27.07.2022 09:30

Эксперт: Запрет импорта сырья автомобильным транспортом — удар по продовольственной безопасности Казахстана

В агропромышленном секторе страны вновь назревают разногласия. Предложения некоторых отраслевых союзов возмутили казахстанских переработчиков.

Как нам рассказали в Национальной ассоциации переработчиков масличных культур, ряд отраслевых союзов вынесли до уровня премьер-министра страны довольно странное, по мнению масложировиков, предложение — ввести запрет на ввоз зерновых культур, муки и семян подсолнечника из России автомобильным транспортом. Главный аргумент такой инициативы — якобы именно таким способом в своем большинстве в Казахстан идет серый импорт, передает inbusiness.kz.

Когда нет логики: переработчикам выгоден автомобильный транспорт 

В ассоциации не понимают, каким образом нарушения на границе, если они, конечно есть, связаны именно с видом транспорта, но считают, что вопросы к эффективности таможенного контроля, по сути, хотят решить самым нелогичным образом — словно при больном пальце ампутировать целую кисть. Но главная претензия переработчиков даже не к логике инициативы. Для казахстанских переработчиков, которые в больших объемах закупают сырье в России, куда выгоднее, с точки зрения логистики, завозить товар именно автомобильным транспортом. 

"Например, около 80% семян подсолнечника перерабатываются в Восточном Казахстане, граничащим с Российской Федерацией. Радиус поставок составляет 100—500 км. За 9 месяцев нынешнего сезона импорт семян подсолнечника из России составил 172 тыс. тонн, что в 4.2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого сезона. Половина этого объема завезена автотранспортом. В граничащих регионах нашей республики с округами России, дешевле и удобнее завозить сырье именно автомобильным транспортом. Во-первых, это быстрее, как минимум в три раза, а во-вторых, дешевле по сравнению с железнодорожными перевозками. Для понимания разница составляет 1000-1500 руб/тонну", — проинформировали в Национальной ассоциации переработчиков масличных культур.

Кроме того, практически каждый год в период уборки урожая, создается дефицит вагонов и локомотивов. Неудобны при коротких маршрутах по железной дороге сами условия: так, в случае погрузки товара в крытые вагоны, необходимо расфасовать сырье по тарам, а нефасованные семена можно транспортировать исключительно в вагонах-зерновозах. Они, в разгар сезона, удовольствие весьма дефицитное.

Минусы инициативы

Конечный пункт минусов инициативы, отмечают масложировики, это экономическая составляющая. Себестоимость сырья, при перевозках по железной дороге, однозначно вырастет в цене. А значит, возрастет и стоимость масложировой продукции.

"Принимая предложенные меры, мы рискуем оставить часть населения трудящейся в сфере автоперевозок без заработка и недополучить сырье для дальнейшей переработки. Оценка объемов потерь маслосемян составит более 70 тыс. тонн, цены на сырье повысятся не менее 15%. Следствием этого может стать недозагруженность перерабатывающих предприятий, которая в итоге повлияет на рост цен готовой продукции. Все это в итоге даст толчок к очередному повышению инфляции, что негативно отразится на благосостоянии народа и станет очередным ударом по продовольственной безопасности страны", — отмечают в Национальной ассоциации переработчиков масличных культур.


Новости по теме:
Автоперевозки являются оптимальным вариантом импорта подсолнечника в Казахстан из приграничных регионов РФ — NOPA

https://www.zol.ru/n/36AC8
Источник: Inbusiness.kz