21.07.2021 09:00

Сибирь: удушающий приём

Экспортные пошлины в их нынешнем виде уже ближайшей осенью загонят сибирских аграриев в тень – или в банкротство

Сельхозпроизводители Сибири за много лет привыкли, что федеральные отраслевые органы управления АПК, мягко говоря, не всегда учитывают их интересы при принятии основных регуляторных решений.

Однако ситуация, которая складывается в этом макрорегионе в нынешнем году, становится просто взрывоопасной: «плавающая» пошлина, уже прозванная нашими аграриями «продразвёрсткой 2.0», в условиях ураганного роста цен на ресурсы тянет сибиряков в очередное болото экономической депрессии. Хватит ли сил на этот раз из него выбраться?

Об этом в своей статье рассуждает Сергей СОКОЛОВ, руководитель «РЗС – Восток».

 ***************************************************

«РЗС – Восток» -- сибирский филиал Российского зернового союза, одного из старейших отраслевых объединений отечественного агробизнеса.

«РЗС – Восток» создан в 2020 году, основные цели работы -- развитие экономического потенциала зерновой отрасли Сибири, новых экспортных направлений для сибирской продукции растениеводства, отстаивание интересов зернового бизнеса Сибирского федерального округа, консультационная и экспертная работа по формированию государственной аграрной политики, направленной на развитие зерновой и зерноперерабатывающей отраслей регионов СФО.

Руководитель «РЗС – Восток» -- генеральный директор АО «Новосибирскхлебопродукт», член Правления РЗС Сергей Соколов.

***************************

-- Вот уже не первый месяц эксперты спорят о том, куда в итоге «приплывёт» отечественное сельское хозяйство на «плавающей» экспортной пошлине. Многочисленные оценки в целом варьируются между «плохо» и «очень плохо», большинство экспертов отрасли сходится во мнении, что основной финансовый удар пошлин придётся на 2022 год, когда сельхозпроизводители увидят значительное уменьшение доходов по итогам сезона. Однако зерновая Сибирь, в силу логистической составляющей, быстрее всех идёт в точку невозврата – «час икс», похоже, наступит уже в сентябре.

Через месяц в сибирских регионах начнётся уборочная кампания. Сельхозпроизводители затратили на полевые работы огромные средства. Цены на удобрения и СЗР взлетели в этом году как минимум в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом, на 70% подорожал металл, что привело к росту цен на технику и запчасти, традиционно на 8-10 процентов выросли цены на ГСМ. Например, только в Новосибирской области, по подсчётам местного минсельхоза, весенняя посевная обошлась крестьянам в 10 миллиардов рублей – это на треть больше, чем в прошлом 2020-м году.

Кроме того, прошлогодние благоприятные цены на зерно и масличные мотивировали аграриев на беспрецедентные инвестиции в производство. Практически во всех зернопроизводящих регионах СФО хозяйства на 30-40 процентов превзошли прошлогодние показатели по объёмам закупки минеральных удобрений, средств защиты растений, элитных семян, новой сельхозтехники, оборудования для сушки и подработки зерна. К примеру, в Алтайском крае закупки минудобрений к прошедшей посевной удвоились по сравнению с 2020 годом и составили 160 тыс. тонн. Также рекордные объёмы внесения удобрений зафиксированы в Омской и Новосибирской областях, Красноярском крае.

Соответственно, себестоимость производства зерна вырастет, по предварительным оценкам аграриев, как минимум на 15 процентов и вплотную приблизится к 10 рублям за килограмм.

«Индекс кризиса»: коллапс как целевой индикатор

На какие же закупочные цены нового урожая сможет рассчитывать сибирский сельхозпроизводитель по итогам своих вложений в производство и ударного труда?

Основное направление экспорта сибирского зерна (прежде всего, пшеницы, составляющей 60 процентов зернового клина) – западное: это черноморские и азовские порты. «Плавающая» экспортная пошлина на пшеницу и ячмень рассчитывается еженедельно по ценовому индексу, основанному на предоставленной в Московскую биржу информации о договорах с поставкой на условиях FOB в глубоководных портах Черного моря. Государство изымает 70 процентов от разницы между этой индикативной ценой и 200 долларами.

Во-первых, вызывает большие вопросы адекватность самого механизма расчёта индикативной цены. В нём не учитываются ни мелководные порты Азовского и Каспийского морей, ни, что особенно важно, железнодорожные перевозки зерна из Сибири, стоимость которых составляет иногда до одной пятой от контракта.

Во-вторых, обращают на себя внимание крайне мелкие суммы контрактов, на основе которых формируется «пшеничный» индекс Московской товарной биржи. К примеру, 8 июля суточный объём экспортных сделок, информация о которых публикуется на сайте биржи, составил всего 588 тысяч долларов. А на неделе с 21 по 27 июня в один из дней был зафиксирован контракт на сумму 56 тысяч (!) долларов. И это на глубокой воде. Для рынка, который экспортирует в сутки до 100 тысяч тонн зерна с объёмами сделок до 25 миллионов долларов, это подозрительно мало. Как могут эти небольшие контракты быть основой глобальных регуляторных решений, влияющих на всю зерновую отрасль?

В-третьих, «плавающая» пошлина на пшеницу, стартовав с 28 долларов, всего за месяц выросла до 41,2 долларов. Пошлина на ячмень до введения «плавающего» механизма была 12 долларов, а после введения достигла 38 долларов. Такой месячный разбег полностью дезориентирует участников зернового рынка из отдалённых регионов России, не позволяет даже приблизительно планировать экономику закупок и экспортных контрактов. Трейдер закупает у аграриев зерно, заключает сделку с зарубежным покупателем, закладывает в стоимость контракта пошлину в размере, например, 32 доллара, но когда через три недели по железной дороге зерно приезжает из Сибири в южный порт – пошлина составляет уже более 40 долларов! Это абсолютно неприемлемая практика, невозможная для цивилизованного рынка. Но благодаря действиям регулятора это уже текущие реалии сибирского зернотрейдинга.

В-четвёртых, игроки рынка с момента введения «плавающей» пошлины отмечают, что биржевой индекс пшеницы, и соответственно, размер пошлины, не успевает за реальными ценами, складывающимися на рынке зерна. К примеру, по данным на 9 июля, экспортные цены на российскую пшеницу снизились до $234 (FOB, Новороссийск). Однако пошлина, взимаемая с экспортёров, с 7 по 13 июля составляет 41,2 доллара, исходя из индекса в 257 долларов. Заглянув в этот же день на сайт Московской товарной биржи, мы видим там биржевой индекс в размере…. 254,5 доллара! Так что же это за «индикатор», какую информацию он даёт рынку, и какую реальную функцию он выполняет?

Что касается сценария, который складывается на зерновом рынке в ближнесрочной перспективе, то он, прямо скажем, не внушает особого оптимизма. Тревожные звонки звенят один за другим: российские экспортёры всё чаще стали проигрывать тендеры на наших традиционных экспортных рынках – Египта и Турции. Вот последний тендер GASC по закупке мукомольной пшеницы с поставкой 01-15 сентября 2021г: румынское предложение -- 237 долларов за тонну, лучшее российское предложение – 240 долларов. Предыдущий египетский тендер, кстати, российскими поставщиками был также проигран. Та же картина и на турецком направлении: в свежем тендере национального агентства ТМО по закупке ячменя на 320 тысяч тонн российского ячменя всего 75 тысяч тонн. Весь остальной объём успешно закрывают наши основные конкуренты, Украина и Румыния.

Российское зерно становится всё более неконкурентоспособным на внешнем рынке, и основная причина этого очевидна – экспортные пошлины, ставшие огромным тормозом для всей отрасли. В массовую уборку мы входим с довольно большими запасами, давящими на рынок, с высоким урожаем – и неопределёнными перспективами у наших традиционных зарубежных покупателей. В результате на Юге России есть реальный риск попасть в ближайшее время в «зерновой затор», который вынудит понизить экспортные, а значит и внутренние закупочные цены.

Что это означает для сибирского зернового кластера? В этой ситуации «плавающая» пошлина в её нынешнем виде становится для сибиряков просто разорительной.

Есть известная турецкая пословица: «Когда в Стамбуле стригут ногти, в деревне рубят пальцы». Если перефразировать этот афоризм на наши зерновые реалии, то при «стрижке ногтей», то есть понижении цен на Юге России до 12-12,5 тысяч рублей за тонну, в Сибири «ампутация» всего зернового рынка становится неизбежной. То, что для южных регионов станет крайне болезненным, но в целом переносимым ударом по доходности зернового бизнеса, для сибирских территорий станет просто нокаутом.

Вот расклад при текущем (19 июля) 241 долларе за тонну пшеницы 4-го класса: услуга элеватора – порядка 6 долларов за тонну, провозная плата по железной дороге из Новосибирска или Омска до Новороссийская – 48 долларов за тонну, действующая пошлина – 35 доллар, портовые услуги -- 10 долларов. Остаётся 142 доллара (для чистоты подсчёта условимся, что сибирские трейдеры живут святым духом и не берут свою маржу в 5-6 долларов с тонны).

Зерно Он-Лайн