Почему на Ставрополье аграриям стало очень сложно продать зерно
Правительство РФ заявило о восстановлении с первого октября топливного демпфера в прежних размерах: со значения в 0,5 он снова поднялся до единицы. Эта мера, принятая для стабилизации рынка нефтепродуктов, обойдется правительству в 200 миллиардов рублей в месяц при нынешнем соотношении цен на внутренних и международных рынках. Причем очевидно, что в ближайшее время есть перспективы роста этих дотаций.
За десять дней октября в результате принятых мер в России биржевые цены на бензин АИ-92 упали на 4,4 процента (до 54 156 рублей за тонну), а на межсезонное дизельное топливо - на 0,8 процента (до 63 791 рубля за тонну). Интересно сравнить эти биржевые цены с индексами на начало года. Напомню: в начале января АИ-92 стоил 36 270 рублей за тонну, а ДТ стоило 47 598 рублей за тонну. Таким образом, бензин подорожал на 49,3 процента, а дизельное топливо - на 34. И это при том, что возмещение нефтяным компаниям происходит по той же формуле, что и в январе. А курс доллара между тем с начала года вырос на 40 процентов.
Надо отметить, что при всех заявлениях чиновников о том, что рост цен на моторное топливо в ближайшее время приблизится к средней инфляции, рассчитывать на это, видимо, не стоит. И причин для этого несколько.
Сегодня в Ставропольском крае продать зерно очень сложно, потому что экспорт из южных портов стремительно сокращается. Пошлина растет, а реализации нет
Во-первых, в России отсутствует сколько-нибудь значительное количество независимых производителей нефтепродуктов. В связи с этим биржевые цены, являющиеся базой для розничных, не являются итогом реальной конкуренции, и никакие действия ФАС в отношении владельцев автозаправок, мелких дилеров не могут привести к сколько-нибудь существенному результату.
Во-вторых, что такое топливный демпфер? Это возмещение нефтяникам разницы в стоимости нефтепродуктов между внутренним и внешним рынками. Если такие меры выглядели эффективными несколько лет назад, то сегодня ориентация на цены внешнего рынка, мягко говоря, сомнительна. В стране идет дедолларизация экономики. Большая часть затрат на производство нефтепродуктов в связи с ограничениями на ввоз технологий и оборудования из западных стран, а также развивающимся импортозамещением находится в рублевой зоне. Таким образом, существование и развитие нефтеперерабатывающей отрасли значительно меньше, чем раньше, зависит от цен на нефтепродукты на внешних рынках.
С сентября страна испытывает большие сложности из-за топливного кризиса, ущерб от которого можно будет оценить только после его окончания. Он показал, что система регулирования цен на топливо несовершенна и возникновение подобных проблем в будущем вполне вероятно.
Хотелось бы отметить, что механизм демпфера - явно нерыночный элемент, усложняющий формирование устойчивого и саморегулируемого ценообразования.
А насколько вообще необходим демпферный механизм для стабильных цен на любую продукцию? Чтобы снизить цены до необходимого уровня, можно было ввести дополнительные пошлины в районе 250-300 долларов за тонну, что фактически привело бы цены на топливо в России к докризисному уровню. При том что в октябре 2023 года установленная пошлина на экспорт нефтепродуктов немногим превышает семь долларов за тонну.
Цены на любой вид продукции можно регулировать и без демпферного механизма, но для этого нужны грамотные и подготовленные аналитики регулируемых отраслей. К сожалению, судя по неожиданно возникшему топливному кризису, таких специалистов в министерствах не хватает.
В любом случае я бы отметил, что принятые правительством в октябре меры для регулирования топливного рынка продемонстрировали весьма бережное отношение чиновников к этой отрасли, что неплохо для нашей экономики. Но хотелось бы сравнить с демпферным механизмом цен на продовольствие, который сегодня активно применяется. Тем более что зерно - вторая нефть.
Если демпфер в углеводородной отрасли возмещает разницу между ценой на внешних и на внутренних рынках, то производителям зерновых возмещается в лучшем случае 10 процентов от того, что у них забирается в виде экспортной пошлины. Сравните сами: пошлина на дизтопливо и бензин составляет немногим более одного процента от внутренней цены, а на пшеницу - 35-40 от сложившейся сегодня стоимости на внутреннем рынке. Сегодня в Ставропольском крае продать зерно даже по этой цене очень сложно, потому что экспорт из южных портов стремительно сокращается. Пошлина растет, а реализации нет.
Очевидно, что есть необходимость пополнения бюджета, и производители аграрной продукции относятся к этому с пониманием. Но в то же время рост затрат на производство сельскохозяйственной продукции на 30 и более процентов за последние два года при одновременном снижении цен на реализуемую продукцию растениеводства привел к сильному сокращению рентабельности прибыльных хозяйств и убыткам низкорентабельных. Об этом наглядно говорят данные Росстата и министерства сельского хозяйства РФ.
Низкие цены на зерновые способствуют росту доходов переработчиков, но слабо влияют на благосостояние конечного потребителя - наших граждан.
К чему это приведет? Наверняка, к увеличению числа банкротств, а в перспективе - к разорению и ликвидации хозяйств. Некоторые прекратят существование, другие - поменяют собственников. В отрасль придут новые люди. И им потребуется несколько лет при поддержке государства, чтобы восстановить уровень, на котором сельское хозяйство находилось в последние годы.
Может быть, министерству экономики следовало бы либо отменить, либо изменить демпферный механизм в аграрном секторе для того, чтобы он работал на развитие. В противном случае Россия, которая может стабильно производить 150-180 миллионов тонн зерновых и ежегодно продавать 70-90 миллионов тонн зерна, успешно конкурируя с западными "непартнерами", в ближайшие годы ослабит, а потом потеряет лидирующие позиции на мировом рынке зерновых и масличных культур.
Почему на Ставрополье аграриям стало очень сложно продать зерно
Правительство РФ заявило о восстановлении с первого октября топливного демпфера в прежних размерах: со значения в 0,5 он снова поднялся до единицы. Эта мера, принятая для стабилизации рынка нефтепродуктов, обойдется правительству в 200 миллиардов рублей в месяц при нынешнем соотношении цен на внутренних и международных рынках. Причем очевидно, что в ближайшее время есть перспективы роста этих дотаций.
За десять дней октября в результате принятых мер в России биржевые цены на бензин АИ-92 упали на 4,4 процента (до 54 156 рублей за тонну), а на межсезонное дизельное топливо - на 0,8 процента (до 63 791 рубля за тонну). Интересно сравнить эти биржевые цены с индексами на начало года. Напомню: в начале января АИ-92 стоил 36 270 рублей за тонну, а ДТ стоило 47 598 рублей за тонну. Таким образом, бензин подорожал на 49,3 процента, а дизельное топливо - на 34. И это при том, что возмещение нефтяным компаниям происходит по той же формуле, что и в январе. А курс доллара между тем с начала года вырос на 40 процентов.
Надо отметить, что при всех заявлениях чиновников о том, что рост цен на моторное топливо в ближайшее время приблизится к средней инфляции, рассчитывать на это, видимо, не стоит. И причин для этого несколько.
Сегодня в Ставропольском крае продать зерно очень сложно, потому что экспорт из южных портов стремительно сокращается. Пошлина растет, а реализации нет
Во-первых, в России отсутствует сколько-нибудь значительное количество независимых производителей нефтепродуктов. В связи с этим биржевые цены, являющиеся базой для розничных, не являются итогом реальной конкуренции, и никакие действия ФАС в отношении владельцев автозаправок, мелких дилеров не могут привести к сколько-нибудь существенному результату.
Во-вторых, что такое топливный демпфер? Это возмещение нефтяникам разницы в стоимости нефтепродуктов между внутренним и внешним рынками. Если такие меры выглядели эффективными несколько лет назад, то сегодня ориентация на цены внешнего рынка, мягко говоря, сомнительна. В стране идет дедолларизация экономики. Большая часть затрат на производство нефтепродуктов в связи с ограничениями на ввоз технологий и оборудования из западных стран, а также развивающимся импортозамещением находится в рублевой зоне. Таким образом, существование и развитие нефтеперерабатывающей отрасли значительно меньше, чем раньше, зависит от цен на нефтепродукты на внешних рынках.
С сентября страна испытывает большие сложности из-за топливного кризиса, ущерб от которого можно будет оценить только после его окончания. Он показал, что система регулирования цен на топливо несовершенна и возникновение подобных проблем в будущем вполне вероятно.
Хотелось бы отметить, что механизм демпфера - явно нерыночный элемент, усложняющий формирование устойчивого и саморегулируемого ценообразования.
А насколько вообще необходим демпферный механизм для стабильных цен на любую продукцию? Чтобы снизить цены до необходимого уровня, можно было ввести дополнительные пошлины в районе 250-300 долларов за тонну, что фактически привело бы цены на топливо в России к докризисному уровню. При том что в октябре 2023 года установленная пошлина на экспорт нефтепродуктов немногим превышает семь долларов за тонну.
Цены на любой вид продукции можно регулировать и без демпферного механизма, но для этого нужны грамотные и подготовленные аналитики регулируемых отраслей. К сожалению, судя по неожиданно возникшему топливному кризису, таких специалистов в министерствах не хватает.
В любом случае я бы отметил, что принятые правительством в октябре меры для регулирования топливного рынка продемонстрировали весьма бережное отношение чиновников к этой отрасли, что неплохо для нашей экономики. Но хотелось бы сравнить с демпферным механизмом цен на продовольствие, который сегодня активно применяется. Тем более что зерно - вторая нефть.
Если демпфер в углеводородной отрасли возмещает разницу между ценой на внешних и на внутренних рынках, то производителям зерновых возмещается в лучшем случае 10 процентов от того, что у них забирается в виде экспортной пошлины. Сравните сами: пошлина на дизтопливо и бензин составляет немногим более одного процента от внутренней цены, а на пшеницу - 35-40 от сложившейся сегодня стоимости на внутреннем рынке. Сегодня в Ставропольском крае продать зерно даже по этой цене очень сложно, потому что экспорт из южных портов стремительно сокращается. Пошлина растет, а реализации нет.
Очевидно, что есть необходимость пополнения бюджета, и производители аграрной продукции относятся к этому с пониманием. Но в то же время рост затрат на производство сельскохозяйственной продукции на 30 и более процентов за последние два года при одновременном снижении цен на реализуемую продукцию растениеводства привел к сильному сокращению рентабельности прибыльных хозяйств и убыткам низкорентабельных. Об этом наглядно говорят данные Росстата и министерства сельского хозяйства РФ.
Низкие цены на зерновые способствуют росту доходов переработчиков, но слабо влияют на благосостояние конечного потребителя - наших граждан.
К чему это приведет? Наверняка, к увеличению числа банкротств, а в перспективе - к разорению и ликвидации хозяйств. Некоторые прекратят существование, другие - поменяют собственников. В отрасль придут новые люди. И им потребуется несколько лет при поддержке государства, чтобы восстановить уровень, на котором сельское хозяйство находилось в последние годы.
Может быть, министерству экономики следовало бы либо отменить, либо изменить демпферный механизм в аграрном секторе для того, чтобы он работал на развитие. В противном случае Россия, которая может стабильно производить 150-180 миллионов тонн зерновых и ежегодно продавать 70-90 миллионов тонн зерна, успешно конкурируя с западными "непартнерами", в ближайшие годы ослабит, а потом потеряет лидирующие позиции на мировом рынке зерновых и масличных культур.
Новости по теме:Экспорт пшеницы в октябре уменьшился. Это может быть связано с крайне низкими закупочными ценами
Председатель зернового клуба: цены зависят от месторасположения региона
В Омской области из-за погоды выросла себестоимость зерна
Вопрос сбыта зерна в Калининградской области будет острее предыдущих лет
Минсельхоз Приангарья озвучил решение проблемы с выросшими ценами на топливо
https://www.zol.ru/n/3A532