10.10.2023 10:30

Казахстанские элеваторы больше не смогут принимать зерно с полей, они забиты до предела

Элеваторы зерносеющих регионов Казахстана забиты зерном, его отгрузка остановилась, движения нет. Причина - КТЖ не согласовывает планы на отгрузку. Руководители элеваторов говорят, что зерно, которое еще остается на полях, они, скорее всего принять уже не смогут. Инфраструктура не справляется с объемами, сообщает агентство «АПК Новости».

laquo;Поставки пшеницы с севера на юг страны почти прекратились. Между тем, на юге мука дорогая, а на севере элеваторы переполнены зерном. На сегодня ситуация с зерном в стране плачевная. Из-за проливных дождей снизились темпы уборки, большой объем зерна пророс. Скопилось много влажного зерна, которое нужно подсушить. Однако инфраструктура не готова покрыть такой объем. По технологии зерно необходимо подсушить, дать около недели отлежаться и отправить на хранение», - говорится в информации Палаты предпринимателей «Атамекен».

Большинство элеваторов с большим переходящим остатком прошлогоднего зерна. Элеваторы не успевают высушить пшеницу. Кроме того, отгрузка остановилась. Все стоит. Предприниматели говорят о том, что в такой ситуации элеваторы могут закрыться.

Это ударит, прежде всего, по фермерам, у которых есть финансовые обязательства перед своими работниками, банками, затраты на «химию» и ГСМ, и по простым казахстанцам, потребителям конечной продукции. Проблемы с отгрузкой зерна сложились не только внутри страны, но и с экспортом. Обеспокоенные предприниматели обратились в Национальную палату «Атамекен».

laquo;В сентябре нет погрузок. Уже второй год нонсенс. Элеваторы всегда работали. У нас была уборка, прием, сушка, хранение и отгрузка. Сейчас мало того, что лежат остатки на элеваторах, так и движения нет. Элеваторы просто заполнятся и последних (в очереди) тяжело будет разместить», — говорит предприниматель из Костанайской области.

По словам представителя бизнеса, КТЖ сейчас даже основные планы по отгрузке не согласовывает.

laquo;Они (КТЖ — ред.) писали, что в сентябре перевезли не больше 400 тыс. тонн. Хотя ранее до миллиона в месяц перевозили. А потребители у нас на юге, зерно - на севере. После этого говорят: «Мука выросла в цене». Конечно, вырастет, если зерно стоит на элеваторах. Здесь есть, там нет. Элеваторы работают без выходных. За это зерно мы отвечаем головой, храним по стандартам. Если в ближайшее время перевозка не начнется, мы закроемся», — отметил предприниматель.

То, что КТЖ не принимает планы на перевозку, подтвердил и другой предприниматель.

laquo;Есть две фирмы, которые сейчас хотят отгружаться. Но говорят, что не дают планы. Не могу понять в чем проблема, почему не дают планы? У меня хотят отгружать неклассную пшеницу. Хотя бы 10 тыс. тонн. (...) Зерно влажное -  и фермеры теряют доходы. Второй момент наступит тогда, когда часть хлеба зайдет к нам на элеваторы, а часть останется в полях. Его элеваторы даже не примут», — говорит фермер.

Предприниматели также обеспокоены тем, что весной перед ними встанет вопрос по семенам. Кроме того, есть кредиты, расходы на ГСМ и другие затраты.

В свою очередь, заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Ербол Есенеев отметил, что такой тяжелый год был в 2005 году. По оценкам экспертов, почти половина зерна проросшая. Естественно, это снижает потенциал экспорта.

laquo;Но зерно в любом случае будет, потому что мы производим в 2-3 раза больше, чем нам нужно. Единственный вопрос: как из этой аномальной ситуации выйти? Ключевые вопросы: как это зерно подсушить, куда продать фураж? К этой ситуации никто не был готов. Мы видели засушливое лето, теперь дождливая осень... На самом деле это сигнал для Минсельхоза и бизнеса переосмыслить наши подходы по развитию сельского хозяйства. Надо больше вкладывать инвестиции в технику, сушилки. Риск несет в первую очередь сам фермер. Предприниматель, который вкладывает свои деньги», — говорит Ербол Есенеев.

Средняя стоимость пшеницы на сегодня - 60 тыс. тенге. Такого зерна будет примерно 7 млн тонн.

laquo;Я так думаю, на эти 2-3 млн тонн хотя бы 100 долларов государство дало бы. Но это фантастика, конечно. Но всё же. Ведь каждый сейчас думает, как спасти свой бизнес, вдруг государство протянет руку и кредит даст на три года, и через три года фермеры рассчитаются. Что это даст? Это спасет сельское хозяйство. Иначе будет дефолт», — сказал фермер из Акмолинской области.

Со стороны государства должны быть стимулирующие меры, которые позволили бы фермерам приобрести технику, сушилку и т.д. Ведь доля субсидий на сельское хозяйство очень мала.

Также представитель Национальной палаты отметил, что не надо искать виновных, надо действовать быстро и сообща.

laquo;Сельское хозяйство производит валовую продукцию почти на 10 трлн тенге. Доля субсидий в этом 400 миллиардов. Это всего 3-4% от стоимости продукции. Государство не всегда активно помогает. Все фермеры, которые сейчас на рынке, они прошли огонь, воду и медные трубы.  Но мы видим, что ситуация произошла, на погоду мы не можем повлиять. Теперь нам нужна синергия, помощь всех сторон», — сказал он.

Как отметил Ербол Есенеев, сейчас нужно комплексно подходить к транспорту и логистике — это вопросы «Қазақстан темір жолы» и Министерства транспорта. Надо решать вопрос с Министерством энергетики.

laquo;Ключевую роль в этом процессе должны занять логисты — КТЖ. Чтобы освободить какие-то объемы на элеваторах, чтобы они успели сушить зерно. Все готовы купить зерно, но есть проблемы с логистикой», — сказал представитель Нацпалаты.

Спикеры отметили, что после того, как отгрузка наладится, зерно пойдет на мельницу и дальше в виде муки и хлеба - на прилавки магазинов.

Новости по теме:
Экспорт зерна по сети КТЖ вырос на 32%
Все идет не по плану: КТЖ перевезло только 32% зерна и муки от ожидаемого
Продкорпорация Казахстана будет приоритетным поставщиком зерна для китайской CITIC Construction
КТЖ готово ежемесячно перевозить не более 1 млн тонн зерна
КТЖ не вывозит: дополнительные планы на перевозку зерна рассматриваться не будут

https://www.zol.ru/n/3A327
Источник: АПК Новости