние три года, и многие аграрии перестали считать значимыми риски его потери».
По данным НСА, страхование агрорисков на условиях господдержки – сегодня прерогатива крупных и средних хозяйств. В среднем один полис страхования урожая в 2017 году защищал риски посевов на площади около 2,8 тыс. га. Этот показатель находится на уровне около 3 тыс. га последние три года, отметил Корней Биждов. Средняя стоимость страхования 1 га в 2017 году составляла 1,1 тыс. руб., средняя премия на один договор – 3,2 млн руб. При наличии субсидирования расходы агрария сокращались в среднем до 550 руб./га. «Без субсидирования оплата страхования агрорисков становится малодоступной для большинства аграриев – именно поэтому в большинстве стран мира созданы системы государственной поддержки страховой защиты сельхозпроизводителей, – подчеркнул К. Биждов. – Это связано с тем, что в случае серьезных ЧС дестабилизация агропроизводства может на несколько лет сильно ослабить конкурентоспособность агросектора».
Согласно действующему с 2012 года Закону № 260-ФЗ о господдержке сельхозстрахования, бюджет компенсирует российским аграриям 50% стоимости страхового полиса, если посевы или сельхозживотные застрахованы на соответствующих закону условиях. С 2016 года в России впервые создана единая система субсидируемого агрострахования, в рамках которой страховая защита агрорисков должна предоставляться сельхозпредприятиям по единым правилам и стандартам. Интересы застрахованных аграриев в случае банкротства агростраховщика защищены общероссийской гарантийной системой. «Переход к общим стандартам привел к росту спроса на агрострахование с господдержкой: в 2016 году объем этого рынка вырос на 31%, – поясняет К. Биждов. – Но в 2017 году была изменена система субсидирования, позволившая органам АПК субъектов РФ направить средства вместо оплаты договоров агрострахования на другие цели. Это привело к тому, что из 48 субъектов РФ, принявших на себя обязательства по господдержке страхования рисков растениеводства в 2017 году, 31 субъект не смог их выполнить. Вместо намеченных к страхованию 4,1 млн га сельхозземель, регионы отчитались о страховании только 1,9 млн га. Для сравнения, по данным НСА, в 2015 и 2016 годах ежегодно аграрии страховали на условиях господдержки 4,9 млн га пашни».
«Результаты 2017 года ясно свидетельствуют о том, что отказ от выделения целевых средств на агрострахование был ошибочным, – заявил президент НСА. – Дело в том, что сейчас фактически нет механизма ответственности регионов за отсутствие у аграриев страховой защиты на случай потерь от природных ЧС, и у региональных органов АПК нет стимулов поощрять агрострахование. В случае потерь из-за ЧС, регионы обращаются к федеральному центру за помощью. Так, в 2017 году по потерям от ЧС 2016 и 2017 года аграриям РФ было выделено из федерального бюджета 3,1 млрд руб. Выплаты страховщиков по агрорискам, при текущем уровне развития агрострахования, составили в 2017 году 1,6 млрд руб. Но следует отметить, что эти потери соответствуют периоду рекордной урожайности в большинстве регионов. В случае засухи в масштабах федерального округа потери увеличатся до нескольких десятков миллиардов рублей, как это было в прошлые периоды».
НСА: в 2017 году агрострахование пострадало от изменения порядка субсидирования
«Итоги 2017 года подтверждают: новый порядок господдержки АПК, который не учел особенности работы системы агрострахования, привел к кардинальным изменениям ситуации на рынке страхования сельхозрисков, – заявил президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов, комментируя опубликованные 1 марта Банком России сведения о состоянии страхового рынка РФ за 2017 год. «Фактически объем поступившего субсидирования сократился в три раза – в основном, за счет прекращения господдержки страхования рисков растениеводства. В итоге на условиях господдержки сельхозпредприятия смогли в 2017 году заключить только около 1 тыс. договоров страхования», – подчеркнул президент НСА.
В основном, пострадало от сокращения господдержки страхование урожая: вместо 7,5 млрд руб. премии, начисленных в 2016 году (и из которых, по данным НСА, было фактически оплачено страховщикам только 5,7 млрд руб.), этот рынок уменьшился до 1,8 млрд руб. В страховании животных показатели начисленной премии различаются незначительно и находятся на уровне около 1 млрд руб. в 2016 и 2017 годах, отметил президент НСА
Таким образом, в 2017 году произошло резкое сжатие объема рынка субсидируемого страхования агрорисков на 67% (с 8,5 млрд руб. страховой премии годом ранее до 2,8* млрд руб. в 2017 г. (*премия, поступившая по заключенным договорам в 2017 г., без учета списания премии по договорам за предыдущие периоды. Из-за того, что органы АПК не предоставили господдержку, всего в течение 2017 года аграриям и страховщикам пришлось расторгнуть договоры с общей премией 473 млн руб.).Это привело к сокращению рынка страхования сельхозрисков страны в целом. Его объем уменьшился с 9,8 млрд руб. в 2016 году до 4,3 млрд руб., или на 56%.
«Статистика показывает, что массового замещения договоров субсидируемого страхования договорами без господдержки не происходит, – отметил президент НСА. – Количество самостоятельно заключаемых аграриями договоров страхования посевов и животных в большинстве регионов не выросло. Можно говорить только о том, что часть клиентов, которые страховались ранее и потеряли доступ к господдержке, увеличили страховую защиту по своим полисам, но это решение было доступно не всем. Кроме того, следует учесть, что в 2017 году был получен очередной рекордный урожай за последние три года, и многие аграрии перестали считать значимыми риски его потери».
По данным НСА, страхование агрорисков на условиях господдержки – сегодня прерогатива крупных и средних хозяйств. В среднем один полис страхования урожая в 2017 году защищал риски посевов на площади около 2,8 тыс. га. Этот показатель находится на уровне около 3 тыс. га последние три года, отметил Корней Биждов. Средняя стоимость страхования 1 га в 2017 году составляла 1,1 тыс. руб., средняя премия на один договор – 3,2 млн руб. При наличии субсидирования расходы агрария сокращались в среднем до 550 руб./га. «Без субсидирования оплата страхования агрорисков становится малодоступной для большинства аграриев – именно поэтому в большинстве стран мира созданы системы государственной поддержки страховой защиты сельхозпроизводителей, – подчеркнул К. Биждов. – Это связано с тем, что в случае серьезных ЧС дестабилизация агропроизводства может на несколько лет сильно ослабить конкурентоспособность агросектора».
Согласно действующему с 2012 года Закону № 260-ФЗ о господдержке сельхозстрахования, бюджет компенсирует российским аграриям 50% стоимости страхового полиса, если посевы или сельхозживотные застрахованы на соответствующих закону условиях. С 2016 года в России впервые создана единая система субсидируемого агрострахования, в рамках которой страховая защита агрорисков должна предоставляться сельхозпредприятиям по единым правилам и стандартам. Интересы застрахованных аграриев в случае банкротства агростраховщика защищены общероссийской гарантийной системой. «Переход к общим стандартам привел к росту спроса на агрострахование с господдержкой: в 2016 году объем этого рынка вырос на 31%, – поясняет К. Биждов. – Но в 2017 году была изменена система субсидирования, позволившая органам АПК субъектов РФ направить средства вместо оплаты договоров агрострахования на другие цели. Это привело к тому, что из 48 субъектов РФ, принявших на себя обязательства по господдержке страхования рисков растениеводства в 2017 году, 31 субъект не смог их выполнить. Вместо намеченных к страхованию 4,1 млн га сельхозземель, регионы отчитались о страховании только 1,9 млн га. Для сравнения, по данным НСА, в 2015 и 2016 годах ежегодно аграрии страховали на условиях господдержки 4,9 млн га пашни».
«Результаты 2017 года ясно свидетельствуют о том, что отказ от выделения целевых средств на агрострахование был ошибочным, – заявил президент НСА. – Дело в том, что сейчас фактически нет механизма ответственности регионов за отсутствие у аграриев страховой защиты на случай потерь от природных ЧС, и у региональных органов АПК нет стимулов поощрять агрострахование. В случае потерь из-за ЧС, регионы обращаются к федеральному центру за помощью. Так, в 2017 году по потерям от ЧС 2016 и 2017 года аграриям РФ было выделено из федерального бюджета 3,1 млрд руб. Выплаты страховщиков по агрорискам, при текущем уровне развития агрострахования, составили в 2017 году 1,6 млрд руб. Но следует отметить, что эти потери соответствуют периоду рекордной урожайности в большинстве регионов. В случае засухи в масштабах федерального округа потери увеличатся до нескольких десятков миллиардов рублей, как это было в прошлые периоды».
Новости по теме: