Подсолнечное масло подрожало в 7 раз в Казахстане менее чем за 1,5 года
В период с 2017 года по октябрь 2020 года рост цен на подсолнечное масло не наблюдался, а с октября 2020 года по 2021 год стоимость масла увеличилась в 7 раз. Об этом сообщило Агентство по защите и развитию конкуренции после проведения анализа состояния конкуренции на рынке производства и оптовой реализации подсолнечного масла за период 2020 год и январь-июнь 2021 года в границах РК.
Отмечается, что основными факторами повышения цен стали:
рост закупочных цен на сырье вследствие сокращения у производителей запасов сырья урожая прошлого года;
ориентация цен на мировые;
неурожай в Казахстане и в мире;
увеличение стоимости закупа воды на 0,25 МРП;
импортозависимость.
Согласно балансу рынка подсолнечного масла за 2021 год, производство подсолнечного масла по республике с учетом экспортного объема не покрывает потребность республики: импортная продукция на внутреннем рынке составляет более 30% (производство — 323 218 тонн, экспорт — 111 266,7 тонн, импорт — 101 444,4 тонн, реализация — 313 395,8 тонн).
Производство подсолнечного масла в РК осуществляют 8 основных крупных заводов (АО «Май», ТОО «Усть-Каменогорский маслозавод», ТОО «Востоксельхозпродукт», ТОО «Промбаза-7», ТОО «Белес Агро», ТОО «Шымкен Май», ТОО «Арай», ТОО «Евразиян Фудс корпорэйшн»), которые расположены в 6 регионах республики (города Алматы и Шымкент, ВКО, ЗКО, Актюбинская область, Костанайская область).
Оптовой реализацией подсолнечного масла в регионах республики занимаются 152 субъекта рынка.
Рынок подсолнечного масла является высококонцентрированным.
Основную долю из числа производителей по республике занимает АО «Евразиан фудс корпорейшн», АО «Май», из числа оптовых поставщиков — ТОО «Прима дистрибьюшн».
АЗРК выделило основные проблемы реализации подсолнечного масла на рынке Казахстана. Сообщается, что большая часть ввозимых масел из России идет с недоливом. На этикетке написано 5 литров, а по факту — 4,7-4,8 литра, цена получается дешевле, надзорными органами Республики Казахстан не контролируется.
Отмечается, что основными барьерами на данном товарном рынке являются: необходимость значительных финансовых вложений для вхождения и осуществления деятельности, а также нехватка и увеличение стоимости сырья.
Кроме того, влияние сезонности очень ощутимое, так как в период минимального спроса, у предприятий практически останавливается реализация и производство подсолнечного масла (период максимального спроса с августа по ноябрь, период минимального спроса с января по февраль — в данные месяцы оптовые продажи отсутствуют).
«Развитие конкуренции на данном рынке сдерживается наличием административных барьеров. На основании данных анализа Агентство по защите и развитию конкуренции направило предложения в Министерство национальной экономики Республики Казахстан для включения мероприятий в Комплекс мер по контролю и снижению инфляции на 2022-2024 годы», — сообщили в агентстве.
В частности предлагается:
осуществлять закуп у сельхозпроизводителей сырья (подсолнечника) по текущим низким ценам на дату сбора урожая, что позволит данным производителям не повышать цены, тогда как рост закупочных цен на сырье — подсолнечник, в течение года может повысить цены на конечную сельскохозяйственную продукцию в среднем на 30% и более;
увеличить посевные площади подсолнечника;
введение квотирования на экспорт товаров и сырья, по которым наблюдается рост цен либо введения таможенных пошлин на экспорт сырья, как в России и Украине.
Напомним, что в настоящий момент в Казахстане действуют квоты на экспорт семян подсолнечника и масла подсолнечного. Изначально они были введены правительством на период с 1 декабря 2021 года по 1 июля 2022 года в объеме 110 тыс. тонн для масла и 125 тыс. тонн для семян. Однако, позднее срок действия ограничений для масла сократили на месяц, до 1 июня, а объем квоты увеличили на 4 тыс. тонн, до 114 тыс.
Эксперт — официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов сообщил, что вмешательство государства в рынок масличных культур и подсолнечного масла привело к падению цен на сельхозсырье. Из-за этого фермеры, специализирующиеся на подсолнечнике, оказались в сложном положении.
Подсолнечное масло подрожало в 7 раз в Казахстане менее чем за 1,5 года
В период с 2017 года по октябрь 2020 года рост цен на подсолнечное масло не наблюдался, а с октября 2020 года по 2021 год стоимость масла увеличилась в 7 раз. Об этом сообщило Агентство по защите и развитию конкуренции после проведения анализа состояния конкуренции на рынке производства и оптовой реализации подсолнечного масла за период 2020 год и январь-июнь 2021 года в границах РК.
Отмечается, что основными факторами повышения цен стали:
Согласно балансу рынка подсолнечного масла за 2021 год, производство подсолнечного масла по республике с учетом экспортного объема не покрывает потребность республики: импортная продукция на внутреннем рынке составляет более 30% (производство — 323 218 тонн, экспорт — 111 266,7 тонн, импорт — 101 444,4 тонн, реализация — 313 395,8 тонн).
Производство подсолнечного масла в РК осуществляют 8 основных крупных заводов (АО «Май», ТОО «Усть-Каменогорский маслозавод», ТОО «Востоксельхозпродукт», ТОО «Промбаза-7», ТОО «Белес Агро», ТОО «Шымкен Май», ТОО «Арай», ТОО «Евразиян Фудс корпорэйшн»), которые расположены в 6 регионах республики (города Алматы и Шымкент, ВКО, ЗКО, Актюбинская область, Костанайская область).
Оптовой реализацией подсолнечного масла в регионах республики занимаются 152 субъекта рынка.
Рынок подсолнечного масла является высококонцентрированным.
Основную долю из числа производителей по республике занимает АО «Евразиан фудс корпорейшн», АО «Май», из числа оптовых поставщиков — ТОО «Прима дистрибьюшн».
АЗРК выделило основные проблемы реализации подсолнечного масла на рынке Казахстана. Сообщается, что большая часть ввозимых масел из России идет с недоливом. На этикетке написано 5 литров, а по факту — 4,7-4,8 литра, цена получается дешевле, надзорными органами Республики Казахстан не контролируется.
Отмечается, что основными барьерами на данном товарном рынке являются: необходимость значительных финансовых вложений для вхождения и осуществления деятельности, а также нехватка и увеличение стоимости сырья.
Кроме того, влияние сезонности очень ощутимое, так как в период минимального спроса, у предприятий практически останавливается реализация и производство подсолнечного масла (период максимального спроса с августа по ноябрь, период минимального спроса с января по февраль — в данные месяцы оптовые продажи отсутствуют).
«Развитие конкуренции на данном рынке сдерживается наличием административных барьеров. На основании данных анализа Агентство по защите и развитию конкуренции направило предложения в Министерство национальной экономики Республики Казахстан для включения мероприятий в Комплекс мер по контролю и снижению инфляции на 2022-2024 годы», — сообщили в агентстве.
В частности предлагается:
Напомним, что в настоящий момент в Казахстане действуют квоты на экспорт семян подсолнечника и масла подсолнечного. Изначально они были введены правительством на период с 1 декабря 2021 года по 1 июля 2022 года в объеме 110 тыс. тонн для масла и 125 тыс. тонн для семян. Однако, позднее срок действия ограничений для масла сократили на месяц, до 1 июня, а объем квоты увеличили на 4 тыс. тонн, до 114 тыс.
Эксперт — официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов сообщил, что вмешательство государства в рынок масличных культур и подсолнечного масла привело к падению цен на сельхозсырье. Из-за этого фермеры, специализирующиеся на подсолнечнике, оказались в сложном положении.
Новости по теме: