Ассоциация "Русская Сталь" выступила с заявлением относительно пошлин на металлопрокат
Заявление Ассоциации «Русская Сталь» в отношении установления временных экспортных пошлин на металлопрокат с 1 августа 2021г. 25.06.2021г. опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации № 988 о введении с 1 августа по 31 декабря 2021г. экспортной пошлины в размере 15% в отношении перечня продукции по таможенной группе 72 ТН ВЭД ЕАЭС, в т.ч. всех видов металлопроката, стальной заготовки, чугуна, железа прямого восстановления и других сырьевых материалов. Ассоциация предприятий чёрной металлургии «Русская Сталь» в этой связи заявляет следующее. Мы с пониманием относимся к озабоченности Правительства РФ динамикой цен на продукцию чёрной металлургии на внутреннем рынке. Вместе с тем, меры, установленные постановлением, не прорабатывались с Ассоциацией «Русская Сталь», несут серьёзные риски для компаний чёрной металлургии. В этой связи важно отметить следующие основные моменты. Рост цен на мировом рынке, а также эффективная работа компаний сектора привели к росту их прибыли. В связи с чем по итогам первого полугодия 2021г. налоговые платежи предприятий, входящих в «Русскую Сталь», ожидаются на уровне более 200 млрд рублей. Это почти вдвое превышает показатели первого полугодия 2020г. (около 100 млрд. руб.). А прогноз в целом по 2021г. до введения пошлин позволял говорить о росте налоговых поступлений в бюджетную систему страны на 250 млрд рублей по сравнению с 2020г. Дополнительные налоговые поступления в бюджет можно было бы направить на оказание адресной помощи потребителям металлопродукции, участвующим в реализации проектов по государственному заказу. В этих условиях установление экспортных пошлин представляется избыточным и приведет к нижеперечисленным негативным последствиям: 1. 1. При условии сохранения текущей конъюнктуры рынка: - снижение экспортных поставок может составить 1 млн тонн, что в денежном выражении составит около 40 млрд руб. (или 552 млн долл. США); - объем производства металлопроката и чугуна будет снижен на 1,2 млн тонн; - снижение прибыли составит около 150 млрд руб.; - налог на прибыль уменьшится на 30 млрд руб.; - общее уменьшение отчислений в бюджет РФ составит около 30 млрд руб. 1. 2. При условии снижения мировых рыночных цен в период действия постановления: - снижение экспортных поставок может составить около 2,5 млн тонн, что в денежном выражении составит около 75 млрд руб. (или 1 млрд долл. США); - объем производства металлопроката и чугуна будет снижен более, чем 1,2 млн тонн; - снижение прибыли составит около 180 млрд руб.; - налог на прибыль уменьшится на 35 млрд руб.; - общее уменьшение отчислений в бюджет РФ составит около 51 млрд руб. 1. 3. Оценка иных факторов: - Учитывая, что в периметр постановления вошли товарные позиции, потребление которых в России минимальное (стальная заготовка - квадратная и листовая, товарный чугун и железо прямого восстановления), то производители, для которых данные товарные позиции являются основными в производстве, неминуемо столкнутся с риском существенного падения финансово-экономических показателей, сокращением производства, а некоторые производители – с полной остановкой производства и невосполнимой потерей непрерывно работающего оборудования (доменные печи, коксовые батареи и пр.). Таким образом экспортная пошлина приведет к обратному фискальному эффекту – отсутствию наполнения бюджета от пошлин на данные позиции и к снижению денежных поступлений в него из-за снижения налоговой базы. При этом инвестиционный климат для дальнейшего развития отрасли и реинвестиций компаниями своих заработков станет непривлекательным, ограничивая рост налоговой базы и создание новых рабочих мест в будущем. - Производство ряда товарных позиций, например, арматуры, чугуна, а также продукции, поставляемой в рамках госзаказа, уже находится на грани рентабельности, а в отдельных случаях имеет отрицательную доходность. Введение экспортной пошлины сделает их глубоко убыточными. - Предлагаемый механизм фиксации пошлины не ниже определенного уровня на фоне ожидаемой нормализации мировых цен приведет к росту эффективной ставки пошлины, что является запретительным даже для эффективных производителей. Такое решение должно приниматься параллельно с механизмом пересмотра. - Решение о введении пошлин также в значительной степени увеличивает затратную часть производителей металлопродукции за счет снижения загрузки производственных мощностей вследствие отсутствия релевантного уровня спроса внутри страны. Внутреннее ежегодное потребление металлопроката с 2000 г. не превышало 46 млн тонн, а в 2020 году составило 43 млн тонн при ежегодном производстве в среднем 65 млн тонн. При этом отечественные производственные мощности по выплавке стали составляют 86 млн тонн. В таких условиях введение пошлин приведёт к снижению привлекательности инвестиций в металлургию, ограничивая возможный будущий рост налоговой базы, создание новых рабочих мест и выполнение различных социальных программ и программ экологической модернизации предприятий. В первую очередь это коснётся низкомаржинальных производителей металлопродукции. В целом по отрасли произойдёт снижение уже запланированных до конца года налоговых поступлений российских регионов, в том числе существенная коррекция ожиданий по росту платежей налога на прибыль. Предприятия отрасли являются системо- и градообразующими. Введенные меры негативным образом отразятся на условиях их деятельности и высоквалифицированных трудовых коллективах, с высокой вероятностью могут повлечь снижение общей занятости и усилить социальную напряжённость в регионах присутствия. Помимо этого: - прогнозируется, что отечественная чёрная металлургия лишится доступа на часть экспортных рынков металлопродукции и сырья, а также в качестве контрмер получит новый виток защитных расследований в дополнение к действующим 50 ограничительных мерам. Восстановление доступа займёт длительное время; - снижение мировых рыночных цен на металлопрокат усилит негативный эффект для отечественных производителей металлопродукции. С учётом изложенного Ассоциация «Русская Сталь» считает целесообразным доработать и уточнить Постановление Правительства совместно с представителями отрасли в целях снижения негативного влияния на развитие отечественной черной металлургии. Ассоциация предприятий черной металлургии «Русская Сталь» объединяет крупнейших производителей металлургической продукции в России. Ассоциация была создана в 2001 г. ведущими металлургическими компаниями России для координации усилий по защите интересов российских металлургов и реализации совместных проектов, не носящих коммерческого характера. Компании, входящие в Ассоциацию, производят 98% российского чугуна, около 90% стали и российского проката, около 60% труб, а также значительную долю сырья для металлургической промышленности. Членами Ассоциации в настоящее время являются: ООО «ЕвразХолдинг», ПАО «НЛМК», ПАО «ММК», АО «ОЭМК» (ООО УК «Металлоинвест»), ПАО «Мечел», АО «ОМК», ПАО «Северсталь», ПАО «ТМК» и ООО УК «ПМХ».
Ассоциация "Русская Сталь" выступила с заявлением относительно пошлин на металлопрокат
Заявление Ассоциации «Русская Сталь» в отношении установления временных экспортных пошлин на металлопрокат с 1 августа 2021г.
25.06.2021г. опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации № 988 о введении с 1 августа по 31 декабря 2021г. экспортной пошлины в размере 15% в отношении перечня продукции по таможенной группе 72 ТН ВЭД ЕАЭС, в т.ч. всех видов металлопроката, стальной заготовки, чугуна, железа прямого восстановления и других сырьевых материалов.
Ассоциация предприятий чёрной металлургии «Русская Сталь» в этой связи заявляет следующее.
Мы с пониманием относимся к озабоченности Правительства РФ динамикой цен на продукцию чёрной металлургии на внутреннем рынке.
Вместе с тем, меры, установленные постановлением, не прорабатывались с Ассоциацией «Русская Сталь», несут серьёзные риски для компаний чёрной металлургии.
В этой связи важно отметить следующие основные моменты.
Рост цен на мировом рынке, а также эффективная работа компаний сектора привели к росту их прибыли. В связи с чем по итогам первого полугодия 2021г. налоговые платежи предприятий, входящих в «Русскую Сталь», ожидаются на уровне более 200 млрд рублей. Это почти вдвое превышает показатели первого полугодия 2020г. (около 100 млрд. руб.). А прогноз в целом по 2021г. до введения пошлин позволял говорить о росте налоговых поступлений в бюджетную систему страны на 250 млрд рублей по сравнению с 2020г. Дополнительные налоговые поступления в бюджет можно было бы направить на оказание адресной помощи потребителям металлопродукции, участвующим в реализации проектов по государственному заказу.
В этих условиях установление экспортных пошлин представляется избыточным и приведет к нижеперечисленным негативным последствиям:
1. 1. При условии сохранения текущей конъюнктуры рынка:
- снижение экспортных поставок может составить 1 млн тонн, что в денежном выражении составит около 40 млрд руб. (или 552 млн долл. США);
- объем производства металлопроката и чугуна будет снижен на 1,2 млн тонн;
- снижение прибыли составит около 150 млрд руб.;
- налог на прибыль уменьшится на 30 млрд руб.;
- общее уменьшение отчислений в бюджет РФ составит около 30 млрд руб.
1. 2. При условии снижения мировых рыночных цен в период действия постановления:
- снижение экспортных поставок может составить около 2,5 млн тонн, что в денежном выражении составит около 75 млрд руб. (или 1 млрд долл. США);
- объем производства металлопроката и чугуна будет снижен более, чем 1,2 млн тонн;
- снижение прибыли составит около 180 млрд руб.;
- налог на прибыль уменьшится на 35 млрд руб.;
- общее уменьшение отчислений в бюджет РФ составит около 51 млрд руб.
1. 3. Оценка иных факторов:
- Учитывая, что в периметр постановления вошли товарные позиции, потребление которых в России минимальное (стальная заготовка - квадратная и листовая, товарный чугун и железо прямого восстановления), то производители, для которых данные товарные позиции являются основными в производстве, неминуемо столкнутся с риском существенного падения финансово-экономических показателей, сокращением производства, а некоторые производители – с полной остановкой производства и невосполнимой потерей непрерывно работающего оборудования (доменные печи, коксовые батареи и пр.). Таким образом экспортная пошлина приведет к обратному фискальному эффекту – отсутствию наполнения бюджета от пошлин на данные позиции и к снижению денежных поступлений в него из-за снижения налоговой базы. При этом инвестиционный климат для дальнейшего развития отрасли и реинвестиций компаниями своих заработков станет непривлекательным, ограничивая рост налоговой базы и создание новых рабочих мест в будущем.
- Производство ряда товарных позиций, например, арматуры, чугуна, а также продукции, поставляемой в рамках госзаказа, уже находится на грани рентабельности, а в отдельных случаях имеет отрицательную доходность. Введение экспортной пошлины сделает их глубоко убыточными.
- Предлагаемый механизм фиксации пошлины не ниже определенного уровня на фоне ожидаемой нормализации мировых цен приведет к росту эффективной ставки пошлины, что является запретительным даже для эффективных производителей. Такое решение должно приниматься параллельно с механизмом пересмотра.
- Решение о введении пошлин также в значительной степени увеличивает затратную часть производителей металлопродукции за счет снижения загрузки производственных мощностей вследствие отсутствия релевантного уровня спроса внутри страны. Внутреннее ежегодное потребление металлопроката с 2000 г. не превышало 46 млн тонн, а в 2020 году составило 43 млн тонн при ежегодном производстве в среднем 65 млн тонн. При этом отечественные производственные мощности по выплавке стали составляют 86 млн тонн.
В таких условиях введение пошлин приведёт к снижению привлекательности инвестиций в металлургию, ограничивая возможный будущий рост налоговой базы, создание новых рабочих мест и выполнение различных социальных программ и программ экологической модернизации предприятий. В первую очередь это коснётся низкомаржинальных производителей металлопродукции. В целом по отрасли произойдёт снижение уже запланированных до конца года налоговых поступлений российских регионов, в том числе существенная коррекция ожиданий по росту платежей налога на прибыль.
Предприятия отрасли являются системо- и градообразующими. Введенные меры негативным образом отразятся на условиях их деятельности и высоквалифицированных трудовых коллективах, с высокой вероятностью могут повлечь снижение общей занятости и усилить социальную напряжённость в регионах присутствия.
Помимо этого:
- прогнозируется, что отечественная чёрная металлургия лишится доступа на часть экспортных рынков металлопродукции и сырья, а также в качестве контрмер получит новый виток защитных расследований в дополнение к действующим 50 ограничительных мерам. Восстановление доступа займёт длительное время;
- снижение мировых рыночных цен на металлопрокат усилит негативный эффект для отечественных производителей металлопродукции.
С учётом изложенного Ассоциация «Русская Сталь» считает целесообразным доработать и уточнить Постановление Правительства совместно с представителями отрасли в целях снижения негативного влияния на развитие отечественной черной металлургии.
Ассоциация предприятий черной металлургии «Русская Сталь» объединяет крупнейших производителей металлургической продукции в России. Ассоциация была создана в 2001 г. ведущими металлургическими компаниями России для координации усилий по защите интересов российских металлургов и реализации совместных проектов, не носящих коммерческого характера. Компании, входящие в Ассоциацию, производят 98% российского чугуна, около 90% стали и российского проката, около 60% труб, а также значительную долю сырья для металлургической промышленности.
Членами Ассоциации в настоящее время являются: ООО «ЕвразХолдинг», ПАО «НЛМК», ПАО «ММК», АО «ОЭМК» (ООО УК «Металлоинвест»), ПАО «Мечел», АО «ОМК», ПАО «Северсталь», ПАО «ТМК» и ООО УК «ПМХ».