Судоходная отрасль потребует больших инвестиций в инфраструктуру и экологическую устойчивость — обзор ЮНКТАД
Порты и флот должны подготовиться к грядущим международным кризисам
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, UNCTAD) в ежегодном отчете «Обзор морского транспорта-2022» призвала к наращиванию инвестиций в морские цепочки поставок. Порты, флот судов и сухопутные транспортные сообщения внутри стран должны подготовиться к грядущим международным кризисам, изменению климата и переходу на низкоуглеродную энергетику. Об этом говорится в пресс-релизе UNCTAD.
За последние два года кризис цепочки поставок показал, что несоответствие между спросом и предложением морских логистических мощностей приводит к росту морских фрахтовых ставок, перегруженности портовых мощностей и критическим сбоям в глобальных цепочках создания стоимости, говорится в обзоре. Суда перевозят более 80% товаров, продаваемых на мировых рынках, причем в большинстве развивающихся стран этот процент еще выше, поэтому необходимо срочно повышать устойчивость к потрясениям, которые нарушают цепочки поставок, подогревают инфляцию и больше всего затрагивают беднейшие слои населения мира.
Генеральный секретарь ЮНКТАД Ребека Гринспан заявила о необходимости укреплять интермодальную инфраструктуру, обновлять флот, повышать эффективность работы портов и упрощать процедуры торговли. «И мы не должны откладывать декарбонизацию судоходства», —— добавила она.
Ограничения в сфере логистики в сочетании с ростом спроса на потребительские товары и электронную торговлю привели к тому, что спотовые ставки на контейнерные перевозки в 2021 году в пять раз превышали их уровень до начала пандемии коронавируса. В начале 2022 года они достигли своего рекордного уровня, что резко повысило потребительские цены. С середины года ставки снизились, однако остаются высокими для танкерных перевозок нефти и природного газа из-за продолжающегося энергетического кризиса.
Ставки на перевозки сухих навалочных грузов выросли из-за текущей геополитической ситуации и введенных экономических санкций, а также затянувшейся пандемии и сбоев в цепочке поставок. По сценарию ЮНКТАД, более высокие цены на зерно и фрахтовые ставки на насыпные грузы могут привести к росту потребительских цен на продовольствие на 1,2%, причем более высокий рост будет в странах со средним и низким уровнем дохода.
ЮНКТАД призывает страны тщательно оценивать потенциальные изменения в спросе на перевозки, развивать и модернизировать портовую инфраструктуру и транспортное сообщение с внутренними районами, с привлечением частных компаний. Они также должны улучшить связь с портами, расширить площади и технические возможности для хранения и складирования, свести к минимуму нехватку рабочей силы и оборудования.
Отмечается, что многие сбои в цепочках поставок можно устранить за счет упрощения различных процедур, связанных с торговыми потоками, в частности за счет распространения цифровизации процессов, что сокращает время ожидания грузов и оформления в портах и ускоряет документооборот с помощью электронных документов и электронных платежей.
В годовом отчете ЮНКТАД отмечено, что с 2020 года по 2021 год общие выбросы углерода от мирового морского флота увеличились на 4,7%, причем основной рост пришелся на контейнеровозы, сухогрузные суда и суда для генеральных грузов.
В документе также содержится обеспокоенность по поводу увеличения среднего срока службы действующих судов. По количеству судов он составляет 21,9 года, а по грузоподъемности — 11,5. Суда стареют отчасти из-за неуверенности в будущих технологических разработках и наиболее экономичных видах топлива, а также в связи с изменением правил и цен на углеродное топливо. Инвестициям в новые суда, которые уменьшают выбросы парниковых газов, будут препятствовать растущие затраты по займам, мрачные экономические перспективы и неопределенность в законодательном регулировании. ЮНКТАД призывает к увеличению инвестиций в технические усовершенствования и улучшение операционной деятельности, чтобы добиться сокращения углеродного следа от судоходства. К ним относятся переход на альтернативные виды топлива с низким или нулевым уровнем выбросов углерода, оптимизация операций, использование береговых источников электроэнергии в портах и оснащение судов энергоэффективными технологиями.
В отчете также содержится призыв к созданию предсказуемой глобальной нормативно-правовой базы для инвестиций в декарбонизацию и усилению поддержки развивающихся стран в процессе энергетического перехода. В нем также подчеркивается настоятельная необходимость адаптировать порты к последствиям изменения климата, особенно в наиболее уязвимых странах.
ЮНКТАД призывает международное сообщество способствовать тому, чтобы страны, на которых в большей степени сказались негативные последствия изменения климата и в наименьшей степени содействовавшие его причинам, не пострадали от усилий по смягчению последствий изменения климата на морском транспорте.
