15.07.2021 08:30

Нерациональное зерно: алтайские сельхозпроизводители могут остаться без господдержки перевозок

3 млрд рублей, которые федеральный центр выделил в 2021 году на поддержку транспортировки сельскохозяйственной и продовольственной продукции, закончились. Как сообщает Российский экспортный центр на своем сайте, поставщикам продукции АПК рекомендуют больше не подавать заявления на получение этой субсидии, поскольку их даже не будут рассматривать. Некоторые участники рынка, как пишет «Коммерсантъ», уже заговорили о возможном сокращении рентабельности экспорта и объемов поставок. В то же время президент Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман в разговоре с «Банкфаксом» отметил, что в части экспорта за рубеж это едва ли повлияет на производителей из края, поскольку китайское направление все еще остается закрытым. Ранее эксперты уже признавали, что в условиях сильной удаленности региона от портов Китай является наиболее выгодным направлением экспорта, так как даже с учетом господдержки цена доставки резко снижает конкурентоспособность алтайского зерна.

Как указывает Российский экспортный центр, программа поддержки транспортировки сельскохозяйственной и продовольственной продукции предполагает компенсацию 25 % затрат на ее доставку покупателю. Программа касается перевозки из регионов Центрального, Северо-Западного, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского федеральных округов, Алтайского края, Новосибирской и Челябинской областей. В 2021 году на эти цели федеральный центр выделил всего 3 млрд рублей, хотя изначально речь шла о вдвое большей сумме. Однако половина в итоге ушла на меры по стабилизации цен на продукты на внутреннем рынке. В итоге, несмотря на то, что заявочная кампания на получение этих субсидий должна была проводиться до 1 ноября, уже сейчас производителям рекомендуют не подавать документы. «Рекомендуем воздержаться от подготовки и отправки заявлений на предоставление субсидии, они будут возвращены заявителю без дальнейшего рассмотрения Минсельхозом России из-за полного исчерпания средств субсидии», - указано на сайте организации.

Представители Российского экспортного центра объяснили «Коммерсанту», что в 2021 году появилась возможность получить эту субсидию через личный кабинет ФГИС «Одно окно». Это существенно ускорило процесс выдачи средств. Вероятно, это как-то связано с тем, что деньги быстро закончились. В 2020 году на те же меры поддержки ушло 4,1 млрд рублей, и тогда средства закончились в ноябре.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский говорит, что эта мера поддержки позволяет производителям из Сибири, Алтая и Поволжья доставлять зерно в порты для экспорта. Теперь, предупреждает он, зерно имеет шанс «зависнуть» из-за высокой стоимости логистики, а сформировавшиеся излишки будут дополнительно давить на цены на внутреннем рынке. Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько считает, что не получившие субсидии компании вряд ли сократят поставки, но рентабельность экспорта снизится, отмечает он. По словам директора Плодоовощного союза Михаила Глушкова, отсутствие меры поддержки приведет к росту затрат на перевозку в секторе в пределах 25 %, что негативно скажется на объемах, а в некоторых случаях грозит прекращением поставок. Президент ГК «Кабош» (выпускает молоко и сыр) Дмитрий Матвеев также прогнозирует снижение рентабельности экспортных поставок из-за неполученных субсидий. В группе «Черкизово» проводят оценку возможного снижения рентабельности экспортных поставок. В то же время президент Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман в разговоре с «Банкфаксом» заметил, что, поскольку Китай закрыт для поставок, алтайские производители продукции АПК едва ли остро ощутят на себе последствия отсутствия поддержки.  

В Минсельхозе РФ заявили, что подготовили предложения о перераспределении средств федерального бюджета между мероприятиями федерального проекта «Экспорт продукции АПК» для увеличения лимитов на транспортные субсидии, но решение требует поддержки Минфина. Чиновники пока не предоставили свой комментарий.

Отметим, что на этом фоне министр сельского хозяйства Алтайского края Александр Чеботаев заявил, что региону следует сократить посевные площади зерновых культур. Он объяснил это тем, что большие остатки зерна способствуют понижению цены, а это экономически нецелесообразно - по крайней мере для бизнеса, а не для населения. «Последние годы на агрономических конференциях мы демонстрируем сельхозпроизводителям баланс урожая и использования зерна. Именно его анализ позволяет предсказать потребность рынка и правильно сформировать структуру посевов. Если остатки зерновых на конец июля превышают в крае 1,1 млн тонн, то их цена падает. Никому это не надо. Исходя из такого остатка, аграриям надо собрать 4-4,4 млн тонн. Мы к такому урожаю и стремимся, сократив посевы зерновых в пользу масличных культур», - сказал он. Интересно, что это мнение идет вразрез с позицией Минсельзхоза РФ, который наоборот призывает усиливать это направление АПК.

Новости по теме:
Погрузка зерна на сети РЖД за первое полугодие 2021 г составила 12,3 млн тонн
В этом сезоне в РФ перевозки зерна на экспорт по железной дороге станут рекордными
Погрузка зерна на железной дороге в Орловской области увеличилась почти на 50%
Рост погрузки зерна на железной дороге в Кемеровской области составил 80%
За январь-май на сети РЖД было погружено 11 млн тонн зерна

https://www.zol.ru/n/33CB9
Источник: Банкфакс