19.10.2023 11:30

Над пропастью в пшенице: цены на зерно продолжают падать

Внутренние цены на пшеницу достигли дна и оказались ниже уровня 2018 года. Экспорт не сможет удержать их от падения, ведь правительство запрещает продавать зерно за рубеж по ценам ниже определенных, отмечают эксперты. Грозит ли внутреннему рынку затоваривание, почему игроки и регулятор по-разному оценивают цены и кто от этого пострадает, разбирался Forbes

В центральных регионах России, которые можно назвать наиболее репрезентативной точкой рынка, цены переработчиков на пшеницу невысокого четвертого класса на прошлой неделе упали ниже цен сезона 2018-2019 годов и составили 11 375 рублей с НДС, приводят данные в Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). Стоимость пшеницы оказалась также ниже уровня 2020, 2021 и 2022 годов, сообщает Forbes генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько.

В середине августа стоимость пшеницы четвертого класса у аграриев в европейской части России составляла около 13 400 рублей за т, к концу первой недели сентября опустилась почти до 12 800 рублей за т. Цены на пшеницу того же качества и класса на Юге на второй неделе октября фиксировались на уровне 12 200—12 700 рублей за т, в Центре — 9500—10 500 рублей за т, в Поволжье — 10 900—11 500 рублей за т, сообщает независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут. В Сибири, по его данным, цены на пшеницу четвертого и пятого класса находятся в диапазоне 11 300—11 800 рублей за т. Цена пшеницы третьего класса у переработчиков достигает 16 000—17 000 рублей за т с НДС. И подобный уровень цен, подчеркивает эксперт, нельзя назвать комфортным для производителей.

Последствия ограничений

В стране наблюдается нарушение баланса спроса и предложения, указывает Корбут: при значительных объемах зерна на рынке продукцию российских производителей покупают не так активно, как хотелось бы. «Крупные объемы консолидировано приобретают именно экспортеры, а сейчас мы видим ослабление их активности, которое ведет к затовариванию рынка», — говорит эксперт.  

Хотя падения спроса на мировом рынке не наблюдается, есть фактор, который оказывает влияние на объем экспортных поставок, говорит директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. В начале лета российским экспортерам зерна Минсельхоз рекомендовал не реализовывать пшеницу на внешнем рынке менее, чем за $240 за т, позже был установлен неформальный порог — уже в $270 за т. «Подобная мера напоминает возвращение к госплану, и хотя непонятно, на каком основании она вводилась и просчитывались ли возможные последствия, — отмечает эксперт. — Уже сейчас ощущается снижение интереса экспортеров к закупкам, что, в свою очередь, создает напряженность на внутреннем рынке». Реальная стоимость пшеницы в мире меньше, поясняет Сизов: порядка $250 за т FOB Черное море, и введенные ограничения снижают конкурентоспособность отечественного зерна. Объем заключенных контрактов по пшенице к 10 октября упал с 4,9 млн т месяцем ранее до 2,2 млн т, что можно назвать самым низким показателем с июля 2023 года.

Одним из обнадеживающих событий для рынка стала закупка крупного объема зерна Египтом. По данным Союза экспортеров зерна, египетское агентство по закупкам продовольствия (GASC) приобрело за последнее время почти 800 000 т российской пшеницы. Из них 300 000 т — на тендере, завершившемся 12 октября, с ценой поставки $260 FOB, 480 000 т — вне тендера по цене $265 FOB. Кроме российской пшеницы, Египет закупил 50 000 т из Болгарии ($257 FOB) и 120 000 т из Румынии ($260 FOB) ввиду более конкурентоспособных цен, добавляет Сизов.

Пока закупка зерна Египтом не потянула вверх экспортные цены для частных поставок, отмечает Дмитрий Рылько. Они реально сейчас находятся на уровне около $225 за т пшеницы с протеином 12,5%. «Надо понимать, что $265 не может служить индикатором рыночных цен, поскольку это большой контракт государственной египетской компании с отсрочкой платежа», — поясняет эксперт. Практика закупок Египтом зерна в целом обычно подразумевает некие скидки со стороны поставщиков от базовой цены в зависимости от качества зерна, дополняет независимый эксперт рынка Леонид Хазанов.

Египетский тендер показал, что неформальная цена, предлагаемая Минсельхозом, несостоятельна, уверен Корбут. «Почему Минсельхоз, считая актуальной цену выше $265 за т, например, с 18 по 24 октября ставку экспортной пошлины рассчитывает исходя из индикативной цены в $251?» — задается вопросом он, добавляя, что уровень цен определен без учета реалий рынка.

Конец рекордов экспорта

«В этом сезоне общее предложение зерна близко к рекордному предложению прошлого сезона, — напоминает Сизов. — Урожай ниже, но объемы выравниваются благодаря более высоким переходящим запасам». Прогноз валового сбора зерна сезона 2023/2024 от «СовЭкона» — 140 млн т зерна, из них 91,6 млн т пшеницы. И сейчас идет активное поступление нового урожая, а покупают зерно довольно вяло, обрисовывает ситуацию эксперт.

За первые два месяца, июль и август, Россия поставила за рубеж рекордные 9,6 млн т зерновых. Но в сентябре — 7 млн т, на 500 000 т больше, чем даже в сентябре высокоурожайного 2021/2022 сельхозгода, что является самым высоким показателем за последние шесть лет.

Активный экспорт начала сезона завязан во многом на реализации запасов прошлого года, отмечает Корбут, и это зерно, выращенное аграриями совсем по другой себестоимости. Нынешние издержки диктуют иные цены, чтобы говорить хоть о какой-то рентабельности. «Фермеры придерживают объемы из-за низких цен, иногда это растягивается на месяцы, в итоге ситуация вынуждает их чуть ли не сдавать портящееся зерно на спирт за бесценок», — знает эксперт.

Дальше месячных рекордов экспорта ожидать не стоит, полагает Сизов. Уже в октябре за рубеж отправится, согласно прогнозам экспертов «СовЭкона», от 3,9 до 4,4 млн т (4,5 млн т годом ранее). Тем не менее общий экспорт пшеницы в сезоне 2023/2024, по данным «СовЭкона», все еще ожидается рекордным: 48,6 млн т против 46,9 млн т в 2022/2023 году.

На мировом рынке сокращение предложения российского зерна не сильно отразится, так как поставщиков и ресурсов хватает. В этом сезоне, например, активно идут продажи зерна из стран Восточной Европы, по темпам они обгоняют даже таких традиционных продавцов, как Румыния и Болгария, знает Сизов. Да и сравнивать актуальный мировой спрос с 2021-м или 2022 годом не стоит, говорит Корбут: тогда пандемийные и геополитические осложнения подтолкнули многие страны покупать зерно про запас, далеко не всегда ориентируясь на цены.

Покупатели не выстраиваются в очередь именно за российской продукцией. Хотя сибирская качественная пшеница и согласована по фитосанитарным показателям и легко может быть ввезена в тот же Китай, последний продолжает приобретать ее в США, Франции и других странах, знает Корбут. «Тут дело не только в цене. Они смотрят за платежным балансом, важно не только продавать в другие страны свои товары, но и покупать у партнеров», — поясняет он. В случае со многими другими странами играет роль банальный ценовой фактор, склоняющий импортеров заключать контракты с теми, кто предлагает более выгодные условия.

Продолжение падения

В ближайшее время российский рынок ожидают скачки цен на зерно, прогнозирует Дмитрий Рылько. Этому способствует изменение размеров пошлины, а также перелом спроса на внешних рынках.

Усилившееся давление на внутренние цены отмечают и в главном аграрном ведомстве страны, по этой причине Минсельхоз в конце 2023 года готов провести закупочные интервенции на рынке зерна объемом до 2 млн т. Параллельно с этим ведомство предложило понизить минимальные цены для проведения этих самых интервенций. Стоимость пшеницы третьего класса предлагается установить на уровне 14 850 рублей за т с НДС и 13 500 рублей за т без НДС (против 15 620 рублей с НДС и 14 200 рублей без НДС в действующем приказе), на пшеницу четвертого класса — 14 080 рублей и 12 800 рублей за т соответственно (против актуальных значений в 14 960 рублей и 13 600 рублей), на рожь не ниже третьего класса — 11 000 рублей и 10 000 рублей (вместо 11 220 рублей и 10 200 рублей), на ячмень — 12 540 рублей и 11 400 рублей (вместо 13 310 рублей и 12 100 рублей за т). «Нельзя не согласиться с Минсельхозом: факторов, которые бы привели к ощутимому росту цен, действительно не видно», — иронизирует Корбут.

Последние три недели фиксируется низкий спрос, напоминает Рылько. «И если он не восстановится, нас ожидает дальнейшая просадка внутренних цен, хотя мы и надеемся на позитивный сценарий», — указывает он. При плохом раскладе для сектора ситуация станет уже не критичной, как сейчас ее оценивают эксперты Forbes, а катастрофической, уверен Корбут.

Агросектор крайне инертен, и резких изменений в нем не происходит, но продолжающееся который год ухудшение положение аграриев становится все более заметным. «Доходность упала, фермеры не могут себе позволит обновлять стремительно дорожающую технику, применяют меньше удобрений», — отмечает Сизов. При этом они делают больший упор на средства защиты растений, которые оказывают краткосрочный положительный эффект на урожайность, добавляет Корбут, а в перспективе ухудшается плодородие почв. Сейчас особенно заметно, по словам Сизова, снижение рентабельности фермеров, сеющих зерно восточнее Волги.

Внешние же цены должны расти по объективным причинам: по ходу сезона объемы зерна на рынке сокращаются, а затраты на его хранение растут, отмечает Корбут. «Главное — суметь воспользоваться ситуацией: внутренние цены поддержит повышение мировых», — надеется он.

Рылько называет несколько факторов возможного роста мировых цен на зерно, среди которых прохождение пика сезонного предложения, ухудшающиеся прогнозы на урожай в Аргентине и Австралии, меньший, чем сезоном ранее, объем качественной пшеницы и снятие излишков предложения с рынка благодаря крупным госконтрактам, таким как египетский тендер.

Вполне вероятно, что на ценах и предложении отразится новый контракт, подписанный 18 октября Россией и Китаем на поставку 70 млн т зерновых на астрономическую сумму около $25,7 млрд. Сюда, впрочем, входит не только пшеница, но и масличные культуры и многое другое, и рассчитан контракт на 12 лет. 

Рынок получил поддержку от октябрьского отчета USDA, в котором оценка мировых запасов пшеницы, сои и кукурузы на конец сезона 2023/2024 была снижена, уточняют аналитики «Русагротранса». «По нашим расчетам, производство пшеницы в топ-10 основных странах-производителях в сезоне 2023/2024 суммарно упадет на 25 млн т после рекордно высокого урожая прошлого сезона. В то же время среди крупнейших стран — импортеров пшеницы в мире существенное снижение спроса на импортную пшеницу ожидается только со стороны Турции», — поясняют аналитики.

Спрос может вырасти. В мире уродилось меньше высококачественной пшеницы, и импорт крупнейшего потребителя пшеницы  в мире, Китая, может оказаться даже выше ожиданий. Кроме того, не исключен выход на рынок с закупками со стороны Индии по причине двух относительно низких урожаев подряд и рекордно высоких внутренних цен.


Новости по теме:
Злочевский: Россия лидер на рынке пшеницы, но на цены повлиять мы не можем
Эксперт Корбут оценил соглашение РФ и Турции о поставке 1 млн тонн зерна
Экспорт пшеницы в июле может перекрыть рекорд пятилетней давности — «Русагротранс». Цены в портах и внутри РФ превысили прошлогодние значения
Минэкономразвития о текущей ценовой ситуации на российском и мировом рынках. 18 октября 2023 года
Спрос на российскую пшеницу вновь растет — «Русагротранс». Активные закупки со стороны Египта вселяют оптимизм

https://www.zol.ru/n/3A48F
Источник: Forbes