Экспортеры зерна считают убытки - Их причиной стали бастующие перевозчики
Забастовка автомобильных перевозчиков зерна на юге России уже принесла убытки экспортерам и грозит существенным падением темпов отгрузок. Это признали в Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП), члены которой обеспечивают 80% всех зарубежных поставок. Ситуация осложняется рекордно высокими ценами на зерно внутри страны, что делает экспорт почти нерентабельным.
В понедельник НАЭСП сообщила о критической ситуации с перевозками зерна автомобильным транспортом. Ассоциация объединяет компании, контролирующие 80% зернового экспорта из РФ: в их числе крупнейшие мировые торговцы сельскохозяйственным сырьем — Bunge, Cargill и Louis Dreyfus.
Как пишет НАЭСП, «группы лиц» на юге страны при поддержке ассоциации «Грузавтотранс» уже две недели блокируют отгрузки зерна под предлогом борьбы с нарушениями весовых норм.
Фактически идет попытка концентрации контроля за рынком и поддержания завышенных тарифов на транспортировку, считают в НАЭСП. По ее данным, в прошлом сезоне 65% отгруженного на экспорт зерна из России было доставлено в портовые терминалы автотранспортом, а для ряда терминалов этот канал поставки — единственный. Экспортеры уже несут убытки, связанные с нарушением логистики, а продолжение «противоправных действий» в ближайшее время приведет к существенному снижению экспорта зерна из России, отмечает НАЭСП.
Отказываться выполнять заказы перевозчики начали с конца января. В обращении к президенту Владимиру Путину, премьеру Дмитрию Медведеву и другим чиновникам «Грузавтотранс» сообщал, что владельцы зерна для минимизации расходов превышают допустимый вес партий в два-три раза, а водители вынуждены идти на эти нарушения из-за низких тарифов на перевозку. Для доставки зерна в порты экспортеры проводят конкурентные процедуры, в ходе которых перевозчики или экспедиторы предлагают тарифы на перевозку, а трейдеры в ценообразовании не участвуют, поясняют в НАЭСП. Там считают нужным сохранить конкуренцию, потому что необоснованное удорожание транспортировки приведет к падению доходов производителей и экспортеров. Ситуация складывалась десятилетиями при попустительстве контролирующих органов, и виноваты в ней точно не перевозчики, парирует глава «Грузавтотранса» Владимир Матягин.
Масштабы убытков оценить пока сложно, говорит президент НАЭСП Сергей Балан. По его словам, нужно учесть, что экспортеры, которые столкнулись с блокировкой отгрузок, несут и расходы на оплату дополнительного времени хранения зерна и простой судов. Источник в крупном экспортере оценивает затраты от простоя судна в день в $25 тыс., а месячную стоимость хранения зерна — около $1 за тонну. С учетом фактически отсутствия маржи из-за высоких внутренних цен и отсутствия спроса на российскую пшеницу убытки могут быть достаточно серьезными, беспокоится собеседник “Ъ”. По данным «Совэкона», пшеница третьего класса на прошлой неделе подорожала на 375 руб., до 12,35 тыс. руб. за тонну, четвертого — на 600 руб., до 12,17 тыс. руб. за тонну. Для продовольственной пшеницы это исторический максимум. Экспортные цены выросли на $2, до $249,5 за тонну (FOB).
Директор «Совэкона» Андрей Сизов отмечает, что пока реального негативного эффекта на экспорт зерна из России ситуация с перевозчиками не оказала: в январе отгрузки были даже выше, чем ожидалось, несмотря на плохую погоду. По данным из портов, которые приводит «Совэкон», экспорт зерна в январе достиг 2,7 млн тонн (2,2 млн тонн пшеницы). Всего с начала сезона по 31 января экспорт российского зерна вырос на 4%, до 31,4 млн тонн, поставки пшеницы увеличились на 13%, до 26,7 млн тонн. Максимум, к чему приведут забастовки,— задержки с исполнением отдельных контрактов, уверен господин Сизов. В Минсельхозе на прошлой неделе сообщали, что предложили участникам рынка самим усилить контроль за соблюдением законодательства на каждом этапе логистической цепочки.
Экспортеры зерна считают убытки - Их причиной стали бастующие перевозчики
Забастовка автомобильных перевозчиков зерна на юге России уже принесла убытки экспортерам и грозит существенным падением темпов отгрузок. Это признали в Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП), члены которой обеспечивают 80% всех зарубежных поставок. Ситуация осложняется рекордно высокими ценами на зерно внутри страны, что делает экспорт почти нерентабельным.
В понедельник НАЭСП сообщила о критической ситуации с перевозками зерна автомобильным транспортом. Ассоциация объединяет компании, контролирующие 80% зернового экспорта из РФ: в их числе крупнейшие мировые торговцы сельскохозяйственным сырьем — Bunge, Cargill и Louis Dreyfus.
Как пишет НАЭСП, «группы лиц» на юге страны при поддержке ассоциации «Грузавтотранс» уже две недели блокируют отгрузки зерна под предлогом борьбы с нарушениями весовых норм.
Фактически идет попытка концентрации контроля за рынком и поддержания завышенных тарифов на транспортировку, считают в НАЭСП. По ее данным, в прошлом сезоне 65% отгруженного на экспорт зерна из России было доставлено в портовые терминалы автотранспортом, а для ряда терминалов этот канал поставки — единственный. Экспортеры уже несут убытки, связанные с нарушением логистики, а продолжение «противоправных действий» в ближайшее время приведет к существенному снижению экспорта зерна из России, отмечает НАЭСП.
Отказываться выполнять заказы перевозчики начали с конца января. В обращении к президенту Владимиру Путину, премьеру Дмитрию Медведеву и другим чиновникам «Грузавтотранс» сообщал, что владельцы зерна для минимизации расходов превышают допустимый вес партий в два-три раза, а водители вынуждены идти на эти нарушения из-за низких тарифов на перевозку. Для доставки зерна в порты экспортеры проводят конкурентные процедуры, в ходе которых перевозчики или экспедиторы предлагают тарифы на перевозку, а трейдеры в ценообразовании не участвуют, поясняют в НАЭСП. Там считают нужным сохранить конкуренцию, потому что необоснованное удорожание транспортировки приведет к падению доходов производителей и экспортеров. Ситуация складывалась десятилетиями при попустительстве контролирующих органов, и виноваты в ней точно не перевозчики, парирует глава «Грузавтотранса» Владимир Матягин.
Масштабы убытков оценить пока сложно, говорит президент НАЭСП Сергей Балан. По его словам, нужно учесть, что экспортеры, которые столкнулись с блокировкой отгрузок, несут и расходы на оплату дополнительного времени хранения зерна и простой судов. Источник в крупном экспортере оценивает затраты от простоя судна в день в $25 тыс., а месячную стоимость хранения зерна — около $1 за тонну. С учетом фактически отсутствия маржи из-за высоких внутренних цен и отсутствия спроса на российскую пшеницу убытки могут быть достаточно серьезными, беспокоится собеседник “Ъ”. По данным «Совэкона», пшеница третьего класса на прошлой неделе подорожала на 375 руб., до 12,35 тыс. руб. за тонну, четвертого — на 600 руб., до 12,17 тыс. руб. за тонну. Для продовольственной пшеницы это исторический максимум. Экспортные цены выросли на $2, до $249,5 за тонну (FOB).
Директор «Совэкона» Андрей Сизов отмечает, что пока реального негативного эффекта на экспорт зерна из России ситуация с перевозчиками не оказала: в январе отгрузки были даже выше, чем ожидалось, несмотря на плохую погоду. По данным из портов, которые приводит «Совэкон», экспорт зерна в январе достиг 2,7 млн тонн (2,2 млн тонн пшеницы). Всего с начала сезона по 31 января экспорт российского зерна вырос на 4%, до 31,4 млн тонн, поставки пшеницы увеличились на 13%, до 26,7 млн тонн. Максимум, к чему приведут забастовки,— задержки с исполнением отдельных контрактов, уверен господин Сизов. В Минсельхозе на прошлой неделе сообщали, что предложили участникам рынка самим усилить контроль за соблюдением законодательства на каждом этапе логистической цепочки.
Новости по теме: