Положение дел в АПК вынуждает заниматься переработкой
Уходящий год стал серьёзным испытанием для аграриев из-за госпошлин на экспорт зерна, двукратного подорожания удобрений и средств защиты растений. Развитие возможно только с расчётом на углубление переработки и выращенные кадры, считает генеральный директор компании «Прогресс Агро» Леонид Рагозин
«Прогресс Агро» — одно из крупнейших предприятий Краснодарского края с земельным банком в 112 тысяч гектаров. Занимается растениеводством, животноводством, молоко- и мясопереработкой, производством сахара, включает 20 предприятий. Развивает собственную розницу — магазины «Моя станица». Впрочем, ограничение экспорта зерна, а также рост цен на материалы для АПК вынуждают искать новые пути развития, считает Леонид Рагозин.
Основные возможности — в собственной селекции и экспорте
— Как бы вы охарактеризовали ситуацию на основных направлениях деятельности компании?
— Растениеводство остаётся основным видом деятельности. В животноводстве мы смогли заготовить необходимое количество кормов с низкой себестоимостью за счёт урожая 2020 года. За последние 4—5 лет поменяли структуру стада. Так, более 70 процентов — это высокоудойные голштинки. Мы этого достигли за счёт внедрения эмбриотрансфера и использования сексированного семени. Увеличился валовой надой почти на 23 процента, хотя количество животных осталось прежним — около 8 тысяч голов дойного стада.
Активно развиваем мясное направление. Кроме свинины, производим говядину на мясокомбинате «Южный». В этом году стали производить колбасы, полуфабрикаты, изделия для кулинарии.
Кроме того, в конце 2019 года мы запустили небольшой молочный завод, который рассчитан на 20 тонн переработки сырого молока в сутки.
— Как развивается экспортное направление компании?
— Мы уходим в глубокую переработку. Утвердили проект и приступили к строительству комбината мощностью производства 300 тонн муки в сутки. Планируем ее на экспорт. Традиционно поставляем зерно. Неплохо экспортируется гранулированный жом — 30 тысяч тонн в этом ушло на экспорт и внутренний рынок.
— Насколько успешна розничная сеть «Моя станица»?
— Пока у нас 27 магазинов, планируем за четыре года довести их количество до 100 и более. География различна: Усть-Лабинск, Сочи, Краснодар и в близлежащих станицах. В магазинах 80 процентов товаров произведены на предприятиях «Прогресс Агро»: молочная линейка, кусковое свежее мясо, полуфабрикаты, колбасы, ветчина и другие деликатесы. Собственная выпечка, хлеб, который мы подвозим из пекарен три раза в день, чтобы на полке он был свежим. Наш молочный завод производит около 40 наименований продукции. Второй год она поставляется в районные детские сады и школы. Недавно молоко, ряженка и йогурты, мука и формованный хлеб получили знак качества «Сделано на Кубани».
Опора на собственные технологии как фактор устойчивости
— Одна из чувствительных тем отечественного АПК — зависимость от импортных семян. Есть ли смысл бороться с нею?
— Разумеется, есть. Мы — одно из немногих предприятий России, занимающееся семеноводством. Выпускаем более 20 тысяч тонн семян озимых зерновых и гибридов кукурузы ежегодно. У нас 32 зарегистрированных в российском реестре гибридов кукурузы и 4 гибрида ожидают внесения по итогам испытаний этого года. Выращиваем и подрабатываем семена кукурузы, продаём сами и через дистрибьюторскую сеть. Ожидаемая прибыль от реализации в этом году составит более 250 миллионов рублей. Занимаем около 6 процентов рынка.
Планируем, что в 2023 году у нас появятся первые 300 тонн семян подсолнечника, выведенные нашими селекционерами. Конечно, мы их апробируем у себя, а большую часть продадим. Расширили и селекционные станции. Одна из них находится в станице Новотитаровская под Краснодаром. Заработала молекулярная лаборатория, которая многократно ускорит нашу селекцию семян.
Кроме того, совместно с институтом Лукьяненко выращиваем семена пшеницы и сои с компанией «СОКО». Качественные семена пшеницы позволили достичь неплохих показателей. Так, в этом году средняя урожайность в компании составила почти 64 центнера с гектара. Это несколько выше, чем в среднем по Краснодарскому краю, но у нас были результаты и лучше — свыше 70 центнеров с гектара.
— Как планируете закончить этот год по финансовым показателям?
— По итогам 2021 года мы планируем получить чистую прибыль выше плана. Выручка также растёт: два года назад она составляла около 11 миллиардов рублей, в этом планируем больше 14 миллиардов. Доходность одного гектара в этом году составила 66 тысяч рублей. Это говорит о том, что мы эффективно управляем технологическими процессами.
— Какие факторы отразились на вашей деятельности?
— Цена на удобрения выросла на 110 процентов, на стройматериалы — вдвое, поднялась цена на топливо, автотранспортные услуги. Курс доллара по отношению к рублю вырос, так как за рубежом пошла вверх цена на газ. Много заводов по производству минудобрений закрылось. Отечественные поставщики удобрений, увидев шанс, переориентировали продажи на другие страны. При значительном росте цен ставка рефинансирования поднялась до 7,5 процента и ожидается ещё выше, привлекать кредиты стало дороже. Производственный цикл у нашей продукции длинный, и мы видим, что даже ставка по кредитам поднялась до 9—9,5 процента. Для нас это неприемлемо. Учитывая, что цены на сырьё выросли, а государство ограничило продажу продукции растениеводства пошлинами, в 2022 год мы заходим с пониманием потерянных возможностей, но и, тем не менее, с настроем воплотить некоторые интересные проекты в переработке.
— Какие меры планируете в этой ситуации предпринимать?
— У нас серьёзная инвестпрограмма, которую предстоит подкорректировать, уже разработаны меры по снижению себестоимости и затрат. Включаем механизм экономии. Открыли более 100 проектов по производственной системе, чтобы снизить себестоимость производства. Предстоящий год покажет, насколько мы способны управлять этими процессами.
Мы сформировали новые инвестпрограммы. Планируем на обновление техники — комбайнов, тракторов, автомашин-перевозчиков, мини-тракторов для ферм — потратить 1,6 миллиарда рублей. Вся инвестпрограмма оценивается в 4,5 миллиарда рублей. Это и новое мукомольное производство, строительство пекарни, поэтапное расширение мощностей молочного завода до 200 тонн переработки в сутки.
«Дорожная карта» по модернизации АПК должна опираться на господдержку
— Могу сказать одно: в текущей ситуации нас мотивирует государство. Например, заниматься переработкой зерна, прорабатывать проект по производству сухого молока, масла, мороженого.
Сегодня отечественные гибриды кукурузы, семена пшеницы по урожайности и устойчивости к засухе не уступают, а порой и превосходят мировые аналоги. Надо развивать отечественную селекцию. Без государственной помощи на этом направлении не обойтись. Мы всё же должны быть в равной борьбе с конкурентами по семенам на рынке. Государству также необходимо поддерживать селекцию в животноводстве, развитие экологических технологий в производстве.
— Какая государственная стратегия развития в сфере АПК, на ваш взгляд, нужна?
— Сегодня государство в большей степени нацелено на поддержку мелких сельхозпроизводителей. Поддержка средних и крупных предприятий осуществляется не в таких объёмах. Хотя основу продовольственной безопасности страны составляют крупные компании, в них сосредоточен научный и кадровый потенциал, они достигают результатов. Малому предпринимателю сложнее применять новые технологии и создавать условия для привлечения квалифицированных кадров в село. Крупные сельхозпроизводители занимаются решением социальных проблем села, улучшают его инфраструктуру.
Развитие с опорой на местные кадры
— Какой подход к привлечению трудовых ресурсов у «Прогресс Агро»?
— В нашей компании практикуется комплексный подход к подготовке кадров. Совместно с городской администрацией и с фондом «Вольное дело Юг» мы участвуем в обучении школьников-агроклассников. Наши специалисты посещают занятия, рассказывают о производстве. Для учащихся проводятся экскурсии на производственные площадки, дети участвуют в конкурсных проектах. Например, выращивали на пришкольных участках сахарную свёклу, а затем весь урожай сдавали на наш сахарный завод. Занявшие призовые места классы были поощрены.
Второе направление — работа с вузами. «Прогресс Агро» предложила для студентов кубанских аграрного и технологического госуниверситетов годовую программу «Управление проектами АПК». Её цель — отобрать активных студентов, получивших знания о современных технологиях в агробизнесе и проектном управлении. В них видим кадровый резерв компании.
У нас стажируются будущие агрономы, животноводы, технологи-переработчики — более 60 студентов ежегодно. Из них половину принимаем на работу.
— Дефицита кадров у вас нет за счёт обучения местных кадров?
— Испытываем дефицит рабочих профессий. В нашем районе два средних специальных учебных заведения по подготовке механизаторов. Мы всех трактористов, которые там обучаются, берём на практику, смотрим, кто и после армии готов вернуться к нам. За принятым на работу молодым механизатором закрепляем наставника.
Этим летом в компании заработала корпоративная жилищная программа. Для наших работников это существенная поддержка. При правильном отношении к труду работник, нуждающейся в собственном жилье, как мы гарантируем, будет её участником. Она предусматривает оплату компанией первого взноса по ипотеке, а затем 50 процентов ежемесячного платежа по кредиту. В ней участвует уже 30 человек. В этом году на реализацию программы выделено 30 миллионов рублей.
— К чему вы готовитесь в 2022 году?
— Судя по нашим всходам озимых, мы заложили хороший фундамент.
Обновление техники позволит увеличить производительность. В целом опасения связываем с существующей госпошлиной на экспорт зерна и ростом цен на сырьё.
Положение дел в АПК вынуждает заниматься переработкой
«Прогресс Агро» — одно из крупнейших предприятий Краснодарского края с земельным банком в 112 тысяч гектаров. Занимается растениеводством, животноводством, молоко- и мясопереработкой, производством сахара, включает 20 предприятий. Развивает собственную розницу — магазины «Моя станица». Впрочем,ограничение экспорта зерна, а также рост цен на материалы для АПК вынуждают искать новые пути развития, считает Леонид Рагозин.
Основные возможности — в собственной селекции и экспорте— Как бы вы охарактеризовали ситуацию на основных направлениях деятельности компании?
— Растениеводство остаётся основным видом деятельности. В животноводстве мы смогли заготовить необходимое количество кормов с низкой себестоимостью за счёт урожая 2020 года. За последние 4—5 лет поменяли структуру стада. Так, более 70 процентов — это высокоудойные голштинки. Мы этого достигли за счёт внедрения эмбриотрансфера и использования сексированного семени. Увеличился валовой надой почти на 23 процента, хотя количество животных осталось прежним — около 8 тысяч голов дойного стада.
Активно развиваем мясное направление. Кроме свинины, производим говядину на мясокомбинате «Южный». В этом году стали производить колбасы, полуфабрикаты, изделия для кулинарии.
Кроме того, в конце 2019 года мы запустили небольшой молочный завод, который рассчитан на 20 тонн переработки сырого молока в сутки.
— Как развивается экспортное направление компании?
— Мы уходим в глубокую переработку. Утвердили проект и приступили к строительству комбината мощностью производства 300 тонн муки в сутки. Планируем ее на экспорт. Традиционно поставляем зерно. Неплохо экспортируется гранулированный жом — 30 тысяч тонн в этом ушло на экспорт и внутренний рынок.
— Насколько успешна розничная сеть «Моя станица»?
— Пока у нас 27 магазинов, планируем за четыре года довести их количество до 100 и более. География различна: Усть-Лабинск, Сочи, Краснодар и в близлежащих станицах. В магазинах 80 процентов товаров произведены на предприятиях «Прогресс Агро»: молочная линейка, кусковое свежее мясо, полуфабрикаты, колбасы, ветчина и другие деликатесы. Собственная выпечка, хлеб, который мы подвозим из пекарен три раза в день, чтобы на полке он был свежим. Наш молочный завод производит около 40 наименований продукции. Второй год она поставляется в районные детские сады и школы. Недавно молоко, ряженка и йогурты, мука и формованный хлеб получили знак качества «Сделано на Кубани».
Опора на собственные технологии как фактор— Одна из чувствительных тем отечественного АПК — зависимость от импортных семян. Есть ли смысл бороться с нею?
— Разумеется, есть. Мы — одно из немногих предприятий России, занимающееся семеноводством. Выпускаем более 20 тысяч тонн семян озимых зерновых и гибридов кукурузы ежегодно. У нас 32 зарегистрированных в российском реестре гибридов кукурузы и 4 гибрида ожидают внесения по итогам испытаний этого года. Выращиваем и подрабатываем семена кукурузы, продаём сами и через дистрибьюторскую сеть. Ожидаемая прибыль от реализации в этом году составит более 250 миллионов рублей. Занимаем около 6 процентов рынка.
Планируем, что в 2023 году у нас появятся первые 300 тонн семян подсолнечника, выведенные нашими селекционерами. Конечно, мы их апробируем у себя, а большую часть продадим. Расширили и селекционные станции. Одна из них находится в станице Новотитаровская под Краснодаром. Заработала молекулярная лаборатория, которая многократно ускорит нашу селекцию семян.
Кроме того, совместно с институтом Лукьяненко выращиваем семена пшеницы и сои с компанией «СОКО». Качественные семена пшеницы позволили достичь неплохих показателей. Так, в этом году средняя урожайность в компании составила почти 64 центнера с гектара. Это несколько выше, чем в среднем по Краснодарскому краю, но у нас были результаты и лучше — свыше 70 центнеров с гектара.
— Как планируете закончить этот год по финансовым показателям?
— По итогам 2021 года мы планируем получить чистую прибыль выше плана. Выручка также растёт: два года назад она составляла около 11 миллиардов рублей, в этом планируем больше 14 миллиардов. Доходность одного гектара в этом году составила 66 тысяч рублей. Это говорит о том, что мы эффективно управляем технологическими процессами.
— Какие факторы отразились на вашей деятельности?
— Цена на удобрения выросла на 110 процентов, на стройматериалы — вдвое, поднялась цена на топливо, автотранспортные услуги. Курс доллара по отношению к рублю вырос, так как за рубежом пошла вверх цена на газ. Много заводов по производству минудобрений закрылось. Отечественные поставщики удобрений, увидев шанс, переориентировали продажи на другие страны. При значительном росте цен ставка рефинансирования поднялась до 7,5 процента и ожидается ещё выше, привлекать кредиты стало дороже. Производственный цикл у нашей продукции длинный, и мы видим, что даже ставка по кредитам поднялась до 9—9,5 процента. Для нас это неприемлемо. Учитывая, что цены на сырьё выросли, а государство ограничило продажу продукции растениеводства пошлинами, в 2022 год мы заходим с пониманием потерянных возможностей, но и, тем не менее, с настроем воплотить некоторые интересные проекты в переработке.
— Какие меры планируете в этой ситуации предпринимать?
— У нас серьёзная инвестпрограмма, которую предстоит подкорректировать, уже разработаны меры по снижению себестоимости и затрат. Включаем механизм экономии. Открыли более 100 проектов по производственной системе, чтобы снизить себестоимость производства. Предстоящий год покажет, насколько мы способны управлять этими процессами.
Мы сформировали новые инвестпрограммы. Планируем на обновление техники — комбайнов, тракторов, автомашин-перевозчиков, мини-тракторов для ферм — потратить 1,6 миллиарда рублей. Вся инвестпрограмма оценивается в 4,5 миллиарда рублей. Это и новое мукомольное производство, строительство пекарни, поэтапное расширение мощностей молочного завода до 200 тонн переработки в сутки.
«Дорожная карта» по модернизации АПК должна опираться на господдержку—Весной этого года мы проводили совместное исследование, опрашивая аграриев и производителей техники о том, что необходимо для модернизации АПК . Один из вопросов — что сегодня вынуждает заниматься модернизацией предприятия. На ваш взгляд, что именно?
— Могу сказать одно: в текущей ситуации нас мотивирует государство. Например, заниматься переработкой зерна, прорабатывать проект по производству сухого молока, масла, мороженого.
Сегодня отечественные гибриды кукурузы, семена пшеницы по урожайности и устойчивости к засухе не уступают, а порой и превосходят мировые аналоги. Надо развивать отечественную селекцию. Без государственной помощи на этом направлении не обойтись. Мы всё же должны быть в равной борьбе с конкурентами по семенам на рынке. Государству также необходимо поддерживать селекцию в животноводстве, развитие экологических технологий в производстве.
— Какая государственная стратегия развития в сфере АПК, на ваш взгляд, нужна?
— Сегодня государство в большей степени нацелено на поддержку мелких сельхозпроизводителей. Поддержка средних и крупных предприятий осуществляется не в таких объёмах. Хотя основу продовольственной безопасности страны составляют крупные компании, в них сосредоточен научный и кадровый потенциал, они достигают результатов. Малому предпринимателю сложнее применять новые технологии и создавать условия для привлечения квалифицированных кадров в село. Крупные сельхозпроизводители занимаются решением социальных проблем села, улучшают его инфраструктуру.
Развитие с опорой на местные кадры— Какой подход к привлечению трудовых ресурсов у «Прогресс Агро»?
— В нашей компании практикуется комплексный подход к подготовке кадров. Совместно с городской администрацией и с фондом «Вольное дело Юг» мы участвуем в обучении школьников-агроклассников. Наши специалисты посещают занятия, рассказывают о производстве. Для учащихся проводятся экскурсии на производственные площадки, дети участвуют в конкурсных проектах. Например, выращивали на пришкольных участках сахарную свёклу, а затем весь урожай сдавали на наш сахарный завод. Занявшие призовые места классы были поощрены.
Второе направление — работа с вузами. «Прогресс Агро» предложила для студентов кубанских аграрного и технологического госуниверситетов годовую программу «Управление проектами АПК». Её цель — отобрать активных студентов, получивших знания о современных технологиях в агробизнесе и проектном управлении. В них видим кадровый резерв компании.
У нас стажируются будущие агрономы, животноводы, технологи-переработчики — более 60 студентов ежегодно. Из них половину принимаем на работу.
— Дефицита кадров у вас нет за счёт обучения местных кадров?
— Испытываем дефицит рабочих профессий. В нашем районе два средних специальных учебных заведения по подготовке механизаторов. Мы всех трактористов, которые там обучаются, берём на практику, смотрим, кто и после армии готов вернуться к нам. За принятым на работу молодым механизатором закрепляем наставника.
Этим летом в компании заработала корпоративная жилищная программа. Для наших работников это существенная поддержка. При правильном отношении к труду работник, нуждающейся в собственном жилье, как мы гарантируем, будет её участником. Она предусматривает оплату компанией первого взноса по ипотеке, а затем 50 процентов ежемесячного платежа по кредиту. В ней участвует уже 30 человек. В этом году на реализацию программы выделено 30 миллионов рублей.
— К чему вы готовитесь в 2022 году?
— Судя по нашим всходам озимых, мы заложили хороший фундамент.
Обновление техники позволит увеличить производительность. В целом опасения связываем с существующей госпошлиной на экспорт зерна и ростом цен на сырьё.
Новости по теме: