05.06.2018 03:30

Земля сохнет без солярки - Аграрии просят поддержки у чиновников

Стремительный рост цен на топливо вызвал протест не только у населения, но и у бизнеса. Власти как минимум пяти регионов просят у федерального центра помощи для сельхозпроизводителей, угрожая убытками и нехваткой средств на уборку урожая, с которым и так сложности. Правительство обсуждает проблему подорожания топлива почти в ежедневном режиме и достаточно жестких выражениях, но пока новых мер, кроме призыва к нефтяникам «не проявлять эгоизма» не нашлось.

Целый ряд регионов просит федеральные власти поддержать сельхозпроизводителей, которые могут пострадать из-за резкого роста цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров 4 июня сообщил, что поручил подготовить обращение в правительство, предлагающее компенсировать аграриям часть затрат на ГСМ из бюджета. «Из-за роста цен на горючее на фоне сохранения цен на сельхозпродукцию на прежнем уровне наши сельскохозяйственные предприятия находятся в непростой ситуации»,— пояснил чиновник.

Власти Краснодарского края, Крыма, Челябинской и Ростовской областей также готовят подобные обращения, сообщили “Ъ” в региональных администрациях. Заместитель губернатора Челябинской области, курирующий сельское хозяйство, Сергей Сушков поясняет, что для большинства сельхозпроизводителей сложившиеся цены на ГСМ фактически означают работу в убыток: «За тонну дизельного топлива надо отдать около 7–8 тонн зерна».

Для Крыма ситуация усугубляется финансовыми потерями от засухи, из-за которой стала гибель урожая на площади более 20 тыс. га, отмечает министр сельского хозяйства региона Андрей Рюмшин. Ранее глава Крыма Сергей Аксенов заявлял, что из-за засухи аграрии полуострова могут потерять около 1 млрд руб. В пресс-службе администрации Краснодарского края добавляют, что многие аграрии не успели закупить необходимые объемы ГСМ до роста цен на топливо. По данным «Аналитики товарных рынков», с конца 2017 года стоимость дизеля на бирже в среднем увеличилась почти на 9%, примерно до 50 тыс. руб. за тонну.

Цены на топливо растет с начала года, но в апреле и мае скачок был особенно резким. То, что ситуация вышла из-под контроля в правительстве фактически признало две недели назад, объявив о снижении акцизов с 1 июля. На прошлой неделе лихорадка усугубилась, срок передвинули на 1 июня. Взлет цен официально признан проблемой, но решения пока нет: 4 июня премьер Дмитрий Медведев подчеркнул, что вопрос цен на топливо уже носит резонансный характер, признал ситуацию «очень нервной», призвал власти не ослаблять контроль, а нефтяников «не проявлять эгоизма».

Сельское хозяйство — крупный потребитель дизтоплива: на отрасль приходится несколько миллионов тонн в год, подсчитал Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков». По оценке гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, среднее хозяйство на юге РФ расходует примерно 70–75 л дизеля на 1 га посевов. При этом если год назад топливо ему обходилось в среднем в 27 руб. за 1 л, то сейчас стоимость выросла до 35 руб. То есть за год среднее хозяйство, обрабатывающее 10 тыс. га земель на юге, могло увеличить расходы на топливо сразу на 6 млн руб., до 26,2 млн руб.

Глава агродивизиона холдинга «АФГ Националь» Алексей Попов подсчитал, что стоимость ГСМ за первое полугодие выросла на 30%: «Это очень большой рост, который ложится в себестоимость». При этом ГСМ используются не только при полевых работах, а при доставке продукции, поэтому сейчас участники рынка вынуждены пересматривать технологические карты и структуру затрат, отмечает топ-менеджер.

Так, по оценке господина Попова, льготные кредиты позволяют «АФГ Националь» сэкономить 6% годовых, но 30-процентный рост стоимости ГСМ перекрывает этот эффект. Из-за ожидающихся трудностей с урожаем в сочетании со значительным ростом цен на топливо маржа аграриев может оказаться ниже прошлогодних показателей, предупреждает Дмитрий Рылько.

Нефтяники пока ситуацию комментируют неохотно. В «Роснефти» 5 июня лишь сообщили, что в связи с обращениями от представителей регионов компания организовала встречу по вопросам «стратегического развития сельского хозяйства и устойчивого обеспечения топливом субъектов РФ». В ней участвовали глава «Роснефти» Игорь Сечин, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, губернатор Московской области Андрей Воробьев «и другие». В компании говорят, что обсуждались вопросы обеспечения нефтепродуктами сельхозпроизводителей и ситуация с ростом цен на топливо, но не уточняют ни выводов, ни решений.

В 2010–2012 годах в России работал механизм распределения выделенного объема дизельного топлива по льготной цене для сельхозпроизводителей: при рыночной цене в 20 руб. за 1 л аграрии покупали его за 15 руб. за 1 л, отмечает Алексей Попов. Власти Челябинской области предлагают снизить акцизы на топливо для сельхозпроизводителей, а не субсидировать часть затрат на покупку ГСМ.

В Минсельхозе заявили “Ъ”, что обеспокоены ситуацией, связанной с резким ростом цен на ГСМ. Источник “Ъ” говорит, что вопрос возможной поддержки аграриев планируется обсудить 5 июня на совещании у Дмитрия Патрушева.

Новости по теме:
Счетная палата видит риски снижения финансирования сельского хозяйства из бюджета на 1,3%
Минвостокразвития предложит дать гражданам РФ еще один "дальневосточный гектар"
«Агрокомплекс» может создать молочный кластер за 45 млрд рублей
Минсельхоз России разработает план развития АПК Дагестана
Рейтинг землевладельцев вновь возглавили «Продимекс», «Мираторг» и «Русагро»

http://www.zol.ru/n/2C45C
Источник: КоммерсантЪ