В отчете говорится, что сегмент контейнерных перевозок был преобразован путем горизонтальной консолидации посредством слияний и поглощений. Контейнерные перевозчики также стремились к вертикальной интеграции, инвестируя в операции терминалов и другие логистические услуги. С 1996 по 2022 год 20 ведущих перевозчиков увеличили свою долю контейнерной вместимости с 48% до 91%. За последние пять лет четыре крупнейших перевозчика увеличили свои доли рынка и контролируют более 50% мировых мощностей.
Количество компаний, предоставляющих услуги импортерам и экспортерам, сократилось в 110 странах, особенно в малых островных развивающихся государствах, где временами монополия двух контейнерных перевозчиков сменилась на господствующее положение одной судоходной компании. Консолидация рынка приводит к снижению конкуренции, ограничению предложения и может привести к злоупотреблению монополии на рынке и повышению тарифов и цен для потребителей.
Вызывает озабоченность и растущие размеры судов. В период с 2006 по 2022 год размер крупнейших в мире контейнеровозов увеличился более чем вдвое — с 9 380 TEU до 23 992 TEU.
ЮНКТАД призывает антимонопольные органы и портовые власти совместно реагировать на консолидацию в отрасли мерами по защите конкуренции. В отчете содержится призыв к более тесному международному сотрудничеству в борьбе с трансграничной антиконкурентной практикой на морском транспорте на основе Свода правил и принципов ООН в области конкуренции.
При этом прогнозируется замедление глобальных морских грузоперевозок. Согласно оценке ЮНКТАД, международные морские грузоперевозки значительно восстановились в 2021 году с предполагаемым ростом на 3,2% и общим объемом перевозок в 11 млрд тонн. Это улучшение на 7% по сравнению со снижением на 3,8% в 2020 году. По прогнозам ЮНКТАД, к 2022 году рост мировых морских перевозок грузов снизится до 1,4%. А в период 2023—2027 годов ожидается рост в среднем на 2,1% в год, что будет медленнее, чем средний показатель за предыдущие три десятилетия, составлявший 3,3%.
ЮНКТАД (UNCTAD) является постоянно действующим органом ООН, занимающимся вопросами торговли и развития стран. Был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1964 году. ЮНКТАД является частью Секретариата ООН и насчитывает 195 стран-членов.
С обзором ЮНКТАД можно ознакомиться на нашем сайте >>>>
Судоходная отрасль потребует больших инвестиций в инфраструктуру и экологическую устойчивость — обзор ЮНКТАД
Порты и флот должны подготовиться к грядущим международным кризисам
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, UNCTAD) в ежегодном отчете «Обзор морского транспорта-2022» призвала к наращиванию инвестиций в морские цепочки поставок. Порты, флот судов и сухопутные транспортные сообщения внутри стран должны подготовиться к грядущим международным кризисам, изменению климата и переходу на низкоуглеродную энергетику. Об этом говорится в пресс-релизе UNCTAD.
За последние два года кризис цепочки поставок показал, что несоответствие между спросом и предложением морских логистических мощностей приводит к росту морских фрахтовых ставок, перегруженности портовых мощностей и критическим сбоям в глобальных цепочках создания стоимости, говорится в обзоре. Суда перевозят более 80% товаров, продаваемых на мировых рынках, причем в большинстве развивающихся стран этот процент еще выше, поэтому необходимо срочно повышать устойчивость к потрясениям, которые нарушают цепочки поставок, подогревают инфляцию и больше всего затрагивают беднейшие слои населения мира.
Генеральный секретарь ЮНКТАД Ребека Гринспан заявила о необходимости укреплять интермодальную инфраструктуру, обновлять флот, повышать эффективность работы портов и упрощать процедуры торговли. «И мы не должны откладывать декарбонизацию судоходства», —— добавила она.
Ограничения в сфере логистики в сочетании с ростом спроса на потребительские товары и электронную торговлю привели к тому, что спотовые ставки на контейнерные перевозки в 2021 году в пять раз превышали их уровень до начала пандемии коронавируса. В начале 2022 года они достигли своего рекордного уровня, что резко повысило потребительские цены. С середины года ставки снизились, однако остаются высокими для танкерных перевозок нефти и природного газа из-за продолжающегося энергетического кризиса.
Ставки на перевозки сухих навалочных грузов выросли из-за текущей геополитической ситуации и введенных экономических санкций, а также затянувшейся пандемии и сбоев в цепочке поставок. По сценарию ЮНКТАД, более высокие цены на зерно и фрахтовые ставки на насыпные грузы могут привести к росту потребительских цен на продовольствие на 1,2%, причем более высокий рост будет в странах со средним и низким уровнем дохода.
