За последние десять лет в страну ввезено огромное количество пальмового масла, причем импорт непрерывно рос. После повышения ставки НДС в два раза объемы импорта снизились. В мае отмечено резкое увеличение поставок пальмового масла в страну.
СКОЛЬКО ПАЛЬМОВОГО МАСЛА ВВОЗИТ РОССИЯ
Росстат сообщает, что в мае этого года в страну ввезено в 2,3 раза больше пальмового масла, чем это было сделано в мае 2019 года. Количество этого продукта, поступившего в страну, достигло 113 тыс. тонн. Только за один месяц поставки резко возросли – в мае ввезли в 1,65 раз больше пальмового масла, чем в апреле 2020.
Показатели за полугодие (с января по май 2020) выросли не так значительно – всего импортировано 413 тыс. тонн, это на 0,7% превышает цифру прошлогоднего аналогичного периода. Как видно, произошел резкий скачок импорта масла пальмы за первый месяц второго полугодия. А ведь за 2019 год объем импорта сильно замедлился, и его прирост составил всего лишь 0,1% (1 061 млн. тонн). Почему объемы импорта увеличились, и зачем стране так много пальмового масла?
ИМПОРТ РАСТЕТ, А ПОТРЕБЛЕНИЕ ПАДАЕТ
Импорт пальмового масла в РФ продолжает наращивать объемы, достигнув рекордной планки в прошлые годы, замедлившись в 2019 и первом полугодии 2020 и вновь набирая обороты в последние месяцы. Но при этом потребление в стране замедлилось и даже показывает отрицательный рост.
В год страна ввозит примерно 1 млн. тонн масла из пальмовых плодов. За 2015-2019 годы прирост импорта составлял около 2,5%, – цифра довольно небольшая по сравнению с ростом 10,5% в год за предыдущие пять лет. Пальмовым маслом заменяли подсолнечное, которое, тем не менее, находится на первом месте по потреблению в нашей стране. Мы его потребляем в два раза больше, чем пальмового, как утверждает Центр агроаналитики Минсельхоза.
Начиная с октября прошлого года и по сегодняшний день ввоз в страну масла из плодов пальмы отмечается на уровне 777,3 тыс. тонн (меньше на 8,1% аналогичного периода за 2018-2019). Сокращение связывают с введением новой ставки НДС на этот продукт, которая была увеличена в два раза.
НОВАЯ СТАВКА НДС ПОЗВОЛИЛА УМЕНЬШИТЬ ВВОЗ ПАЛЬМОВОГО МАСЛА В СТРАНУ
Ставку на импортируемое масло из плодов африканской пальмы повысили с октября 2019 года, увеличив ее с 10% до 20%, вернее, отменив льготное налогообложение. Тем самым правительство преследовало две цели.
Во-первых, привлечение дополнительных денег в бюджет страны. Подсчитано, что эта мера позволит получить 4,5-5 млрд. рублей в год. Во-вторых, защита отечественного потребителя от заполнившего прилавки супермаркетов фальсификата молочной продукции, когда люди покупали молоко, творог, сыр с большим содержанием пальмового масла под видом натуральных продуктов.
Для защиты потребителя с января 2021 года будет введена обязательная маркировка всей молочной продукции. Товар будет регистрироваться в электронной системе для того, чтобы можно было проследить весь его путь от цеха по дойке коров до прилавка магазина. Сейчас торговые сети отмечают полки, где лежат продукты без заменителя молочного жира, что позволяет покупателю определиться с выбором.
Что же касается повышения НДС на пальмовое масло, то эта мера тоже призвана уменьшить количество фальсифицированного продукта. Производителю, который подделывает молоко или сыр, будет менее выгодно закупать дешевое пальмовое масло. Центр агроаналитики считает, что удвоение ставки уже снизило импорт масла пальмы, а в перспективе позволит пополнить бюджет на 5,3 млрд. рублей за год.
ДЕШЕВОЕ И С ШИРОКИМ СПЕКТРОМ ПРИМЕНЕНИЯ – ПАЛЬМОВОЕ МАСЛО ЛИДИРУЕТ
Среди всех растительных масел пальмовое в мире занимает первую строчку по использованию. За последние 10 лет его мировое производство увеличилось на 4,2%, а продажи возросли на 3%. В 2019-2020 году его произвели в общей сложности 72,3 млн. тонн, в будущем сезоне планируется достичь производства в 74,36 млн. тонн.
Больше всего этого вида растительного масла ввозят Индия (19% всего импортируемого в мире), Европейский Союз и Китай, которые импортируют 13,5% и 13% соответственно. Россия занимает лишь одиннадцатое место по импорту пальмового масла – ее доля составляет 1,8% от мирового импорта.
Огромная популярность в мире пальмового масла объясняется его дешевизной и технологическими особенностями. Оно на 10-40% дешевле других растительных масел благодаря низкой себестоимости. Пальма, из плодов которой добывают масло, способна давать четыре урожая в год, а под плантации главные производители продукта – Индонезия (57% мирового экспорта) и Малайзия (33%), вырубают все новые участки джунглей.
Масло из плодов пальмы африканской имеет полутвердую консистенцию, благодаря чему его удобно применять в косметическом и кондитерском производстве. Кроме того, это тропическое растительное масло идет на изготовление биодизельного топлива.
В нашей стране 30% закупленного пальмового масла предназначается для кондитерской отрасли, 15% идет на изготовление хлебобулочных изделий, 25% участвуют в приготовлении различных фастфудов и концентратов, 13% приходится на молочное производство, а 3% поступает в распоряжение изготовителей маргаринов и спредов.
Благодаря своим свойствам пальмовое масло заменило маргарины, содержащие вредные гидрогенизированное подсолнечное масло и трансжиры. Часть исследователей уверяет, что пальмовое масло совершенно безвредно и даже полезно, другие утверждают, что оно наносит организму непоправимый вред. Однозначных выводов пока не опубликовано, но эксперты склонны считать, что у пальмового масла в ближайшем будущем нет конкурентов и альтернативы. Центр агроаналитики считает, что пальмовое масло будет продолжать занимать второе место после подсолнечного по потреблению в нашей стране, а если импорт его будет расти, то не за счет внутреннего потребления, а в связи с ростом экспорта российской кондитерской и хлебобулочной продукции.
РОССИЯ НАРАЩИВАЕТ ЭКСПОРТ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ
За 2019 год этот рост составил 13%, в физическом выражении – до 1,3 млрд долларов. За пять лет вывоз сладкой продукции возрос на 44%, импортерами стали 90 стран. Больше всего пряников, конфет и шоколада закупают Казахстан (23%) и Беларусь (14%). Заинтересован в российской продукции Китай, закупивший на 16% (143 млн долларов) больше наших сладостей. Замыкают пятерку лидеров по закупкам Азербайджан и Киргизия.
На шоколад, для изготовления которого идет в большом количестве пальмовое масло, пришлось 55% всего сладкого экспорта. Рос в 2019 году и экспорт мучных кондитерских изделий (на 16% или 401 млн. долларов).
К 2024 году экспортные поставки должны завоевать азиатские и африканские рынки, в связи с чем объем экспорта может увеличиться в два раза. Всего Россия продает за рубеж около 30% всего своего шоколада и кондитерских изделий. Именно с этим может быть связан рост импорта пальмового масла в ближайшей перспективе.
Для чего России так много пальмового масла?
СКОЛЬКО ПАЛЬМОВОГО МАСЛА ВВОЗИТ РОССИЯ
Росстат сообщает, что в мае этого года в страну ввезено в 2,3 раза больше пальмового масла, чем это было сделано в мае 2019 года. Количество этого продукта, поступившего в страну, достигло 113 тыс. тонн. Только за один месяц поставки резко возросли – в мае ввезли в 1,65 раз больше пальмового масла, чем в апреле 2020.
Показатели за полугодие (с января по май 2020) выросли не так значительно – всего импортировано 413 тыс. тонн, это на 0,7% превышает цифру прошлогоднего аналогичного периода. Как видно, произошел резкий скачок импорта масла пальмы за первый месяц второго полугодия. А ведь за 2019 год объем импорта сильно замедлился, и его прирост составил всего лишь 0,1% (1 061 млн. тонн). Почему объемы импорта увеличились, и зачем стране так много пальмового масла?
ИМПОРТ РАСТЕТ, А ПОТРЕБЛЕНИЕ ПАДАЕТ
Импорт пальмового масла в РФ продолжает наращивать объемы, достигнув рекордной планки в прошлые годы, замедлившись в 2019 и первом полугодии 2020 и вновь набирая обороты в последние месяцы. Но при этом потребление в стране замедлилось и даже показывает отрицательный рост.
В год страна ввозит примерно 1 млн. тонн масла из пальмовых плодов. За 2015-2019 годы прирост импорта составлял около 2,5%, – цифра довольно небольшая по сравнению с ростом 10,5% в год за предыдущие пять лет. Пальмовым маслом заменяли подсолнечное, которое, тем не менее, находится на первом месте по потреблению в нашей стране. Мы его потребляем в два раза больше, чем пальмового, как утверждает Центр агроаналитики Минсельхоза.
Начиная с октября прошлого года и по сегодняшний день ввоз в страну масла из плодов пальмы отмечается на уровне 777,3 тыс. тонн (меньше на 8,1% аналогичного периода за 2018-2019). Сокращение связывают с введением новой ставки НДС на этот продукт, которая была увеличена в два раза.
НОВАЯ СТАВКА НДС ПОЗВОЛИЛА УМЕНЬШИТЬ ВВОЗ ПАЛЬМОВОГО МАСЛА В СТРАНУ
Ставку на импортируемое масло из плодов африканской пальмы повысили с октября 2019 года, увеличив ее с 10% до 20%, вернее, отменив льготное налогообложение. Тем самым правительство преследовало две цели.
Во-первых, привлечение дополнительных денег в бюджет страны. Подсчитано, что эта мера позволит получить 4,5-5 млрд. рублей в год. Во-вторых, защита отечественного потребителя от заполнившего прилавки супермаркетов фальсификата молочной продукции, когда люди покупали молоко, творог, сыр с большим содержанием пальмового масла под видом натуральных продуктов.
Для защиты потребителя с января 2021 года будет введена обязательная маркировка всей молочной продукции. Товар будет регистрироваться в электронной системе для того, чтобы можно было проследить весь его путь от цеха по дойке коров до прилавка магазина. Сейчас торговые сети отмечают полки, где лежат продукты без заменителя молочного жира, что позволяет покупателю определиться с выбором.
Что же касается повышения НДС на пальмовое масло, то эта мера тоже призвана уменьшить количество фальсифицированного продукта. Производителю, который подделывает молоко или сыр, будет менее выгодно закупать дешевое пальмовое масло. Центр агроаналитики считает, что удвоение ставки уже снизило импорт масла пальмы, а в перспективе позволит пополнить бюджет на 5,3 млрд. рублей за год.
ДЕШЕВОЕ И С ШИРОКИМ СПЕКТРОМ ПРИМЕНЕНИЯ – ПАЛЬМОВОЕ МАСЛО ЛИДИРУЕТ
Среди всех растительных масел пальмовое в мире занимает первую строчку по использованию. За последние 10 лет его мировое производство увеличилось на 4,2%, а продажи возросли на 3%. В 2019-2020 году его произвели в общей сложности 72,3 млн. тонн, в будущем сезоне планируется достичь производства в 74,36 млн. тонн.
Больше всего этого вида растительного масла ввозят Индия (19% всего импортируемого в мире), Европейский Союз и Китай, которые импортируют 13,5% и 13% соответственно. Россия занимает лишь одиннадцатое место по импорту пальмового масла – ее доля составляет 1,8% от мирового импорта.
Огромная популярность в мире пальмового масла объясняется его дешевизной и технологическими особенностями. Оно на 10-40% дешевле других растительных масел благодаря низкой себестоимости. Пальма, из плодов которой добывают масло, способна давать четыре урожая в год, а под плантации главные производители продукта – Индонезия (57% мирового экспорта) и Малайзия (33%), вырубают все новые участки джунглей.
Масло из плодов пальмы африканской имеет полутвердую консистенцию, благодаря чему его удобно применять в косметическом и кондитерском производстве. Кроме того, это тропическое растительное масло идет на изготовление биодизельного топлива.
В нашей стране 30% закупленного пальмового масла предназначается для кондитерской отрасли, 15% идет на изготовление хлебобулочных изделий, 25% участвуют в приготовлении различных фастфудов и концентратов, 13% приходится на молочное производство, а 3% поступает в распоряжение изготовителей маргаринов и спредов.
Благодаря своим свойствам пальмовое масло заменило маргарины, содержащие вредные гидрогенизированное подсолнечное масло и трансжиры. Часть исследователей уверяет, что пальмовое масло совершенно безвредно и даже полезно, другие утверждают, что оно наносит организму непоправимый вред. Однозначных выводов пока не опубликовано, но эксперты склонны считать, что у пальмового масла в ближайшем будущем нет конкурентов и альтернативы. Центр агроаналитики считает, что пальмовое масло будет продолжать занимать второе место после подсолнечного по потреблению в нашей стране, а если импорт его будет расти, то не за счет внутреннего потребления, а в связи с ростом экспорта российской кондитерской и хлебобулочной продукции.
РОССИЯ НАРАЩИВАЕТ ЭКСПОРТ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ
За 2019 год этот рост составил 13%, в физическом выражении – до 1,3 млрд долларов. За пять лет вывоз сладкой продукции возрос на 44%, импортерами стали 90 стран. Больше всего пряников, конфет и шоколада закупают Казахстан (23%) и Беларусь (14%). Заинтересован в российской продукции Китай, закупивший на 16% (143 млн долларов) больше наших сладостей. Замыкают пятерку лидеров по закупкам Азербайджан и Киргизия.
На шоколад, для изготовления которого идет в большом количестве пальмовое масло, пришлось 55% всего сладкого экспорта. Рос в 2019 году и экспорт мучных кондитерских изделий (на 16% или 401 млн. долларов).
К 2024 году экспортные поставки должны завоевать азиатские и африканские рынки, в связи с чем объем экспорта может увеличиться в два раза. Всего Россия продает за рубеж около 30% всего своего шоколада и кондитерских изделий. Именно с этим может быть связан рост импорта пальмового масла в ближайшей перспективе.
Новости по теме: