В ближайшие недели подсолнечник может заметно подорожать
По оценке аналитического центра «СовЭкон», с декабря цены на подсолнечник выросли и сейчас составляют в среднем около 18 тыс. руб./т — это немного ниже, чем год назад. «Уже сейчас, хотя год еще только начался, очевидно, что маслозаводы готовы покупать подсолнечник дороже, чем в декабре. Для примера, в Центре предприятия в 2019 году завершали закупки на уровне 18-18,5 тыс. руб./т без НДС, а сегодня сделки однозначно превосходят 19 тыс. руб./т без НДС», — рассказал «Агроинвестору» ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Даниил Хотько.
Такой рост цен на сырье в первую очередь связан с увеличением стоимости растительных масел на мировом рынке. «С конца декабря до середины января мировой рынок подсолнечного масла продолжал расти, несмотря на предположения многих экспертов о том, что к этому времени потенциал увеличения будет исчерпан. В целом за первые две недели января цены на основные растительные масла — пальмовое, соевое и подсолнечное — повысились в диапазоне от $30 до $50 за тонну. Так, подсолнечное масло подорожало с $740-750/т до $785-790/т», — поясняет Хотько. Несмотря на то, что рубль укрепляется, и, соответственно, курсовой фактор играет не на руку экспортерам, он компенсируется увеличением долларовых цен на масло, что подталкивает к росту и внутренние цены на сырье, добавляет он.
«Увеличению цен и спроса на масла и сырье для их производства способствует и тот факт, что с начала января крупнейший экспортер пальмового масла — Индонезия — повысила норматив по его внутреннему использованию для производства биодизеля», — добавляет Хотько.
Экспортный спрос на подсолнечник тоже находится на высоком уровне из-за низких мировых запасов, говорит директор «СовЭкона» Андрей Сизов. По его оценке, с начала сезона к настоящему времени из России вывезено более 300 тыс. т маслосемян, что является абсолютным рекордом за последние 20 лет, а по итогам маркетингового года за рубеж будет отправлено заметно больше, чем 500 тыс. т агрокультуры. Прогноз ИКАРа еще более оптимистичен — примерно 700 тыс. т. Однако даже такой уровень — это менее 5% от рынка, то есть вполне нормальный для вывоза объем, подчеркивает Хотько. «Экспорт подсолнечника с сентября по ноябрь включительно составил 180 тыс. т. Это очень большой показатель. Для сравнения, в прошлом сезоне за аналогичный период вывезли около 100 тыс. т, но с учетом рекордного урожая, который составил 15 млн т, такие темпы отгрузок не критичны для рынка, даже если они будут поддерживаться до конца сезона, — уверен эксперт. — Наше маслосырье востребовано в Турции, Европе, есть прямые поставки в Китай».
Правда, Иностранная сельскохозяйственная служба Минсельхоза США (FAS USDA) в январском отчете оценила потенциал вывоза агрокультуры из России на уровне 350 тыс. т. Урожай агрокультуры, по ее расчетам, составил 15,3 млн т. По данным Росстата, валовой сбор подсолнечника в 2019 году обновил рекорд и достиг почти 15,1 млн т.
Сизов полагает, что рост цен на подсолнечник продолжится и будет достаточно значительным, причем серьезное повышение мы увидим в ближайшие недели. Также в перспективе можно ожидать высокого экспортного спроса как на семечку, так и на масло. На этом фоне, возможно, маслозаводы снова будут поднимать вопрос об увеличении экспортной пошлины на подсолнечник. По мнению Хотько, принятие такого решения может замедлить темпы вывоза.
Сизов считает, что оживление на экспортном рынке подсолнечника и масла — хорошая новость для наших чиновников, обеспокоенных сокращением агроэкспорта. По итогам 2019 года в денежном выражении он снизился примерно на $1 млрд к уровню 2018 года, по предварительным данным, до $25 млрд. Увеличение цен и экспортного спроса на масло на мировом рынке может значительно поддержать экспортные показатели в денежном выражении по итогам 2020 года, так как масложировая продукция — третья по объему в деньгах российская экспортная позиция, заключает он.
В ближайшие недели подсолнечник может заметно подорожать
По оценке аналитического центра «
Такой рост цен на сырье в первую очередь связан с увеличением стоимости растительных масел на мировом рынке. «С конца декабря до середины января мировой рынок подсолнечного масла продолжал расти, несмотря на предположения многих экспертов о том, что к этому времени потенциал увеличения будет исчерпан. В целом за первые две недели января цены на основные растительные масла — пальмовое, соевое и подсолнечное — повысились в диапазоне от $30 до $50 за тонну. Так, подсолнечное масло подорожало с $740-750/т до $785-790/т», — поясняет Хотько. Несмотря на то, что рубль укрепляется, и, соответственно, курсовой фактор играет не на руку экспортерам, он компенсируется увеличением долларовых цен на масло, что подталкивает к росту и внутренние цены на сырье, добавляет он.
«Увеличению цен и спроса на масла и сырье для их производства способствует и тот факт, что с начала января крупнейший экспортер пальмового масла — Индонезия — повысила норматив по его внутреннему использованию для производства биодизеля», — добавляет Хотько.
Экспортный спрос на подсолнечник тоже находится на высоком уровне из-за низких мировых запасов, говорит директор «
Правда,
Сизов полагает, что рост цен на подсолнечник продолжится и будет достаточно значительным, причем серьезное повышение мы увидим в ближайшие недели. Также в перспективе можно ожидать высокого экспортного спроса как на семечку, так и на масло. На этом фоне, возможно, маслозаводы снова будут поднимать вопрос об увеличении экспортной пошлины на подсолнечник. По мнению Хотько, принятие такого решения может замедлить темпы вывоза.
Новости по теме:Сизов считает, что оживление на экспортном рынке подсолнечника и масла — хорошая новость для наших чиновников, обеспокоенных сокращением агроэкспорта. По итогам 2019 года в денежном выражении он снизился примерно на $1 млрд к уровню 2018 года, по предварительным данным, до $25 млрд. Увеличение цен и экспортного спроса на масло на мировом рынке может значительно поддержать экспортные показатели в денежном выражении по итогам 2020 года, так как масложировая продукция — третья по объему в деньгах российская экспортная позиция, заключает он.