Внутрироссийские перевозки зерна по сети ОАО «РЖД» в первой половине сельскохозяйственного года (с июля 2021 года по январь 2022-го) составили 6 млн тонн. При этом зафиксирован значительный рост погрузки зерна в направлении ряда регионов России, в частности в Северо-Западный регион страны, на Урал и Поволжье. Эксперты транспортного рынка прогнозируют рекорд по итогам зернового сезона (с июля 2021 года по июнь 2022-го). Как рассказал «Гудку» заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» по оперативной работе Сергей Галкин, погрузка зерна по сети ОАО «РЖД» во внутреннем сообщении за период с июля 2021 года по январь 2022-го составила 6 млн тонн. Наблюдается рост погрузки зерна в направлении ряда регионов России. Например, отправки этого вида грузов с июля 2021 года по январь 2022-го в Челябинскую область выросли на 72,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого сельскохозяйственного полугодия (с июля 2020 года по январь 2021-го), а в Саратовскую — на 90,1%.
Рост объёмов железнодорожной перевозки зерна во внутрироссийском сообщении связан с несколькими факторами, считает пресс-секретарь ПАО «Первая грузовая компания» Нозима Каримова. «Сельхозпроизводители постоянно увеличивают площади для посевов и закупку удобрений, что приводит к росту урожая и влечёт, как следствие, увеличение погрузки, — говорит Нозима Каримова. — Действующие экспортные пошлины на вывоз зерна также сказались на перераспределении объёмов продукции в пользу внутренних потребителей».
Напомним, что сейчас в России действует механизм плавающей пошлины, предназначенный для стабилизации цен на зерно на внутреннем рынке и сохранения продукции внутри страны. Размер ставок рассчитывается еженедельно на основе ценовых индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже.
Нозима Каримова добавила, что увеличению внутренней доставки зерна по железной дороге способствовал рекордный урожай в Сибири и высокий спрос на него со стороны российских регионов, пострадавших от летней засухи, — Урала, Восточного Поволжья. Интерес к зерну также активно проявляли Центральный и Северо-Западный регионы страны.
Так, по данным руководителя аналитического центра АО «Русагротранс» Игоря Павенского, основной объём зерна с июля 2021 года по январь 2022-го направлен в адрес Северо-Западного региона — 1,2 млн тонн, что можно объяснить растущими там мощностями по переработке этой продукции. «Рост перевозок зерновой продукции также отмечен в адрес Уральского федерального округа — 1,1 млн тонн с июля 2021 года по январь 2022-го (560 тыс. тонн годом ранее). Поставки в Поволжье превысили аналогичный период прошлого сезона и составили 738 тыс. тонн (510 тыс. тонн годом ранее). Это связано с тем, что с 2021 года перевозки зерна на Урал и в Поволжье субсидируются в размере 100% скидки на гружёный железнодорожный тариф».
Нозима Каримова считает, что в 2022 году рост погрузки зерновых в целом будет держаться в пределах 1,5—2%. «Высокий уровень внутрироссийских перевозок сохранится во второй половине сельхозгода, и по итогам сезона рынок может достичь около 7—7,5 млн тонн (без учёта зерна бобов и солода, так как зерно бобов — это соя (масличные), а солод — продукт переработки ячменя), что будет самым высоким уровнем с сезона-2010/11, когда на фоне рекордной засухи и эмбарго на экспорт они составили 10,46 млн тонн», — подытожил Игорь Павенский.
Отметим, что, по данным АО «Русагротранс», в период с июля 2021 года по январь 2022-го по сети ОАО «РЖД» перевезено 4 млн тонн зерна, что стало рекордом за последние пять лет. Предыдущий рекорд поставлен в 2016—2017 годах, когда во внутреннем сообщении по сети железных дорог проехало 4,17 млн тонн зерна.
Зерно путешествует по России
Рост объёмов железнодорожной перевозки зерна во внутрироссийском сообщении связан с несколькими факторами, считает пресс-секретарь ПАО «Первая грузовая компания» Нозима Каримова.
«Сельхозпроизводители постоянно увеличивают площади для посевов и закупку удобрений, что приводит к росту урожая и влечёт, как следствие, увеличение погрузки, — говорит Нозима Каримова. — Действующие экспортные пошлины на вывоз зерна также сказались на перераспределении объёмов продукции в пользу внутренних потребителей».
Напомним, что сейчас в России действует механизм плавающей пошлины, предназначенный для стабилизации цен на зерно на внутреннем рынке и сохранения продукции внутри страны. Размер ставок рассчитывается еженедельно на основе ценовых индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже.
Нозима Каримова добавила, что увеличению внутренней доставки зерна по железной дороге способствовал рекордный урожай в Сибири и высокий спрос на него со стороны российских регионов, пострадавших от летней засухи, — Урала, Восточного Поволжья. Интерес к зерну также активно проявляли Центральный и Северо-Западный регионы страны.
Так, по данным руководителя аналитического центра АО «Русагротранс» Игоря Павенского, основной объём зерна с июля 2021 года по январь 2022-го направлен в адрес Северо-Западного региона — 1,2 млн тонн, что можно объяснить растущими там мощностями по переработке этой продукции.
«Рост перевозок зерновой продукции также отмечен в адрес Уральского федерального округа — 1,1 млн тонн с июля 2021 года по январь 2022-го (560 тыс. тонн годом ранее). Поставки в Поволжье превысили аналогичный период прошлого сезона и составили 738 тыс. тонн (510 тыс. тонн годом ранее). Это связано с тем, что с 2021 года перевозки зерна на Урал и в Поволжье субсидируются в размере 100% скидки на гружёный железнодорожный тариф».
Нозима Каримова считает, что в 2022 году рост погрузки зерновых в целом будет держаться в пределах 1,5—2%.
«Высокий уровень внутрироссийских перевозок сохранится во второй половине сельхозгода, и по итогам сезона рынок может достичь около 7—7,5 млн тонн (без учёта зерна бобов и солода, так как зерно бобов — это соя (масличные), а солод — продукт переработки ячменя), что будет самым высоким уровнем с сезона-2010/11, когда на фоне рекордной засухи и эмбарго на экспорт они составили 10,46 млн тонн», — подытожил Игорь Павенский.
Отметим, что, по данным АО «Русагротранс», в период с июля 2021 года по январь 2022-го по сети ОАО «РЖД» перевезено 4 млн тонн зерна, что стало рекордом за последние пять лет. Предыдущий рекорд поставлен в 2016—2017 годах, когда во внутреннем сообщении по сети железных дорог проехало 4,17 млн тонн зерна.
Новости по теме: