«Сингента» представила 5-й Индекс развития сельхозпроизводителей России
Компания «Сингента» представляет 5-й Индекс развития сельхозпроизводителей России, разработанный в партнерстве с Институтом конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) и аналитиками компаний IFORS (Айфорс) и ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения). В этом году в качестве определяющих факторов фиксируется рост консервативных настроений в части долгосрочных инвестиций, но в среднесрочной перспективе ожидания аграриев остаются позитивными. Отдельное беспокойство сельхозпроизводителей вызывает эпидемия COVID-19. Порядка 57% опрошенных полагают, что пандемия отрицательно скажется на отрасли в целом. О положительном воздействии заявило лишь 2% опрошенных.
В целом, результаты 5-ого Индекса показали, что динамика развития аграрного сектора находится в стабилизационной фазе. В частности, респонденты оценили сезон 2019/2020 год на 3,61 балла из 5, в то время как 2018/2019-й получил оценку 3,67. Наиболее удачным периодом за все время проведения исследования остается 2016 год. В сезоне 2019/20 расширить посевные площади удалось 16% хозяйств, с 2017 года этот показатель уменьшился на 11 процентных пунктов. Основная же доля опрошенных агрофирм оставили посевные площади на том же уровне.
В 2018 году доход надеялись увеличить 67% хозяйств, в этом году таковых оказалось 63%. Вместе с тем стоит отметить, что процент респондентов, которые ожидают значительного роста доходов, сократился почти в 2 раза (18% в 2020 и 35% в 2018), а тех, кто рассчитывает сохранить доход на прежнем уровне остался практически неизменным (28% в 2020 в сравнении с 23% в 2018). В 2020 году агропромышленные предприятия планируют повысить доходность в первую очередь за счет высокой урожайности и низкой себестоимости продукта (71%), повышения качества отпускаемой продукции (42%) и высоких цен на растениеводческую продукцию (37%).
Привлекательность кредитов для аграриев постепенно снижается. Если в 2018 году 76% респондентов заявили о том, что пользуются кредитами, в 2019 году этот показатель составил 73%, а в 2020 – 71%. Доля опрошенных, увеличивших инвестиции в основной капитал в этом сезоне, составляет 66%, что на 9 процентных пунктов превышает данные за 2018 год. Еще сильнее повысился процент тех, кто планирует увеличивать инвестиции в оборотный капитал - 64% в 2020 году по сравнению с 44% в 2018 году. Что касается внедрения новых методов и технологий, то в текущем сезоне агрофирмы, прежде всего, планируют внедрять новые подходы в семеноводство – 56%, в защиту культур – 55% и удобрения – 50%.
«Несмотря на неопределенность, наблюдаемую в отрасли в последнее время, мы в своей практике фиксируем постоянный высокий интерес к новым технологическим решениям, которые позволяют агропроизводителям гарантировать урожайность и повышать эффективность растениеводства в целом. Стоимость семян и средств защиты безусловно является важным фактором, но определяющими для сельхозпроизводителей в конечном счете становятся эффективность и повышение производительности. Российские аграрии научились рассчитывать риски и в должной степени оценили выгоды от применения комплексных мер повышения урожайности и качества продукции» – комментирует результаты исследования директор компании «Сингента» в России Джонатан Браун.
«Сейчас рынок АПК находится в состоянии высокой неопределенности, и в этой ситуации большинство аграриев выбирает стабилизационные стратегии, что наглядно демонстрируют результаты исследования. Снижение курса рубля, с одной стороны, выгодно отечественным аграриям, но, с другой стороны, затрудняет им доступ ко многим передовым мировым технологиям. На юге России наблюдается ряд интересных трендов, в частности, это рост доходности по двум основным культурам: пшеница и ячмень. Вместе с тем стоит отметить, что последствия, вызванные пандемией COVID-19, будут ощущаться еще длительное время», – заявил генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
Основные выводы исследования Общая оценка с/х сезона.
По оценке сотрудников агропромышленных компаний, принявших участие в исследовании, с 2015 года самым успешным был 2016 год. 2020 год был оценен на 3,61 балла из 5, что соответствует характеристике «скорее удачный».
Расширение посевных площадей.
16% респондентов в сезоне 2019/20 года расширили свои посевные площади. Основная часть компаний оставили посевные площади на прежнем уровне (81%, это на 7 п.п. больше, чем в прошлом году).
Повышение урожайности.
Агропромышленные компании, участвующие в исследовании, в этом сезоне планируют повысить урожайность выращиваемых культур (68%). За 3 года исследования этот показатель уменьшился на 21 п.п. (89% – 2017 г.).
Методы повышения урожайности.
Наиболее важными методами повышения урожайности, по мнению опрошенных, являются:
удобрения и средства защиты растений (77%);
повышение управляемости производственными процессами в хозяйстве (52%). С 2018 года значение этого метода увеличилось на 12 п.п.
специально отработанные семена (45%).
Выбор семенной продукции.
Доля использования семян отечественных и/или зарубежных производителей отличается в зависимости от культуры.
Семена отечественных производителей предпочитают агропромышленные компании, которые выращивают:
пшеница (98%);
ячмень (81%).
Семена зарубежных производителей предпочитают сельскохозяйственные компании, которые выращивают:
– сахарная свекла (96%);
– подсолнечник(90%).
Инвестиции.
Менее половины опрошенных агропромышленных компаний в текущем сезоне планируют увеличить инвестиции в основной и оборотный капиталы (66% и 64% соответственно) для развития хозяйства и повышения урожайности.
Доходность.
Доля агропромышленных компаний, рассчитывающих (значительно или незначительно) увеличить доход от сельхозпродукции в этом сезоне (63%). Доля респондентов, которые ожидают получить доход на прежнем уровне в 2020 году – 28%, тогда как в 2018 – 23%.
Уровень внедрения новых методов и технологий.
Чаще всего респонденты с той или иной степенью уверенности планируют внедрять новые методы и технологии в следующих областях: семеноводство (селекция) (68%), защита культур (63%) и удобрения (56%). Менее всего новые методы и технологии опрошенные планируют использовать в области транспортировки. С 2018 г. эта тенденция стабильна.
Кредиты.
Среди опрошенных агропромышленных компаний пользование кредитами для бизнеса распространено в 71% случаях. Увеличение кредитной линии планируют только 25% из них. С 2017 г. доля респондентов, использующих кредиты для бизнеса, стабильна, показатель изменяется незначительно.
Кредиты на закупку семян.
Кредитами на закупку семян пользуются чуть больше половины опрошенных агропромышленных компаний (56%). С 2017 года показатель незначительно увеличился (на 5 п.п.). Кредиты на ключевое сырье – закупку семян, преимущественно привлекаются от банков (63%), а не от производителей (35%).
«Сингента» представила 5-й Индекс развития сельхозпроизводителей России
Компания «Сингента» представляет 5-й Индекс развития сельхозпроизводителей России, разработанный в партнерстве с Институтом конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) и аналитиками компаний IFORS (Айфорс) и ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения). В этом году в качестве определяющих факторов фиксируется рост консервативных настроений в части долгосрочных инвестиций, но в среднесрочной перспективе ожидания аграриев остаются позитивными. Отдельное беспокойство сельхозпроизводителей вызывает эпидемия COVID-19. Порядка 57% опрошенных полагают, что пандемия отрицательно скажется на отрасли в целом. О положительном воздействии заявило лишь 2% опрошенных.
В целом, результаты 5-ого Индекса показали, что динамика развития аграрного сектора находится в стабилизационной фазе. В частности, респонденты оценили сезон 2019/2020 год на 3,61 балла из 5, в то время как 2018/2019-й получил оценку 3,67. Наиболее удачным периодом за все время проведения исследования остается 2016 год. В сезоне 2019/20 расширить посевные площади удалось 16% хозяйств, с 2017 года этот показатель уменьшился на 11 процентных пунктов. Основная же доля опрошенных агрофирм оставили посевные площади на том же уровне.
В 2018 году доход надеялись увеличить 67% хозяйств, в этом году таковых оказалось 63%. Вместе с тем стоит отметить, что процент респондентов, которые ожидают значительного роста доходов, сократился почти в 2 раза (18% в 2020 и 35% в 2018), а тех, кто рассчитывает сохранить доход на прежнем уровне остался практически неизменным (28% в 2020 в сравнении с 23% в 2018). В 2020 году агропромышленные предприятия планируют повысить доходность в первую очередь за счет высокой урожайности и низкой себестоимости продукта (71%), повышения качества отпускаемой продукции (42%) и высоких цен на растениеводческую продукцию (37%).
Привлекательность кредитов для аграриев постепенно снижается. Если в 2018 году 76% респондентов заявили о том, что пользуются кредитами, в 2019 году этот показатель составил 73%, а в 2020 – 71%. Доля опрошенных, увеличивших инвестиции в основной капитал в этом сезоне, составляет 66%, что на 9 процентных пунктов превышает данные за 2018 год. Еще сильнее повысился процент тех, кто планирует увеличивать инвестиции в оборотный капитал - 64% в 2020 году по сравнению с 44% в 2018 году. Что касается внедрения новых методов и технологий, то в текущем сезоне агрофирмы, прежде всего, планируют внедрять новые подходы в семеноводство – 56%, в защиту культур – 55% и удобрения – 50%.
«Несмотря на неопределенность, наблюдаемую в отрасли в последнее время, мы в своей практике фиксируем постоянный высокий интерес к новым технологическим решениям, которые позволяют агропроизводителям гарантировать урожайность и повышать эффективность растениеводства в целом. Стоимость семян и средств защиты безусловно является важным фактором, но определяющими для сельхозпроизводителей в конечном счете становятся эффективность и повышение производительности. Российские аграрии научились рассчитывать риски и в должной степени оценили выгоды от применения комплексных мер повышения урожайности и качества продукции» – комментирует результаты исследования директор компании «Сингента» в России Джонатан Браун.
«Сейчас рынок АПК находится в состоянии высокой неопределенности, и в этой ситуации большинство аграриев выбирает стабилизационные стратегии, что наглядно демонстрируют результаты исследования. Снижение курса рубля, с одной стороны, выгодно отечественным аграриям, но, с другой стороны, затрудняет им доступ ко многим передовым мировым технологиям. На юге России наблюдается ряд интересных трендов, в частности, это рост доходности по двум основным культурам: пшеница и ячмень. Вместе с тем стоит отметить, что последствия, вызванные пандемией COVID-19, будут ощущаться еще длительное время», – заявил генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
Основные выводы исследования Общая оценка с/х сезона.По оценке сотрудников агропромышленных компаний, принявших участие в исследовании, с 2015 года самым успешным был 2016 год. 2020 год был оценен на 3,61 балла из 5, что соответствует характеристике «скорее удачный».
Расширение посевных площадей.16% респондентов в сезоне 2019/20 года расширили свои посевные площади. Основная часть компаний оставили посевные площади на прежнем уровне (81%, это на 7 п.п. больше, чем в прошлом году).
Повышение урожайности.Агропромышленные компании, участвующие в исследовании, в этом сезоне планируют повысить урожайность выращиваемых культур (68%). За 3 года исследования этот показатель уменьшился на 21 п.п. (89% – 2017 г.).
Методы повышения урожайности.Наиболее важными методами повышения урожайности, по мнению опрошенных, являются:
Доля использования семян отечественных и/или зарубежных производителей отличается в зависимости от культуры.
Семена отечественных производителей предпочитают агропромышленные компании, которые выращивают:
Семена зарубежных производителей предпочитают сельскохозяйственные компании, которые выращивают:
Инвестиции.
Менее половины опрошенных агропромышленных компаний в текущем сезоне планируют увеличить инвестиции в основной и оборотный капиталы (66% и 64% соответственно) для развития хозяйства и повышения урожайности.
Доходность.Доля агропромышленных компаний, рассчитывающих (значительно или незначительно) увеличить доход от сельхозпродукции в этом сезоне (63%). Доля респондентов, которые ожидают получить доход на прежнем уровне в 2020 году – 28%, тогда как в 2018 – 23%.
Уровень внедрения новых методов и технологий.Чаще всего респонденты с той или иной степенью уверенности планируют внедрять новые методы и технологии в следующих областях: семеноводство (селекция) (68%), защита культур (63%) и удобрения (56%). Менее всего новые методы и технологии опрошенные планируют использовать в области транспортировки. С 2018 г. эта тенденция стабильна.
Кредиты.Среди опрошенных агропромышленных компаний пользование кредитами для бизнеса распространено в 71% случаях. Увеличение кредитной линии планируют только 25% из них. С 2017 г. доля респондентов, использующих кредиты для бизнеса, стабильна, показатель изменяется незначительно.
Кредиты на закупку семян.Кредитами на закупку семян пользуются чуть больше половины опрошенных агропромышленных компаний (56%). С 2017 года показатель незначительно увеличился (на 5 п.п.). Кредиты на ключевое сырье – закупку семян, преимущественно привлекаются от банков (63%), а не от производителей (35%).