Порты Балтики становятся крупным каналом экспорта зерна из РФ, в прошлом сезоне отправлено 2 млн т - эксперт
Порты Балтийского моря становятся крупным каналом экспорта российского зерна, следует из мониторинга аналитического центра АО "Русагротранс".
Как сообщил "Интерфаксу" руководитель центра Игорь Павенский, в прошлом сельхозгоду (июль 2020-июнь 2021 гг.) экспорт зерна в сторону Балтики показал самую значительную динамику среди остальных направлений, он увеличился в два раза к предыдущему сезону - до 2 млн тонн. Причем почти все поставки осуществляются железнодорожным транспортом, отметил он.
Рекордно высокий показатель вывоза в этом направлении был зафиксирован в 2018/2019 сельхозгоду - 2,9 млн тонн.
"Росту экспорта способствовали три основных фактора: резкое снижение урожая в странах ЕС, загруженность инфраструктуры портов юга и рекордный урожай в центре, откуда идет основной поток зерна в порты Балтийского моря", - пояснил Павенский. Он уточнил, что основной объем поставок (84%) пришелся на пшеницу - 1,68 млн тонн и кукурузу - 260 тыс. тонн (13%). Основными покупателями были страны, где фрахт конкурентнее по отношению к поставкам из южных портов. Это, в частности, страны Западной Африки (Нигерия, Гана, Конго, Сенегал), Северной и Западной Европы (Норвегия, Финляндия (транзит), Германия), Юго-Восточной Азии (Бангладеш) и Южной Америки (Бразилия). Однако были поставки и в Северную Африку - в Египет и Марокко, куда зерно отправляется в основном через порты Азово-Черноморского бассейна.
Как уточнил Павенский, около 65% экспорта зерна осуществляется через порты Латвии и Литвы, 28% - Калининградской области, 6% - Финляндии и менее 1% - Ленинградской области (порт Санкт-Петербург и Усть-Луга).
Глава центра также сообщил, что, кроме зерна, в прошлом сезоне через порты Прибалтики в страны ЕС было отправлено до 2,3 млн тонн шрота и жома. "Связано это с тем, что мощности портовых терминалов, расположенных в Ленинградской области, в настоящее время ограничены - около 0,5 млн тонн в основном шрота, жома и масличных в год. В прошлом сезоне фактически было перевалено 90 тыс. тонн. Причем эти порты располагают только складскими мощностями, а глубины позволяют грузить в основном небольшие суда дедвейтом 3-10 тыс. тонн", - сказал он.
В то же время, как заявил Павенский, ситуация должна существенное измениться к концу 2022 - началу 2023 года, когда ожидается запуск строящихся зерновых терминалов в портах Высоцк и Усть-Луга. Они позволят увеличить объем перевалки зерна до 8 млн тонн зерна в год, в дальнейшем - до 10 млн тонн, а также шрота, жома, масличных и других грузов - до 2 млн тонн.
"Это даст возможность не только переориентировать поток зерна, масличных и продуктов переработки на российские порты в общем объеме около 3,2 млн тонн, но и увеличить их объем, так как элеваторные мощности, помимо складских, в новых терминалах планируются на уровне более 600 тыс. тонн, - сказал он. - Кроме этого, они будут рассчитаны на прием нескольких маршрутных поездов в сутки - по 50 вагонов каждый и смогут отправлять крупнотоннажные суда дедвейтом более 60 тыс. тонн, что сегодня не способен делать ни один зерновой терминал на российской Балтике. В стадии проектов находятся еще 3 портовых терминала общей мощностью перевалки 10 млн тонн зерна в год".
Порты Балтики становятся крупным каналом экспорта зерна из РФ, в прошлом сезоне отправлено 2 млн т - эксперт
Порты Балтийского моря становятся крупным каналом экспорта российского зерна, следует из мониторинга аналитического центра АО "Русагротранс".
Как сообщил "Интерфаксу" руководитель центра Игорь Павенский, в прошлом сельхозгоду (июль 2020-июнь 2021 гг.) экспорт зерна в сторону Балтики показал самую значительную динамику среди остальных направлений, он увеличился в два раза к предыдущему сезону - до 2 млн тонн. Причем почти все поставки осуществляются железнодорожным транспортом, отметил он.
Рекордно высокий показатель вывоза в этом направлении был зафиксирован в 2018/2019 сельхозгоду - 2,9 млн тонн.
"Росту экспорта способствовали три основных фактора: резкое снижение урожая в странах ЕС, загруженность инфраструктуры портов юга и рекордный урожай в центре, откуда идет основной поток зерна в порты Балтийского моря", - пояснил Павенский. Он уточнил, что основной объем поставок (84%) пришелся на пшеницу - 1,68 млн тонн и кукурузу - 260 тыс. тонн (13%). Основными покупателями были страны, где фрахт конкурентнее по отношению к поставкам из южных портов. Это, в частности, страны Западной Африки (Нигерия, Гана, Конго, Сенегал), Северной и Западной Европы (Норвегия, Финляндия (транзит), Германия), Юго-Восточной Азии (Бангладеш) и Южной Америки (Бразилия). Однако были поставки и в Северную Африку - в Египет и Марокко, куда зерно отправляется в основном через порты Азово-Черноморского бассейна.
Как уточнил Павенский, около 65% экспорта зерна осуществляется через порты Латвии и Литвы, 28% - Калининградской области, 6% - Финляндии и менее 1% - Ленинградской области (порт Санкт-Петербург и Усть-Луга).
Глава центра также сообщил, что, кроме зерна, в прошлом сезоне через порты Прибалтики в страны ЕС было отправлено до 2,3 млн тонн шрота и жома. "Связано это с тем, что мощности портовых терминалов, расположенных в Ленинградской области, в настоящее время ограничены - около 0,5 млн тонн в основном шрота, жома и масличных в год. В прошлом сезоне фактически было перевалено 90 тыс. тонн. Причем эти порты располагают только складскими мощностями, а глубины позволяют грузить в основном небольшие суда дедвейтом 3-10 тыс. тонн", - сказал он.
В то же время, как заявил Павенский, ситуация должна существенное измениться к концу 2022 - началу 2023 года, когда ожидается запуск строящихся зерновых терминалов в портах Высоцк и Усть-Луга. Они позволят увеличить объем перевалки зерна до 8 млн тонн зерна в год, в дальнейшем - до 10 млн тонн, а также шрота, жома, масличных и других грузов - до 2 млн тонн.
"Это даст возможность не только переориентировать поток зерна, масличных и продуктов переработки на российские порты в общем объеме около 3,2 млн тонн, но и увеличить их объем, так как элеваторные мощности, помимо складских, в новых терминалах планируются на уровне более 600 тыс. тонн, - сказал он. - Кроме этого, они будут рассчитаны на прием нескольких маршрутных поездов в сутки - по 50 вагонов каждый и смогут отправлять крупнотоннажные суда дедвейтом более 60 тыс. тонн, что сегодня не способен делать ни один зерновой терминал на российской Балтике. В стадии проектов находятся еще 3 портовых терминала общей мощностью перевалки 10 млн тонн зерна в год".
Новости по теме: