ЕС попытался вновь разъяснить, что его санкции не мешают аграрному экспорту из России
Совет ЕС опубликовал новое официальное разъяснение, в котором утверждает, что санкции не препятствуют морскому экспорту аграрной продукции из России, однако, по мнению экспертов, эти разъяснения не соответствуют реальности, а сама публикация связана с дискуссией о продлении черноморской зерновой сделки. Об этом заявили ТАСС в пятницу дипломатический источник в Брюсселе и эксперт в секторе морской логистики в Антверпене.
В опубликованной в четверг Советом ЕС обновленной версии разъяснений по санкциям против России говорится: "Запрет на транзакции включает исключения, необходимые для закупок, импорта [из России] или транспортировки сельскохозяйственной продукции, включая пшеницу и удобрения. В соответствии с этими исключениями операторы ЕС, в том числе страховые компании, могут предоставлять услуги Российскому морскому регистру судоходства [РМРС] (имеется в виду, например, страхование любых сертифицированных РМРС судов - прим. ТАСС) напрямую или опосредованно, если они касаются импорта, закупок или транспортировки таких продуктов без необходимости запрашивать дополнительные разрешения стран - членов ЕС".
Все наоборот
Однако, по мнению экспертного сообщества, в реальности дело обстоит с точностью до наоборот. "Практика, которая скрывается за юридическими формулировками ЕС, предельно проста - европейские операторы знают, что РМРС включен сразу в два санкционных режима Евросоюза: 9 марта 2022 года бизнесу ЕС были полностью запрещены любые финансовые транзакции с РМРС, а 7 октября 2022 года РМРС был включен в список блокирующих санкций Евросоюза, то есть европейским компаниям запрещены вообще любые контакты с ним. Далее Совет ЕС сообщает в информационном бюллетене, что все это не включает ограничения на перевозки аграрной продукции. Вопрос: чему верить операторам, особенно с учетом подготовки Брюсселем норм уголовной ответственности за обход санкций?" - заявил эксперт по морским перевозкам.
"Есть и второй аспект санкционной политики. С 16 апреля 2022 года российским судам был полностью запрещен вход в порты ЕС, что привело к значительным изменениям всей морской логистики. Брюссель дал ряд однозначных сигналов: морской российский экспорт для Европы закрыт, никакие коммерческие отношения с российскими перевозчиками не допустимы и, более того, не возможны в условиях отключения от SWIFT ключевых российских банков, обслуживающих внешнюю торговлю. Сами ограничение продолжают быстро нарастать, - продолжил он. - Иными словами, европейский оператор, чтобы воспользоваться разъяснениями Совета ЕС об исключениях для аграрного экспорта, должен пойти на очень сложные юридические изыскания и серьезный риск, что даже выстроенные ценой больших усилий отношения с российским партнером не будут запрещены в 11-м или 12-м пакете санкций".
"Чтобы минимизировать этот риск, оператор запросит о возможности таких отношений регулятор (власти страны ЕС, где зарегистрирована компания - прим. ТАСС), а те, в свою очередь, переадресуют запрос Брюсселю, на это потребуются недели и даже месяцы, поскольку власти государств ЕС не заинтересованы в выдаче таких разрешений, опасаясь политических последствий. Европейский бизнес отлично это понимает. Он уже понес потери от разрыва отношений с Россией весной 2022 года, проще зафиксировать убыток и больше не приближаться к этой теме", - заключил эксперт.
По его оценке, Россия уже нашла пути для ведения аграрной торговли со странами, отказавшимися придерживаться санкций ЕС, но Евросоюз "сделал и продолжает делать все возможное, чтобы этому максимально помешать".
Продление зерновой сделки
По мнению дипломатического источника ТАСС в миссии одной из европейских стран в Брюсселе, публикация этих разъяснений связана с приближением срока продления зерновой сделки. По его словам, ЕС пытается доказать, что он ничего не должен России, так как его санкции якобы не влияют на ее аграрный экспорт.
"Проблема данных разъяснений, которые ко всему прочему не имеют юридической силы, [в том, что они] обновленными по сути не являются, хоть и выдаются за таковые. Они по смыслу повторяют комментарии <...> от 10 ноября прошлого года. Не исключено, что все это так или иначе связано с предстоящим истечением срока черноморской инициативы. Преследуемая цель - убедить зарубежных партнеров, что санкции Евросоюза якобы никак не влияют на реализацию Стамбульских договоренностей в том, что касается экспорта аграрной продукции из России, включая пшеницу и удобрения", - сказал источник в Брюсселе.
ЕС попытался вновь разъяснить, что его санкции не мешают аграрному экспорту из России
Совет ЕС опубликовал новое официальное разъяснение, в котором утверждает, что санкции не препятствуют морскому экспорту аграрной продукции из России, однако, по мнению экспертов, эти разъяснения не соответствуют реальности, а сама публикация связана с дискуссией о продлении черноморской зерновой сделки. Об этом заявили ТАСС в пятницу дипломатический источник в Брюсселе и эксперт в секторе морской логистики в Антверпене.
В опубликованной в четверг Советом ЕС обновленной версии разъяснений по санкциям против России говорится: "Запрет на транзакции включает исключения, необходимые для закупок, импорта [из России] или транспортировки сельскохозяйственной продукции, включая пшеницу и удобрения. В соответствии с этими исключениями операторы ЕС, в том числе страховые компании, могут предоставлять услуги Российскому морскому регистру судоходства [РМРС] (имеется в виду, например, страхование любых сертифицированных РМРС судов - прим. ТАСС) напрямую или опосредованно, если они касаются импорта, закупок или транспортировки таких продуктов без необходимости запрашивать дополнительные разрешения стран - членов ЕС".
Все наоборот
Однако, по мнению экспертного сообщества, в реальности дело обстоит с точностью до наоборот. "Практика, которая скрывается за юридическими формулировками ЕС, предельно проста - европейские операторы знают, что РМРС включен сразу в два санкционных режима Евросоюза: 9 марта 2022 года бизнесу ЕС были полностью запрещены любые финансовые транзакции с РМРС, а 7 октября 2022 года РМРС был включен в список блокирующих санкций Евросоюза, то есть европейским компаниям запрещены вообще любые контакты с ним. Далее Совет ЕС сообщает в информационном бюллетене, что все это не включает ограничения на перевозки аграрной продукции. Вопрос: чему верить операторам, особенно с учетом подготовки Брюсселем норм уголовной ответственности за обход санкций?" - заявил эксперт по морским перевозкам.
"Есть и второй аспект санкционной политики. С 16 апреля 2022 года российским судам был полностью запрещен вход в порты ЕС, что привело к значительным изменениям всей морской логистики. Брюссель дал ряд однозначных сигналов: морской российский экспорт для Европы закрыт, никакие коммерческие отношения с российскими перевозчиками не допустимы и, более того, не возможны в условиях отключения от SWIFT ключевых российских банков, обслуживающих внешнюю торговлю. Сами ограничение продолжают быстро нарастать, - продолжил он. - Иными словами, европейский оператор, чтобы воспользоваться разъяснениями Совета ЕС об исключениях для аграрного экспорта, должен пойти на очень сложные юридические изыскания и серьезный риск, что даже выстроенные ценой больших усилий отношения с российским партнером не будут запрещены в 11-м или 12-м пакете санкций".
"Чтобы минимизировать этот риск, оператор запросит о возможности таких отношений регулятор (власти страны ЕС, где зарегистрирована компания - прим. ТАСС), а те, в свою очередь, переадресуют запрос Брюсселю, на это потребуются недели и даже месяцы, поскольку власти государств ЕС не заинтересованы в выдаче таких разрешений, опасаясь политических последствий. Европейский бизнес отлично это понимает. Он уже понес потери от разрыва отношений с Россией весной 2022 года, проще зафиксировать убыток и больше не приближаться к этой теме", - заключил эксперт.
По его оценке, Россия уже нашла пути для ведения аграрной торговли со странами, отказавшимися придерживаться санкций ЕС, но Евросоюз "сделал и продолжает делать все возможное, чтобы этому максимально помешать".
Продление зерновой сделки
По мнению дипломатического источника ТАСС в миссии одной из европейских стран в Брюсселе, публикация этих разъяснений связана с приближением срока продления зерновой сделки. По его словам, ЕС пытается доказать, что он ничего не должен России, так как его санкции якобы не влияют на ее аграрный экспорт.
"Проблема данных разъяснений, которые ко всему прочему не имеют юридической силы, [в том, что они] обновленными по сути не являются, хоть и выдаются за таковые. Они по смыслу повторяют комментарии <...> от 10 ноября прошлого года. Не исключено, что все это так или иначе связано с предстоящим истечением срока черноморской инициативы. Преследуемая цель - убедить зарубежных партнеров, что санкции Евросоюза якобы никак не влияют на реализацию Стамбульских договоренностей в том, что касается экспорта аграрной продукции из России, включая пшеницу и удобрения", - сказал источник в Брюсселе.
Новости по теме: