Железнодорожные операторы консолидируют парк, эти процессы идут на базе первой десятки лидеров, следует из рейтинга Infoline Rail Russia TOP за 2017 год. Пока крупнейшие компании компенсируют списание старых вагонов, операторы, специализирующиеся на отдельных видах грузов, выкупают спецпарк у его владельцев, опасающихся потери рынка. Наиболее ярко иллюстрирует этот процесс «Русагротранс», существенно укрепивший позиции на фоне роста спроса на зерновозы. Также компании активно консолидируют инновационные тяжеловесные вагоны на фоне высокой маржинальности перевозок угля.
На рынке оперирования железнодорожным транспортом идет консолидационный процесс, но эта консолидация происходит не на базе безусловных лидеров отрасли, а на базе компаний первой десятки. Это показывает рейтинг операторов Infoline Rail Russia TOP за 2017 год. Так, доля первой тройки рейтинга по объему вагонов в управлении падает, а первой десятки — растет, как и ее доля в погрузке (до 60% рынка) и грузообороте (до 71%).
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров объясняет, что это следствие трех основных процессов. Во-первых, идет замещение списываемых старых вагонов, которое приходится в основном на лидеров — Федеральную грузовую компанию (ФГК, входит в ОАО РЖД) и Первую грузовую компанию (ПГК) Владимира Лисина. Во-вторых, крупные операторы консолидируют специализированный парк: «Русагротранс» — зерновозы, ФГК, «Трансойл» и «Нефтетранссервис» — нефтеналивные цистерны, цистерны для сжиженных газов — у «СГ-Транса», и так далее. «Собственникам стало понятно, что в среднесрочной перспективе спецпарк мелкими лотами — оч ень большой риск быть вытолкнутыми с рынка при профиците, поэтому они стремятся его продать, используя благоприятную конъюнктуру и рост цен на новые вагоны»,— говорит господин Бурмистров. В-третьих, идут массовые закупки инновационных (более грузоподъемных) полувагонов для угля СУЭК и Первой тяжеловесной компанией (ПТК) Сергея Генералова.
В безусловных лидерах по итогам года оказалась ФГК, которая с 2016 года постепенно сменяла ПГК на лидерских позициях по разным параметрам (см. “Ъ” от 19 апреля и 12 октября 2017 года). Несмотря на вывод с ноября из аренды ФГК вагонов «УВЗ-Логистики» (см. “Ъ” от 18 октября), из-за ч его в сезон дефицита ФГК потеряла 27,2 тыс. законтрактованных полувагонов, компания показала рост погрузки на 7,4%, до 196,6 млн тонн, грузооборота — на 12,5%, до 409,6 млрд тонно-километров. Парк в собственности у ФГК вырос на 14%, до 112,4 тыс. вагонов, в управлении — упал (из-за «УВЗ-Логистики») на те же 14%, до 132,6 тыс. единиц. Но это все еще больше, ч ем у ПГК (125 тыс. вагонов).
На фоне роста цен на уголь и спроса на инновационные вагоны для его перевозки усилил позиции новый игрок — ПТК, формировавшаяся в течение 2017 года из парков инновационных вагонов выпуска ОВК. Компания осенью 2016 года купила у ОВК «Нитрохимпром» и «Восток1520». Объем перевозок ПТК вырос на 59,7%, до 36,3 млн тонн, грузооборот — на 52,3%, до 151,9 млрд тонно-километров. Парк в собственности увеличился на 81%, до 30,7 тыс. вагонов, в управлении — на 68%, до 32,8 тыс. единиц. Активно закупает парк и СУЭК, которая, согласно годовому отчету, в 2018–2019 годах хочет увеличить парк до 47 тыс. единиц, существенно нарастив чч исло инновагонов — с 15,7 тыс. на конец 2017 года до 27,7 тыс. штук.
Также заметно вырос парк в собственности (на 22%, до 47,3 тыс. вагонов) и управлении (на 43%, до 63 тыс. штук) у РТК, в которую входит и крупнейший оператор зерновых грузов «Русагротранс». В 2017 году на фоне высокого урожая и крупных остатков прошлого сезона спрос на зерновозы рос, а ставки на их предоставление почти уравнялись со ставками на полувагоны (с 1,2 тыс. руб. на февраль 2017 года до 1,67 тыс. руб. на февраль 2018-го). Погрузка у РТК выросла на 18,6%, до 50,2 млн тонн, грузооборот — на 22,4%, до 67,3 млрд тонно-километров.
По мнению директора «Совэкона» Андрея Сизова, в 2018 году продолжится рост погрузки и грузооборота по зерну. «Высокие темпы экспорта и ставки аренды по 2018 году предопределены — даже в марте экспорт составил 5,1 млн тонн (третий месячный результат за всю историю),— отмечает он.— При отсутствии неблагоприятных погодных условий и неплохом урожае (наш текущий прогноз — 128 млн тонн против 135 млн тонн в 2017 году) из-за значительных переходящих остатков предложение зерна в 2018–2019 сельскохозяйственном году будет близко к текущему». Что касается роста ставок аренды на вагоны, то, по его мнению, расти ценам дальше уже сложно, и если рост и будет, то его темпы будут существенно уступать 2017 году.
Вагоны съезжаются по типам грузов
Железнодорожные операторы консолидируют парк, эти процессы идут на базе первой десятки лидеров, следует из рейтинга Infoline Rail Russia TOP за 2017 год. Пока крупнейшие компании компенсируют списание старых вагонов, операторы, специализирующиеся на отдельных видах грузов, выкупают спецпарк у его владельцев, опасающихся потери рынка. Наиболее ярко иллюстрирует этот процесс «Русагротранс», существенно укрепивший позиции на фоне роста спроса на зерновозы. Также компании активно консолидируют инновационные тяжеловесные вагоны на фоне высокой маржинальности перевозок угля.
На рынке оперирования железнодорожным транспортом идет консолидационный процесс, но эта консолидация происходит не на базе безусловных лидеров отрасли, а на базе компаний первой десятки. Это показывает рейтинг операторов Infoline Rail Russia TOP за 2017 год. Так, доля первой тройки рейтинга по объему вагонов в управлении падает, а первой десятки — растет, как и ее доля в погрузке (до 60% рынка) и грузообороте (до 71%).
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров объясняет, что это следствие трех основных процессов. Во-первых, идет замещение списываемых старых вагонов, которое приходится в основном на лидеров — Федеральную грузовую компанию (ФГК, входит в ОАО РЖД) и Первую грузовую компанию (ПГК) Владимира Лисина. Во-вторых, крупные операторы консолидируют специализированный парк: «Русагротранс» — зерновозы, ФГК, «Трансойл» и «Нефтетранссервис» — нефтеналивные цистерны, цистерны для сжиженных газов — у «СГ-Транса», и так далее. «Собственникам стало понятно, что в среднесрочной перспективе спецпарк мелкими лотами — оч ень большой риск быть вытолкнутыми с рынка при профиците, поэтому они стремятся его продать, используя благоприятную конъюнктуру и рост цен на новые вагоны»,— говорит господин Бурмистров. В-третьих, идут массовые закупки инновационных (более грузоподъемных) полувагонов для угля СУЭК и Первой тяжеловесной компанией (ПТК) Сергея Генералова.
В безусловных лидерах по итогам года оказалась ФГК, которая с 2016 года постепенно сменяла ПГК на лидерских позициях по разным параметрам (см. “Ъ” от 19 апреля и 12 октября 2017 года). Несмотря на вывод с ноября из аренды ФГК вагонов «УВЗ-Логистики» (см. “Ъ” от 18 октября), из-за ч его в сезон дефицита ФГК потеряла 27,2 тыс. законтрактованных полувагонов, компания показала рост погрузки на 7,4%, до 196,6 млн тонн, грузооборота — на 12,5%, до 409,6 млрд тонно-километров. Парк в собственности у ФГК вырос на 14%, до 112,4 тыс. вагонов, в управлении — упал (из-за «УВЗ-Логистики») на те же 14%, до 132,6 тыс. единиц. Но это все еще больше, ч ем у ПГК (125 тыс. вагонов).
На фоне роста цен на уголь и спроса на инновационные вагоны для его перевозки усилил позиции новый игрок — ПТК, формировавшаяся в течение 2017 года из парков инновационных вагонов выпуска ОВК. Компания осенью 2016 года купила у ОВК «Нитрохимпром» и «Восток1520». Объем перевозок ПТК вырос на 59,7%, до 36,3 млн тонн, грузооборот — на 52,3%, до 151,9 млрд тонно-километров. Парк в собственности увеличился на 81%, до 30,7 тыс. вагонов, в управлении — на 68%, до 32,8 тыс. единиц. Активно закупает парк и СУЭК, которая, согласно годовому отчету, в 2018–2019 годах хочет увеличить парк до 47 тыс. единиц, существенно нарастив чч исло инновагонов — с 15,7 тыс. на конец 2017 года до 27,7 тыс. штук.
Также заметно вырос парк в собственности (на 22%, до 47,3 тыс. вагонов) и управлении (на 43%, до 63 тыс. штук) у РТК, в которую входит и крупнейший оператор зерновых грузов «Русагротранс». В 2017 году на фоне высокого урожая и крупных остатков прошлого сезона спрос на зерновозы рос, а ставки на их предоставление почти уравнялись со ставками на полувагоны (с 1,2 тыс. руб. на февраль 2017 года до 1,67 тыс. руб. на февраль 2018-го). Погрузка у РТК выросла на 18,6%, до 50,2 млн тонн, грузооборот — на 22,4%, до 67,3 млрд тонно-километров.
По мнению директора «Совэкона» Андрея Сизова, в 2018 году продолжится рост погрузки и грузооборота по зерну. «Высокие темпы экспорта и ставки аренды по 2018 году предопределены — даже в марте экспорт составил 5,1 млн тонн (третий месячный результат за всю историю),— отмечает он.— При отсутствии неблагоприятных погодных условий и неплохом урожае (наш текущий прогноз — 128 млн тонн против 135 млн тонн в 2017 году) из-за значительных переходящих остатков предложение зерна в 2018–2019 сельскохозяйственном году будет близко к текущему». Что касается роста ставок аренды на вагоны, то, по его мнению, расти ценам дальше уже сложно, и если рост и будет, то его темпы будут существенно уступать 2017 году.
Новости по теме:Минсельхоз России: более 1,58 млн тонн зерна согласовано к вывозу по льготному железнодорожному тарифу
Скачок цен на зерно не поможет курганским аграриям. Проблема с логистикой так и не решена
Погрузка зерна и продуктов перемола в Алтайском регионе ЗСЖД в первом квартале 2018 года выросла на 17%
Минсельхоз России: порядка 1,39 млн тонн зерна согласовано к вывозу по льготному железнодорожному тарифу
Навигация открыта в Азово-Донском, Волго-Донском и Волжском бассейнах
http://www.zol.ru/n/2BFB9