28.03.2023 08:30

У калининградских аграриев возникли трудности с экспортом зерна

Российский эксклав стал лидером Северо-Запада по производству зерновых. По итогам 2022 года с полей Калининградской области собрали более 700 тысяч тонн злаков, что позволило не только закрыть собственные потребности, но и оставить задел на экспорт. Однако с последним возникли проблемы: аграрии не смогли вывезти избытки зерна за пределы эксклава из-за проблем с логистикой.

В силу особого географического положения Калининградской области выращенная в ней сельхозпродукция часто не может конкурировать с другими регионами. Подскочившая стоимость доставки негативно отразилась на цене той же пшеницы. "Отвалившийся" рынок Северной Европы, куда в досанкционные времена активно поставлялись злаки из эксклава, привел к профициту в 40 процентов. "Конкурировать с внутренним рынком "большой" России сегодня невозможно. Себестоимость пшеницы в нашем регионе выше из-за логистики. Ведь сюда необходимо завозить топливо, удобрения и многое другое, - подчеркнула гендиректор калининградского портового элеватора Елена Зайцева. - Все эти составляющие проходят через территорию Республики Беларусь и Литвы, прежде чем попасть в Калининградскую область. Отсюда и более высокая цена на продукцию по сравнению с другими регионами России. Не стоит забывать и о зерновом демпфере, который ввели в июне 2021 года, а также об экспортных квотах 2020-го".

Доставить зерно из эксклава импортерам из Египта, Африки, Марокко, Алжира или Мавритании сегодня экономически невыгодно. Все дело в пропускной мощности калининградского порта. Существующая осадка в восемь метров позволяет принимать небольшие суда. До Египта такие скорее всего не дойдут, а для экспортных поставок в страны Африки нужно фрахтовать более крупные сухогрузы. Для аграрного бизнеса эксклава это невыгодно. Эксперты убеждены, что помочь предпринимателям может точечная отмена зернового демпфера. Положительно скажутся послабления в части экспортных квот и дополнительные субсидии на фрахт судов для доставки зерна по международным направлениям. К решению проблемы вывоза калининградского зерна подключились в федеральном центре. Минсельхоз России предложил расширить меры господдержки при перевозке злаков железнодорожным транспортом. Это откроет возможности для их доставки в Ленинградскую, Мурманскую области и Санкт-Петербург. Для этого из федерального бюджета выделят 800 миллионов рублей.

Новости по теме:
Эксперт оценил потенциал экспорта зерна из России в текущем сельхозгоду в 62 млн тонн
«Росспецмаш» просит отменить экспортные пошлины на зерно
Томская область продолжает наращивать экспорт продукции АПК
Минсельхоз задумался о помощи экспортерам и сельхозпроизводителям в покупке вагонов
РФ экспортирует рекордные 36,6 млн тонн пшеницы к концу марта — «Русагротранс»

https://www.zol.ru/n/38910
Источник: Российская газета