Если закроют «зерновой коридор», сможем отправить за границу максимум 35 млн тонн зерна — Николай Горбачев
22 ноября истекает срок действия зерновой сделки. Поэтому представители ведущих аграрных ассоциаций Украины обратились к Генеральному секретарю ООН и мировым лидерам с просьбой сделать все возможное для продления действия Инициативы безопасной транспортировки зерна из украинских портов для дальнейшего обеспечения глобальной продовольственной безопасности. А ведь фактически альтернативы зерновому коридору нет. Об этом в своей колонке для журнала The Ukrainian Farmer сообщил президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Николай Горбачев.
Конечно, в случае прекращения действия зерновой инициативы у нас есть европейские коридоры. Но через Дунайские порты, автотранспортом и железной дорогой в этом направлении можем экспортировать до 3 млн тонн в месяц. Возможно, в будущем, когда мы сможем вести загрузку судов на внешнем рейде Дуная (как это было на рейде Очакова), экспорт вырастет еще на 500—800 тыс. тонн в месяц, но это вопрос нескольких лет. Однако стоимость логистики такими путями значительно выше. Если отправлять по железной дороге агропродукцию на порты, это будет стоить 85—95 долл./т. Транспортировка зерна в направлении западных границ на Дунай из Центральной части Украины обойдется около 180—200 долл./т. Однако мы говорим не об экспорте ради экспорта. Важно, чтобы фермер зарабатывал деньги, за которые он сможет прогнозировать свою деятельность.
В следующем году аграрии посеют меньше. По нашим оценкам, если зерновое соглашение и дальше будет существовать, в нынешнем маркетинговом году объемы экспорта зерна составят около 50 млн тонн. Если же «зерновой коридор» закроют, сможем отправить за границу максимум 35 млн. тонн зерна.
Следует упомянуть, что у нас на следующий год очень сильно сократится урожай. По нашим прогнозам, ожидается урожай на уровне 55—58 млн тонн зерновых и масличных.
Пока культуры, которые до этого считались маржинальными, отходят на второй план. К примеру, сушка кукурузы в этом году будет стоить около 40—50 долл./т. Добавляем логистику — это 150—200 долл./т. Есть 200—225 дол. расходов сельхозпредприятия на тонну. При цене кукурузы 300—320 долл./т в порту Констанца, фермеру останется около 100—110 долл./т по себестоимости производства 180 долл./т. То есть аграрий получает ущерб около 70 долларов. на каждой тонне кукурузы. Поэтому неудивительно, что происходит корректировка посевных площадей.
«Зерновой коридор» — это определенная перспектива и уверенность для агрария. Но в таком случае срок сделки должен быть продлен на год. Тогда фермер посеет озимые и будет знать, что сможет его продать, а трейдер будет уверен, что у него есть техническая возможность вывезти пшеницу. А продление соглашения на несколько месяцев — это решение вопроса в краткосрочной перспективе, но большой вопросительный знак с посевными площадями на следующий год.
Сейчас мы видим, что на следующий год урожай сократится вдвое против рекорда предвоенного года на уровне 107 млн тонн.
Следует отметить, что прекращение работы «зернового коридора» приведет к ускорению продовольственной инфляции во всем мире.
Если такие развитые страны, как в ЕС, недополучат зерно, они будут вынуждены его экспортировать из Аргентины, Бразилии или Австралии. Соответственно, зерно будет стоить значительно дороже, а для стран Африки такие цены будут просто неподъемными. Поэтому возможно, что развитые страны подвергнутся не только проблеме продовольствия за сверхвысокую цену, но и миграции людей из стран третьего мира.
Конечно, следует акцентировать и на увеличении пропускной способности судов в рамках зернового коридора. Ведь в последнее время инспекция СКЦ проверяла по 2—3 судна в сутки на вход. Компании не знают, будет ли нормальное движение по коридору, потому что сейчас суда стоят третью неделю на вход и на выход!
Ускорение работы инспекции СКЦ и активизации прохода судов «зерновым коридором» возможны путем проверок только на вход или увеличение количества инспекций, но на сегодняшний день РФ блокирует оба варианта. Как я знаю, эти вопросы обсуждают в комиссии в Стамбуле с ООН и Турцией. Все понимают, что нужно делать. Скорее всего, эти две составляющие будут прописаны в новом зерновом соглашении.
Если закроют «зерновой коридор», сможем отправить за границу максимум 35 млн тонн зерна — Николай Горбачев
22 ноября истекает срок действия зерновой сделки. Поэтому представители ведущих аграрных ассоциаций Украины обратились к Генеральному секретарю ООН и мировым лидерам с просьбой сделать все возможное для продления действия Инициативы безопасной транспортировки зерна из украинских портов для дальнейшего обеспечения глобальной продовольственной безопасности. А ведь фактически альтернативы зерновому коридору нет. Об этом в своей колонке для журнала The Ukrainian Farmer сообщил президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Николай Горбачев.
Конечно, в случае прекращения действия зерновой инициативы у нас есть европейские коридоры. Но через Дунайские порты, автотранспортом и железной дорогой в этом направлении можем экспортировать до 3 млн тонн в месяц. Возможно, в будущем, когда мы сможем вести загрузку судов на внешнем рейде Дуная (как это было на рейде Очакова), экспорт вырастет еще на 500—800 тыс. тонн в месяц, но это вопрос нескольких лет. Однако стоимость логистики такими путями значительно выше. Если отправлять по железной дороге агропродукцию на порты, это будет стоить 85—95 долл./т. Транспортировка зерна в направлении западных границ на Дунай из Центральной части Украины обойдется около 180—200 долл./т. Однако мы говорим не об экспорте ради экспорта. Важно, чтобы фермер зарабатывал деньги, за которые он сможет прогнозировать свою деятельность.
В следующем году аграрии посеют меньше. По нашим оценкам, если зерновое соглашение и дальше будет существовать, в нынешнем маркетинговом году объемы экспорта зерна составят около 50 млн тонн. Если же «зерновой коридор» закроют, сможем отправить за границу максимум 35 млн. тонн зерна.
Следует упомянуть, что у нас на следующий год очень сильно сократится урожай. По нашим прогнозам, ожидается урожай на уровне 55—58 млн тонн зерновых и масличных.
Пока культуры, которые до этого считались маржинальными, отходят на второй план. К примеру, сушка кукурузы в этом году будет стоить около 40—50 долл./т. Добавляем логистику — это 150—200 долл./т. Есть 200—225 дол. расходов сельхозпредприятия на тонну. При цене кукурузы 300—320 долл./т в порту Констанца, фермеру останется около 100—110 долл./т по себестоимости производства 180 долл./т. То есть аграрий получает ущерб около 70 долларов. на каждой тонне кукурузы. Поэтому неудивительно, что происходит корректировка посевных площадей.
«Зерновой коридор» — это определенная перспектива и уверенность для агрария. Но в таком случае срок сделки должен быть продлен на год. Тогда фермер посеет озимые и будет знать, что сможет его продать, а трейдер будет уверен, что у него есть техническая возможность вывезти пшеницу. А продление соглашения на несколько месяцев — это решение вопроса в краткосрочной перспективе, но большой вопросительный знак с посевными площадями на следующий год.
Сейчас мы видим, что на следующий год урожай сократится вдвое против рекорда предвоенного года на уровне 107 млн тонн.
Следует отметить, что прекращение работы «зернового коридора» приведет к ускорению продовольственной инфляции во всем мире.
Если такие развитые страны, как в ЕС, недополучат зерно, они будут вынуждены его экспортировать из Аргентины, Бразилии или Австралии. Соответственно, зерно будет стоить значительно дороже, а для стран Африки такие цены будут просто неподъемными. Поэтому возможно, что развитые страны подвергнутся не только проблеме продовольствия за сверхвысокую цену, но и миграции людей из стран третьего мира.
Конечно, следует акцентировать и на увеличении пропускной способности судов в рамках зернового коридора. Ведь в последнее время инспекция СКЦ проверяла по 2—3 судна в сутки на вход. Компании не знают, будет ли нормальное движение по коридору, потому что сейчас суда стоят третью неделю на вход и на выход!
Ускорение работы инспекции СКЦ и активизации прохода судов «зерновым коридором» возможны путем проверок только на вход или увеличение количества инспекций, но на сегодняшний день РФ блокирует оба варианта. Как я знаю, эти вопросы обсуждают в комиссии в Стамбуле с ООН и Турцией. Все понимают, что нужно делать. Скорее всего, эти две составляющие будут прописаны в новом зерновом соглашении.
Новости по теме: