Чем Россия ответит на ассоциацию Украины с Евросоюзом
Подписание соглашения в Брюсселе не даст Москве формальных оснований для повышения пошлин на украинские товары
27 июня Украина собирается подписать экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС. Российская сторона в ответ заявляет о возможности повышения ставок импортных ввозных пошлин для украинских товаров с преференциального уровня (нулевые ставки почти на все товары) до уровня режима наибольшего благоприятствования (РНБ), то есть до уровня пошлин в торговле со странами, не входящими в зону свободной торговли СНГ.
Теоретически, возможность применения Россией режима РНБ в торговле с Украиной предусмотрено приложением 6 к договору о зоне свободной торговли СНГ, из которого следует, что если соглашение Украины с ЕС ведет к росту импорта из Украины в объемах, наносящих или угрожающих нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства — участники Таможенного союза после проведения консультаций с Украиной могут ввести пошлины в отношении импорта соответствующих товаров из Украины в размере ставки РНБ. Однако угрозы роста импорта нет — товарный поток из Украины и так падает. Скорее, можно говорить об угрозе недополучения продукции украинского машиностроения и комплектующих российской промышленностью.
К сожалению, целесообразность такой «защиты» российского рынка обсуждается мало, иначе стало бы ясно, что особой необходимости в ней нет.
Подписание Киевом соглашения об ассоциации с ЕС практически ничего не меняет в торгово-экономических отношениях Украины и России.
Дело в том, что при пересечении таможенной границы Евразийского союза (ЕАЭС) товар облагается импортной пошлиной в соответствии со страной происхождения этого товара. Если товар украинский, то облагается он по нулевой ставке как товар из зоны свободной торговли СНГ. Если товар произведен в любой из стран ЕС — он облагается по ставке РНБ, то есть в соответствии с Единым таможенным тарифом (ЕТТ) Евразийского союза.
Существующие опасения, что товары из ЕС, завезенные в Украину с нулевыми или низкими пошлинами, будут переделываться и завозиться под видом украинских. Но они не слишком оправданы, поскольку в соглашении о зоне свободной торговли СНГ прописаны так называемые правила происхождения товаров, согласно которым товар считается украинским, если подвергнут достаточной переработке на территории Украины. Если не вдаваться в технические подробности, можно сказать, что либо товар должен изменить свою классификацию (например, ввозимые реагенты из ЕС используются в производстве фармацевтической продукции), что требует создания существенной добавленной стоимости промышленностью Украины, либо стоимость материалов европейского происхождения не должна превышать 5% цены конечного товара.
Таким образом, проблема транзитной поставки дешевых товаров из ЕС через Украину во многом надумана.
Более того, в Украине уже несколько лет пошлины на европейские товары значительно ниже пошлин Евразийского союза, разница в ставках достигает 10-15%, однако проблем с реэкспортом почему-то не возникает. Так, например, европейская рыба, фармацевтическая продукция, железнодорожные вагоны и их части ввозятся в Украину беспошлинно, а в ЕАЭС — по ставке 10–15%. На всю молочную продукцию украинский тариф 10%, а ЕТТ — 15–20%. Ставка на легковые автомобили из ЕС в Украине не более 10%, а в России, Белоруссии и Казахстане — не менее 25%. Как видно, разница в ставках таможенного тарифа во многих случаях превышает 10–15%.
Есть и обратные случаи: например, мука и крупы из Европы облагается по ставке 10% при ввозе в ЕАЭС и по ставке 15–20% при ввозе в Украину. Проблем с реэкспортом в Украину из ЕС через страны Таможенного союза также не наблюдалось.
Очень важно, что вопросы внешнеторговой политики в Евразийском союзе (а ранее и в Таможенном союзе) переданы на наднациональный уровень.
Поэтому повышение пошлин на украинский импорт может быть принято только Россией, Белоруссией и Казахстаном консенсусно, а новые условия будут в равной степени распространяться на каждого участника ЕАЭС. По всей видимости, Белоруссия на это не согласится, поскольку украинский рынок для Минска значительно более значим, чем белорусский — для Киева: товарооборот между странами составляет более $6 млрд в 2013 году, что составляет около 10% ВВП Беларуси и только 3–4% ВВП Украины. Ущерб для Беларуси от взаимного применения режима РНБ в торговле с Украиной может быть даже больше, чем для Украины, куда одних только нефтепродуктов Белоруссия продает на $3 млрд.
Даже если России удастся найти лазейку и в одностороннем порядке применять пошлины на товары из Украины, то это будет полностью противоречить духу и смыслу Таможенного союза, который заключается в единых принципах торговой политики по отношению к третьим странам, не говоря уже о противоречии духу и смыслу только что подписанного соглашения о Евразийском экономическом союзе, в котором декларируется такая степень глубины интеграции, как общий рынок.
Повышение импортных пошлин в торговле с Украиной не выгодно ни России, ни Белоруссии с Казахстаном, ни самой Украине, поскольку рост барьеров во взаимной торговле лишь приведет к росту цен, снижению конкуренции и потери эффективности на рынках всех рассматриваемых стран, и, как следствие, к потерям благосостояния каждой из них. Если исходить из логики нанесения экономического ущерба Украине в качестве наказания за выбор евроинтеграции в качестве стратегического вектора развития, то следует отдавать себе отчет, что такой ущерб будет неминуемо сопровождаться собственными потерями. Для России, возможно, в относительном выражении потери будут менее ощутимы, чем для Украины, вследствие того, что российская экономика раз в 8–10 раз больше украинской, но потерями от этого быть не перестанут.
Нанесение вреда торговому партнеру вряд ли можно считать оптимальной экономической стратегией, особенно если учитывать, что ненефтегазовое сальдо торгового баланса России и Украины отрицательное: в Россию из Украины поставляется больше продукции сельского хозяйства, пищевой промышленности и машиностроения, чем из России в Украину.
Но если позиция Белоруссии и Казахстана не позволит применять повышенные пошлины к украинским товарам, можно будет зафиксировать существенный положительный эффект от образования Таможенного союза и ЕАЭС. Это будет означать, что в союзе работает механизм блокировки возможности возведения дополнительных торговых барьеров между странами «большой тройки» и соседними экономиками.
Чем Россия ответит на ассоциацию Украины с Евросоюзом
Подписание соглашения в Брюсселе не даст Москве формальных оснований для повышения пошлин на украинские товары
27 июня Украина собирается подписать экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС. Российская сторона в ответ заявляет о возможности повышения ставок импортных ввозных пошлин для украинских товаров с преференциального уровня (нулевые ставки почти на все товары) до уровня режима наибольшего благоприятствования (РНБ), то есть до уровня пошлин в торговле со странами, не входящими в зону свободной торговли СНГ.
Теоретически, возможность применения Россией режима РНБ в торговле с Украиной предусмотрено приложением 6 к договору о зоне свободной торговли СНГ, из которого следует, что если соглашение Украины с ЕС ведет к росту импорта из Украины в объемах, наносящих или угрожающих нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства — участники Таможенного союза после проведения консультаций с Украиной могут ввести пошлины в отношении импорта соответствующих товаров из Украины в размере ставки РНБ. Однако угрозы роста импорта нет — товарный поток из Украины и так падает. Скорее, можно говорить об угрозе недополучения продукции украинского машиностроения и комплектующих российской промышленностью.
К сожалению, целесообразность такой «защиты» российского рынка обсуждается мало, иначе стало бы ясно, что особой необходимости в ней нет.
Подписание Киевом соглашения об ассоциации с ЕС практически ничего не меняет в торгово-экономических отношениях Украины и России.
Дело в том, что при пересечении таможенной границы Евразийского союза (ЕАЭС) товар облагается импортной пошлиной в соответствии со страной происхождения этого товара. Если товар украинский, то облагается он по нулевой ставке как товар из зоны свободной торговли СНГ. Если товар произведен в любой из стран ЕС — он облагается по ставке РНБ, то есть в соответствии с Единым таможенным тарифом (ЕТТ) Евразийского союза.
Существующие опасения, что товары из ЕС, завезенные в Украину с нулевыми или низкими пошлинами, будут переделываться и завозиться под видом украинских. Но они не слишком оправданы, поскольку в соглашении о зоне свободной торговли СНГ прописаны так называемые правила происхождения товаров, согласно которым товар считается украинским, если подвергнут достаточной переработке на территории Украины. Если не вдаваться в технические подробности, можно сказать, что либо товар должен изменить свою классификацию (например, ввозимые реагенты из ЕС используются в производстве фармацевтической продукции), что требует создания существенной добавленной стоимости промышленностью Украины, либо стоимость материалов европейского происхождения не должна превышать 5% цены конечного товара.
Таким образом, проблема транзитной поставки дешевых товаров из ЕС через Украину во многом надумана.
Более того, в Украине уже несколько лет пошлины на европейские товары значительно ниже пошлин Евразийского союза, разница в ставках достигает 10-15%, однако проблем с реэкспортом почему-то не возникает. Так, например, европейская рыба, фармацевтическая продукция, железнодорожные вагоны и их части ввозятся в Украину беспошлинно, а в ЕАЭС — по ставке 10–15%. На всю молочную продукцию украинский тариф 10%, а ЕТТ — 15–20%. Ставка на легковые автомобили из ЕС в Украине не более 10%, а в России, Белоруссии и Казахстане — не менее 25%. Как видно, разница в ставках таможенного тарифа во многих случаях превышает 10–15%.
Есть и обратные случаи: например, мука и крупы из Европы облагается по ставке 10% при ввозе в ЕАЭС и по ставке 15–20% при ввозе в Украину. Проблем с реэкспортом в Украину из ЕС через страны Таможенного союза также не наблюдалось.
Очень важно, что вопросы внешнеторговой политики в Евразийском союзе (а ранее и в Таможенном союзе) переданы на наднациональный уровень.
Поэтому повышение пошлин на украинский импорт может быть принято только Россией, Белоруссией и Казахстаном консенсусно, а новые условия будут в равной степени распространяться на каждого участника ЕАЭС. По всей видимости, Белоруссия на это не согласится, поскольку украинский рынок для Минска значительно более значим, чем белорусский — для Киева: товарооборот между странами составляет более $6 млрд в 2013 году, что составляет около 10% ВВП Беларуси и только 3–4% ВВП Украины. Ущерб для Беларуси от взаимного применения режима РНБ в торговле с Украиной может быть даже больше, чем для Украины, куда одних только нефтепродуктов Белоруссия продает на $3 млрд.
Даже если России удастся найти лазейку и в одностороннем порядке применять пошлины на товары из Украины, то это будет полностью противоречить духу и смыслу Таможенного союза, который заключается в единых принципах торговой политики по отношению к третьим странам, не говоря уже о противоречии духу и смыслу только что подписанного соглашения о Евразийском экономическом союзе, в котором декларируется такая степень глубины интеграции, как общий рынок.
Повышение импортных пошлин в торговле с Украиной не выгодно ни России, ни Белоруссии с Казахстаном, ни самой Украине, поскольку рост барьеров во взаимной торговле лишь приведет к росту цен, снижению конкуренции и потери эффективности на рынках всех рассматриваемых стран, и, как следствие, к потерям благосостояния каждой из них. Если исходить из логики нанесения экономического ущерба Украине в качестве наказания за выбор евроинтеграции в качестве стратегического вектора развития, то следует отдавать себе отчет, что такой ущерб будет неминуемо сопровождаться собственными потерями. Для России, возможно, в относительном выражении потери будут менее ощутимы, чем для Украины, вследствие того, что российская экономика раз в 8–10 раз больше украинской, но потерями от этого быть не перестанут.
Нанесение вреда торговому партнеру вряд ли можно считать оптимальной экономической стратегией, особенно если учитывать, что ненефтегазовое сальдо торгового баланса России и Украины отрицательное: в Россию из Украины поставляется больше продукции сельского хозяйства, пищевой промышленности и машиностроения, чем из России в Украину.
Но если позиция Белоруссии и Казахстана не позволит применять повышенные пошлины к украинским товарам, можно будет зафиксировать существенный положительный эффект от образования Таможенного союза и ЕАЭС. Это будет означать, что в союзе работает механизм блокировки возможности возведения дополнительных торговых барьеров между странами «большой тройки» и соседними экономиками.
Новости по теме:Россия выделит миллиарды на поддержку отечественных товаров за рубежом
Украина может стать одной из ведущих аграрных стран на мировом рынке к 2017 году – Яценюк
Кубань: Средняя урожайность ячменя в Динском районе — 53 с половиной центнера с гектара
Экспорт сельхозпродукции из Украины в РФ за 5 мес. упал более чем 30% - Швайка
Дагестанские фермеры уже начали уборку первого урожая
http://www.zol.ru/n/1A4BF