ЮНКТАД призывает страны тщательно оценивать потенциальные изменения в спросе на перевозки, развивать и модернизировать портовую инфраструктуру и транспортное сообщение с внутренними районами, с привлечением частных компаний. Они также должны улучшить связь с портами, расширить площади и технические возможности для хранения и складирования, свести к минимуму нехватку рабочей силы и оборудования.
Отмечается, что многие сбои в цепочках поставок можно устранить за счет упрощения различных процедур, связанных с торговыми потоками, в частности за счет распространения цифровизации процессов, что сокращает время ожидания грузов и оформления в портах и ускоряет документооборот с помощью электронных документов и электронных платежей.
В годовом отчете ЮНКТАД отмечено, что с 2020 года по 2021 год общие выбросы углерода от мирового морского флота увеличились на 4,7%, причем основной рост пришелся на контейнеровозы, сухогрузные суда и суда для генеральных грузов.
В документе также содержится обеспокоенность по поводу увеличения среднего срока службы действующих судов. По количеству судов он составляет 21,9 года, а по грузоподъемности — 11,5. Суда стареют отчасти из-за неуверенности в будущих технологических разработках и наиболее экономичных видах топлива, а также в связи с изменением правил и цен на углеродное топливо. Инвестициям в новые суда, которые уменьшают выбросы парниковых газов, будут препятствовать растущие затраты по займам, мрачные экономические перспективы и неопределенность в законодательном регулировании. ЮНКТАД призывает к увеличению инвестиций в технические усовершенствования и улучшение операционной деятельности, чтобы добиться сокращения углеродного следа от судоходства. К ним относятся переход на альтернативные виды топлива с низким или нулевым уровнем выбросов углерода, оптимизация операций, использование береговых источников электроэнергии в портах и оснащение судов энергоэффективными технологиями.
В отчете также содержится призыв к созданию предсказуемой глобальной нормативно-правовой базы для инвестиций в декарбонизацию и усилению поддержки развивающихся стран в процессе энергетического перехода. В нем также подчеркивается настоятельная необходимость адаптировать порты к последствиям изменения климата, особенно в наиболее уязвимых странах.
ЮНКТАД призывает международное сообщество способствовать тому, чтобы страны, на которых в большей степени сказались негативные последствия изменения климата и в наименьшей степени содействовавшие его причинам, не пострадали от усилий по смягчению последствий изменения климата на морском транспорте.
В отчете говорится, что сегмент контейнерных перевозок был преобразован путем горизонтальной консолидации посредством слияний и поглощений. Контейнерные перевозчики также стремились к вертикальной интеграции, инвестируя в операции терминалов и другие логистические услуги. С 1996 по 2022 год 20 ведущих перевозчиков увеличили свою долю контейнерной вместимости с 48% до 91%. За последние пять лет четыре крупнейших перевозчика увеличили свои доли рынка и контролируют более 50% мировых мощностей.
Количество компаний, предоставляющих услуги импортерам и экспортерам, сократилось в 110 странах, особенно в малых островных развивающихся государствах, где временами монополия двух контейнерных перевозчиков сменилась на господствующее положение одной судоходной компании. Консолидация рынка приводит к снижению конкуренции, ограничению предложения и может привести к злоупотреблению монополии на рынке и повышению тарифов и цен для потребителей.
Вызывает озабоченность и растущие размеры судов. В период с 2006 по 2022 год размер крупнейших в мире контейнеровозов увеличился более чем вдвое — с 9 380 TEU до 23 992 TEU.
ЮНКТАД призывает антимонопольные органы и портовые власти совместно реагировать на консолидацию в отрасли мерами по защите конкуренции. В отчете содержится призыв к более тесному международному сотрудничеству в борьбе с трансграничной антиконкурентной практикой на морском транспорте на основе Свода правил и принципов ООН в области конкуренции.
При этом прогнозируется замедление глобальных морских грузоперевозок. Согласно оценке ЮНКТАД, международные морские грузоперевозки значительно восстановились в 2021 году с предполагаемым ростом на 3,2% и общим объемом перевозок в 11 млрд тонн. Это улучшение на 7% по сравнению со снижением на 3,8% в 2020 году. По прогнозам ЮНКТАД, к 2022 году рост мировых морских перевозок грузов снизится до 1,4%. А в период 2023—2027 годов ожидается рост в среднем на 2,1% в год, что будет медленнее, чем средний показатель за предыдущие три десятилетия, составлявший 3,3%.
ЮНКТАД (UNCTAD) является постоянно действующим органом ООН, занимающимся вопросами торговли и развития стран. Был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1964 году. ЮНКТАД является частью Секретариата ООН и насчитывает 195 стран-членов.
С обзором ЮНКТАД можно ознакомиться на нашем сайте>>>>
Новости по теме: