Снижение налогов "по-украински": почему уменьшение ставки НДС не выгодно аграриям
Верховная Рада намерена снизить ставку НДС на большинство видов аграрной продукции, но, похоже, с предложенным законопроектом выгоду получат только Минфин и Налоговая служба. Простые сельхозпроизводители могут остаться ни с чем.
Верховная Рада 17 сентября поддержала в первом чтении законопроект, устанавливающий сниженную 14-процентную ставку налога на добавленную стоимость (НДС) на операции по поставкам на таможенной территории Украины и ввозу в страну некоторых видов сельскохозяйственной продукции. Согласно действующему законодательству, сегодня эта ставка для агропродукции составляет 20 процентов.
«Снижение ставки НДС для аграрного сектора является одним из инструментов помощи сельхозпроизводителям. Дальнейшая поддержка этого законопроекта и его реализация снизит налоговую нагрузку на производителей сельхозпродукции, что, в свою очередь, позволит уменьшить стоимость сырья для переработчиков такой продукции», – прокомментировал министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Игорь Петрашко.
Этот министр, кстати, много лет проработал менеджером в крупном украинском агрохолдинге и знает ситуацию в этом секторе не понаслышке.
В правительстве считают, что принятие нового закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставки налога на добавленную стоимость по операциям по поставке отдельных видов сельскохозяйственной продукции» повысит конкурентоспособность отечественной агропродукции, ликвидирует схемы уклонения от налогообложения, а также выведет значительную часть АПК из тени.
Многие эксперты называют законопроект недоработанным, а идею снижения ставки НДС для отдельных видов сельскохозяйственной продукции провальной и угрожающей благосостоянию селян и бюджету Украины.
Сами аграрии подчеркивают, что эта инициатива не совсем отвечает их интересам и несет новые риски – в случае значительных убытков, как в этом году из-за засухи, агропредприятия будут еще больше терять от пониженной ставки на свою продукцию, поскольку государство будет возмещать меньшую сумму уплаченного НДС.
Зачем снижать налоги аграриям?
Наиболее благоприятным для ведения агробизнеса в плане налогообложения был период 1999-2014 годов, когда действовал специальный налоговый режим и была возможность выбрать упрощенную систему с фиксированным сельскохозяйственным налогом.
Позже сельхозналог был присоединен к единому налогу, а находящиеся на спецрежиме аграрии оставляли все суммы начисленного НДС для развития своей деятельности.
С 2016 года для последних действовали переходные нормы: по операциям с зерновыми и техническими культурами аграрии уплачивали 85 процентов начисленного НДС в государственный бюджет, а 15 процентов шли на спецсчет; по операциям с продукцией животноводства – 20 процентов в бюджет и 80 процентов на спецсчет; операциям с другими сельскохозяйственными товарами и услугами – половина в бюджет и другая половина на спецсчет.
С 2017 года сельскохозяйственные предприятия-плательщики НДС перешли на общую систему начисления и уплаты налога, и все суммы обязательств полностью уплачиваются в госбюджет.
Таким образом, сельскохозяйственные предприятия столкнулись с дополнительными расходами, что привело к уменьшению рентабельности бизнеса и частичному росту цен на продукцию для покупателей. Часть агробизнеса ушла в тень в попытке избежать налогообложения НДС.
«То есть, государство просто ликвидировало льготную систему налогообложения НДС для аграрного сектора, не предложив ничего нового взамен», - подчеркивают авторы законопроекта – группа депутатов, представляющих в основном фракцию «Слуга народа».
В то же время, во всем мире аграрные производители уплачивают полные суммы НДС в бюджет, но по сниженной ставке. Так, например, в Польше предусмотрена пятипроцентная ставка для сельскохозяйственной продукции, а в Венгрии действует 18-процентная ставка НДС для производителей молока. Стоит ли после этого удивляться обилию импортной молочной продукции в наших магазинах?
С чем ведем борьбу?
Продвигаемый депутатами законопроект даст право на сниженную процентную ставку НДС по следующим видам продукции: крупный рогатый скот, свиньи, пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, соевые бобы, семена льна, рапса, семена подсолнечника, семена и плоды других масличных культур, сахарная свекла. Тут стоит обратить внимание, что львиную долю именно этих продуктов Украина выращивает преимущественно на экспорт.
«Компании в Украине, которые импортируют бананы и продают сигареты, пользуются возможностью экспорта отечественного зерна, чтобы получить возмещение налога из бюджета за все ввозные операции. Уменьшение ставки НДС сократит рентабельность такого рода схем, их станет меньше», – объяснил УНИАН глава Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Николай Горбачев.
Речь идет о борьбе с так называемыми налоговыми «скрутками», при которых субьекты внешнехозяйственной деятельности получают за фиктивные сделки возмещение налога из бюджета, хотя не должны бы. Ежегодно потери госбюджета из-за этого составляют до 60 миллиардов гривен. В частности, до 25 миллиардов убытков государство терпит именно из-за экспорта теневого зерна, за которое из бюджета возмещается НДС.
«Это не самая оптимальная практика, но когда в государстве отсутствует система, в которой виден весь НДС, и он находится под контролем, то сокращение ставки – это лучший шаг», – комментируют в УЗА.
Международная практика показывает, что снижение налогового давления стимулирует бизнес платить налоги и заниматься своим развитием. Например, в Латвии НДС на сельхозпродукцию снизили в четыре раза, до 5 процентов с 21 процента, и уже за первые полгода число налогоплательщиков увеличилось, а оборот денег в АПК вырос почти на 10 процентов.
Мало пользы, большие риски
По мнению доктора экономических наук, доцента Киевской школы экономики Олега Нивьевского, законопроект о снижение ставки до 14 процентов на большинство аграрной продукции скрывает свои подводные камни.
«Странной выглядит формулировка в пояснительной записке о том, что «предприятия смогут сэкономить 6 процентов расходов за счет меньших налоговых обязательств». Субъекты хозяйствования в данном случае являются лишь налоговым агентом, – берут деньги из рук потребителя и передают их в бюджет. Доходы и расходы предприятий при этом не изменятся», – он.
Нивьевский считает, что сниженная ставка НДС на промежуточное потребление в агросекторе Украины выглядит, как попытка решить важную проблему совсем не теми, что нужно, инструментами. В то же время, эксперт советует больше фокусироваться не на ставках НДС, а непосредственно на совершенствовании системы администрирования и предотвращении злоупотреблений с налогами.
Кандидат экономических наук Национального научного центра «Институт аграрной экономики» Леонид Тулуш считает основной проблемой законопроекта то, что он снизит ставку НДС только для поставщиков, а не для производителей и остальных участников рынка.
«Снижение ставки НДС только на этапе поставок отдельных видов сельскохозяйственной продукции, без «удлинения» ее действия на всю цепь поставок, приведет к снижению инвестиционной активности в аграрном секторе. Любое законодательное решение будет считаться улучшением лишь в случае, когда оно приносит экономические выгоды определенным субъектам, не снижая существенно возможностей развития или не принося ущерба другим участникам экономических отношений», – отметил эксперт.
Эксперты предупреждают о подводных камнях законопроекта о снижении ставки НДС / Иллюстрация REUTERS
Таким образом, новый закон никак не повлияет на добропорядочных аграриев.
По мнению правительства и инициаторов законопроекта это выглядит так: меньшая сумма налога вызовет желание компаний работать честно, открыто и платить данный налог.
Только вот участники рынка склоняются к мнению, что из тени никто не выйдет, платить налоги будут все те же, но при этом сумма поступлений в бюджет сократится.
В таком виде сокращение ставки выгодно только государству в лице Налоговой службы и Минфина, которые будут возмещать меньшую сумму НДС компаниям экспортерам.
Поэтому надеяться, что данный закон упростит жизнь обычным сельхозпроизводителям и сделает их бизнес более рентабельным, а продукты на полках наших магазинов более дешевыми, не стоит. Возможно, это очередной этап борьбы со «скрутками», но пора бы и сделать шаг навстречу сельхозпроизводителям, чтобы хоть немного приблизить условия работы агробизнеса в Украине к европейским стандартам.
Снижение налогов "по-украински": почему уменьшение ставки НДС не выгодно аграриям
Верховная Рада намерена снизить ставку НДС на большинство видов аграрной продукции, но, похоже, с предложенным законопроектом выгоду получат только Минфин и Налоговая служба. Простые сельхозпроизводители могут остаться ни с чем.
Верховная Рада 17 сентября поддержала в первом чтении законопроект, устанавливающий сниженную 14-процентную ставку налога на добавленную стоимость (НДС) на операции по поставкам на таможенной территории Украины и ввозу в страну некоторых видов сельскохозяйственной продукции. Согласно действующему законодательству, сегодня эта ставка для агропродукции составляет 20 процентов.
«Снижение ставки НДС для аграрного сектора является одним из инструментов помощи сельхозпроизводителям. Дальнейшая поддержка этого законопроекта и его реализация снизит налоговую нагрузку на производителей сельхозпродукции, что, в свою очередь, позволит уменьшить стоимость сырья для переработчиков такой продукции», – прокомментировал министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Игорь Петрашко.
Этот министр, кстати, много лет проработал менеджером в крупном украинском агрохолдинге и знает ситуацию в этом секторе не понаслышке.
В правительстве считают, что принятие нового закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставки налога на добавленную стоимость по операциям по поставке отдельных видов сельскохозяйственной продукции» повысит конкурентоспособность отечественной агропродукции, ликвидирует схемы уклонения от налогообложения, а также выведет значительную часть АПК из тени.
Многие эксперты называют законопроект недоработанным, а идею снижения ставки НДС для отдельных видов сельскохозяйственной продукции провальной и угрожающей благосостоянию селян и бюджету Украины.
Сами аграрии подчеркивают, что эта инициатива не совсем отвечает их интересам и несет новые риски – в случае значительных убытков, как в этом году из-за засухи, агропредприятия будут еще больше терять от пониженной ставки на свою продукцию, поскольку государство будет возмещать меньшую сумму уплаченного НДС.
Зачем снижать налоги аграриям?
Наиболее благоприятным для ведения агробизнеса в плане налогообложения был период 1999-2014 годов, когда действовал специальный налоговый режим и была возможность выбрать упрощенную систему с фиксированным сельскохозяйственным налогом.
Позже сельхозналог был присоединен к единому налогу, а находящиеся на спецрежиме аграрии оставляли все суммы начисленного НДС для развития своей деятельности.
С 2016 года для последних действовали переходные нормы: по операциям с зерновыми и техническими культурами аграрии уплачивали 85 процентов начисленного НДС в государственный бюджет, а 15 процентов шли на спецсчет; по операциям с продукцией животноводства – 20 процентов в бюджет и 80 процентов на спецсчет; операциям с другими сельскохозяйственными товарами и услугами – половина в бюджет и другая половина на спецсчет.
С 2017 года сельскохозяйственные предприятия-плательщики НДС перешли на общую систему начисления и уплаты налога, и все суммы обязательств полностью уплачиваются в госбюджет.
Таким образом, сельскохозяйственные предприятия столкнулись с дополнительными расходами, что привело к уменьшению рентабельности бизнеса и частичному росту цен на продукцию для покупателей. Часть агробизнеса ушла в тень в попытке избежать налогообложения НДС.
«То есть, государство просто ликвидировало льготную систему налогообложения НДС для аграрного сектора, не предложив ничего нового взамен», - подчеркивают авторы законопроекта – группа депутатов, представляющих в основном фракцию «Слуга народа».
В то же время, во всем мире аграрные производители уплачивают полные суммы НДС в бюджет, но по сниженной ставке. Так, например, в Польше предусмотрена пятипроцентная ставка для сельскохозяйственной продукции, а в Венгрии действует 18-процентная ставка НДС для производителей молока. Стоит ли после этого удивляться обилию импортной молочной продукции в наших магазинах?
С чем ведем борьбу?
Продвигаемый депутатами законопроект даст право на сниженную процентную ставку НДС по следующим видам продукции: крупный рогатый скот, свиньи, пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, соевые бобы, семена льна, рапса, семена подсолнечника, семена и плоды других масличных культур, сахарная свекла. Тут стоит обратить внимание, что львиную долю именно этих продуктов Украина выращивает преимущественно на экспорт.
«Компании в Украине, которые импортируют бананы и продают сигареты, пользуются возможностью экспорта отечественного зерна, чтобы получить возмещение налога из бюджета за все ввозные операции. Уменьшение ставки НДС сократит рентабельность такого рода схем, их станет меньше», – объяснил УНИАН глава Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Николай Горбачев.
Речь идет о борьбе с так называемыми налоговыми «скрутками», при которых субьекты внешнехозяйственной деятельности получают за фиктивные сделки возмещение налога из бюджета, хотя не должны бы. Ежегодно потери госбюджета из-за этого составляют до 60 миллиардов гривен. В частности, до 25 миллиардов убытков государство терпит именно из-за экспорта теневого зерна, за которое из бюджета возмещается НДС.
«Это не самая оптимальная практика, но когда в государстве отсутствует система, в которой виден весь НДС, и он находится под контролем, то сокращение ставки – это лучший шаг», – комментируют в УЗА.
Международная практика показывает, что снижение налогового давления стимулирует бизнес платить налоги и заниматься своим развитием. Например, в Латвии НДС на сельхозпродукцию снизили в четыре раза, до 5 процентов с 21 процента, и уже за первые полгода число налогоплательщиков увеличилось, а оборот денег в АПК вырос почти на 10 процентов.
Мало пользы, большие риски
По мнению доктора экономических наук, доцента Киевской школы экономики Олега Нивьевского, законопроект о снижение ставки до 14 процентов на большинство аграрной продукции скрывает свои подводные камни.
«Странной выглядит формулировка в пояснительной записке о том, что «предприятия смогут сэкономить 6 процентов расходов за счет меньших налоговых обязательств». Субъекты хозяйствования в данном случае являются лишь налоговым агентом, – берут деньги из рук потребителя и передают их в бюджет. Доходы и расходы предприятий при этом не изменятся», – он.
Нивьевский считает, что сниженная ставка НДС на промежуточное потребление в агросекторе Украины выглядит, как попытка решить важную проблему совсем не теми, что нужно, инструментами. В то же время, эксперт советует больше фокусироваться не на ставках НДС, а непосредственно на совершенствовании системы администрирования и предотвращении злоупотреблений с налогами.
Кандидат экономических наук Национального научного центра «Институт аграрной экономики» Леонид Тулуш считает основной проблемой законопроекта то, что он снизит ставку НДС только для поставщиков, а не для производителей и остальных участников рынка.
«Снижение ставки НДС только на этапе поставок отдельных видов сельскохозяйственной продукции, без «удлинения» ее действия на всю цепь поставок, приведет к снижению инвестиционной активности в аграрном секторе. Любое законодательное решение будет считаться улучшением лишь в случае, когда оно приносит экономические выгоды определенным субъектам, не снижая существенно возможностей развития или не принося ущерба другим участникам экономических отношений», – отметил эксперт.
Эксперты предупреждают о подводных камнях законопроекта о снижении ставки НДС / Иллюстрация REUTERS
Таким образом, новый закон никак не повлияет на добропорядочных аграриев.
По мнению правительства и инициаторов законопроекта это выглядит так: меньшая сумма налога вызовет желание компаний работать честно, открыто и платить данный налог.
Только вот участники рынка склоняются к мнению, что из тени никто не выйдет, платить налоги будут все те же, но при этом сумма поступлений в бюджет сократится.
В таком виде сокращение ставки выгодно только государству в лице Налоговой службы и Минфина, которые будут возмещать меньшую сумму НДС компаниям экспортерам.
Поэтому надеяться, что данный закон упростит жизнь обычным сельхозпроизводителям и сделает их бизнес более рентабельным, а продукты на полках наших магазинов более дешевыми, не стоит. Возможно, это очередной этап борьбы со «скрутками», но пора бы и сделать шаг навстречу сельхозпроизводителям, чтобы хоть немного приблизить условия работы агробизнеса в Украине к европейским стандартам.
Новости по теме: