Россия намерена удвоить поставки продовольствия на мировой рынок
Согласно Стратегии развития АПК, поставки сельхозпродукции из РФ на мировой рынок к 2024 году должны увеличиться более чем в два раза, до 45 миллиардов долларов. Сможет ли агроэкспорт стать одной из основных статей доходов бюджета и не навредит ли увлечение экспортом отечественному рынку?
Два года назад наша страна обогнала США и ЕС по экспорту пшеницы, став крупнейшим поставщиком этого товара на мировой рынок. В прошлом сезоне продажи пшеницы превысили отметку в 40 миллионов тонн. Динамика производства говорит о том, что и в обозримом будущем продажи зерна останутся главной статьей отечественного агроэкспорта, говорит директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов.
По планам, выручка от продажи зерна должна вырасти до 11,4 миллиарда долларов к 2024 году. Однако зерно - это, по сути, лишь сырье, низшее звено производственной цепочки, поэтому Россия намерена выводить на мировой рынок и новые продукты с высокой добавочной стоимостью, так называемые пищевые полуфабрикаты (растительное масло, муку, бакалею) и готовые продукты питания (фасованное мясо и рыбу, а также молочные продукты).
Цели, заложенные в приоритетный проект "Экспорт продукции АПК", - амбициозные, но выполнимые, сходятся во мнении опрошенные "РГ" эксперты. Как рассказал исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев, в середине 2000-х наша страна резко выбилась в топ мировых поставщиков подсолнечного масла. Согласно проекту, экспорт масложировой продукции к 2024 году должен вырасти в 2,8 раза от сегодняшних показателей. И это тоже вполне реально.
- Большинство наших конкурентов на мировой арене достигли физического предела производства, у нас же огромный нереализованный потенциал. К 2024 году площадь посевов масличных может вырасти до 19 миллионов. При этом в структуре производства увеличится доля рапса и сои, очень востребованных на мировом рынке, - поясняет Михаил Мальцев. - Спрос на российское масло также очень высокий.
Что касается мощностей переработки, то их пока даже строить не придется - на российских заводах почти 9 миллионов тонн недозагруженных мощностей.
Серьезные планы у России и в сфере животноводческой продукции. Экспортные продажи должны вырасти к 2024 году в 4,4 раза и достичь 2,8 миллиарда долларов. Однако пробиться со своей продукцией на западные рынки сегодня практически невозможно - лоббисты местных производителей просто не пустят к себе сильных конкурентов из России. Но в мире остается много больших и платежеспособных регионов, где российскую продукцию ждут. Например, Индонезия, Малайзия или Вьетнам. Это быстро развивающиеся государства с населением в несколько сотен миллионов человек. Или страны Лиги арабских государств. Они давно стали импортерами российского зерна, а сегодня готовы покупать и халяльные мясные продукты.
Помимо сырья РФ планирует экспортировать пищевые полуфабрикаты и готовые продукты питания
Основные риски экспортной программы - это возможные внезапные изменения законов и различных требований к продукции АПК со стороны иностранных покупателей, говорят эксперты. Но в целом эти риски можно просчитать.
- Чтобы адаптироваться к изменениям внешних условий, российские аграрии должны постоянно расширять географию продаж. Власти же и отраслевые ассоциации обязаны самым тщательным образом "мониторить" рынки стран-импортеров и давать производителям своевременные рекомендации по объемам производства, грядущим изменениям законодательства, нормативов и так далее, - говорит редактор Национального аграрного агентства Дмитрий Беляев.
Перспективными экспортными товарами являются продукты глубокой переработки сельхозсырья, добавляет член аграрного комитета Госдумы Аркадий Пономарев. Однако большинство российских предприятий к мировой конкуренции пока не готовы.
- Собственных технологий не хватает, а доступ к иностранным сейчас усложнен, - признает эксперт. - Кроме того, нам нужно привести национальные стандарты в соответствие с требованиями целевых рынков. Также бизнесу нужно помочь с процедурами стандартизации. Необходимо снизить издержки производителей на логистику и оформление документов.
Несколько лет назад доходы от экспорта сельхозпродукции России впервые превысили доходы от продажи вооружений, напоминает Беляев. И при грамотном исполнении стратегии агроэкспорт может реально стать одной из ключевых доходных статей российского бюджета.
Россия намерена удвоить поставки продовольствия на мировой рынок
Согласно Стратегии развития АПК, поставки сельхозпродукции из РФ на мировой рынок к 2024 году должны увеличиться более чем в два раза, до 45 миллиардов долларов. Сможет ли агроэкспорт стать одной из основных статей доходов бюджета и не навредит ли увлечение экспортом отечественному рынку?
Два года назад наша страна обогнала США и ЕС по экспорту пшеницы, став крупнейшим поставщиком этого товара на мировой рынок. В прошлом сезоне продажи пшеницы превысили отметку в 40 миллионов тонн. Динамика производства говорит о том, что и в обозримом будущем продажи зерна останутся главной статьей отечественного агроэкспорта, говорит директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов.
По планам, выручка от продажи зерна должна вырасти до 11,4 миллиарда долларов к 2024 году. Однако зерно - это, по сути, лишь сырье, низшее звено производственной цепочки, поэтому Россия намерена выводить на мировой рынок и новые продукты с высокой добавочной стоимостью, так называемые пищевые полуфабрикаты (растительное масло, муку, бакалею) и готовые продукты питания (фасованное мясо и рыбу, а также молочные продукты).
Цели, заложенные в приоритетный проект "Экспорт продукции АПК", - амбициозные, но выполнимые, сходятся во мнении опрошенные "РГ" эксперты. Как рассказал исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев, в середине 2000-х наша страна резко выбилась в топ мировых поставщиков подсолнечного масла. Согласно проекту, экспорт масложировой продукции к 2024 году должен вырасти в 2,8 раза от сегодняшних показателей. И это тоже вполне реально.
- Большинство наших конкурентов на мировой арене достигли физического предела производства, у нас же огромный нереализованный потенциал. К 2024 году площадь посевов масличных может вырасти до 19 миллионов. При этом в структуре производства увеличится доля рапса и сои, очень востребованных на мировом рынке, - поясняет Михаил Мальцев. - Спрос на российское масло также очень высокий.
Что касается мощностей переработки, то их пока даже строить не придется - на российских заводах почти 9 миллионов тонн недозагруженных мощностей.
Серьезные планы у России и в сфере животноводческой продукции. Экспортные продажи должны вырасти к 2024 году в 4,4 раза и достичь 2,8 миллиарда долларов. Однако пробиться со своей продукцией на западные рынки сегодня практически невозможно - лоббисты местных производителей просто не пустят к себе сильных конкурентов из России. Но в мире остается много больших и платежеспособных регионов, где российскую продукцию ждут. Например, Индонезия, Малайзия или Вьетнам. Это быстро развивающиеся государства с населением в несколько сотен миллионов человек. Или страны Лиги арабских государств. Они давно стали импортерами российского зерна, а сегодня готовы покупать и халяльные мясные продукты.
Помимо сырья РФ планирует экспортировать пищевые полуфабрикаты и готовые продукты питания
Основные риски экспортной программы - это возможные внезапные изменения законов и различных требований к продукции АПК со стороны иностранных покупателей, говорят эксперты. Но в целом эти риски можно просчитать.
- Чтобы адаптироваться к изменениям внешних условий, российские аграрии должны постоянно расширять географию продаж. Власти же и отраслевые ассоциации обязаны самым тщательным образом "мониторить" рынки стран-импортеров и давать производителям своевременные рекомендации по объемам производства, грядущим изменениям законодательства, нормативов и так далее, - говорит редактор Национального аграрного агентства Дмитрий Беляев.
Перспективными экспортными товарами являются продукты глубокой переработки сельхозсырья, добавляет член аграрного комитета Госдумы Аркадий Пономарев. Однако большинство российских предприятий к мировой конкуренции пока не готовы.
- Собственных технологий не хватает, а доступ к иностранным сейчас усложнен, - признает эксперт. - Кроме того, нам нужно привести национальные стандарты в соответствие с требованиями целевых рынков. Также бизнесу нужно помочь с процедурами стандартизации. Необходимо снизить издержки производителей на логистику и оформление документов.
Несколько лет назад доходы от экспорта сельхозпродукции России впервые превысили доходы от продажи вооружений, напоминает Беляев. И при грамотном исполнении стратегии агроэкспорт может реально стать одной из ключевых доходных статей российского бюджета.
Новости по теме: