Уральские и иранские ученые разработали новое покрытие для газотурбинных двигателей
Ученые УрФУ совместно с коллегами из УрО РАН и Технического университета Малека Аштера (Иран) разработали термобарьерное покрытие из церата стронция для газотурбинных двигателей (ГТД). Покрытие не уступает аналогам по тепловым нагрузкам (выдерживает до 1200 ℃) и устойчиво при длительном высокотемпературном воздействии: не разрушается и не меняет форму, что предотвращает коррозию и быстрый износ деталей двигателя. Кроме того, покрытие из церата стронция обойдется в несколько раз дешевле аналогов. Данная разработка может быть использована в различных областях, где требуются высокопроизводительные и надежные ГТД — в авиации, энергетике, кораблестроении и т. д. Подробная информация опубликована в Surface and Coatings Technology. «Сегодня в качестве термобарьерных покрытий в основном применяется диоксид циркония, стабилизированный иттрием, который показывает сопротивление тепловому удару и тепловой усталости до 1200 °С. Тем не менее данный материал обладает рядом критических недостатков — при длительном высокотемпературном применении происходит ускоренное спекание вещества и его разрушение. Это мотивирует ученых по всему миру, в том числе и нас, искать новые материалы для термобарьерных покрытий. Церат стронция является наиболее перспективным материалом, который в будущем сможет преодолеть планку в 1200 °С и стабильно работать при температурах 1300 °С и больше, что будет выгодно отличать его от аналогов. Однако для этого потребуются дальнейшие исследования», — поясняет младший научный сотрудник лаборатории композитных материалов, пленок и покрытий УрФУ Николай Барашев.
Уральские и иранские ученые разработали новое покрытие для газотурбинных двигателей
Ученые УрФУ совместно с коллегами из УрО РАН и Технического университета Малека Аштера (Иран) разработали термобарьерное покрытие из церата стронция для газотурбинных двигателей (ГТД). Покрытие не уступает аналогам по тепловым нагрузкам (выдерживает до 1200 ℃) и устойчиво при длительном высокотемпературном воздействии: не разрушается и не меняет форму, что предотвращает коррозию и быстрый износ деталей двигателя. Кроме того, покрытие из церата стронция обойдется в несколько раз дешевле аналогов. Данная разработка может быть использована в различных областях, где требуются высокопроизводительные и надежные ГТД — в авиации, энергетике, кораблестроении и т. д. Подробная информация опубликована в Surface and Coatings Technology.
https://www.metaltorg.ru/n/9B43D0«Сегодня в качестве термобарьерных покрытий в основном применяется диоксид циркония, стабилизированный иттрием, который показывает сопротивление тепловому удару и тепловой усталости до 1200 °С. Тем не менее данный материал обладает рядом критических недостатков — при длительном высокотемпературном применении происходит ускоренное спекание вещества и его разрушение. Это мотивирует ученых по всему миру, в том числе и нас, искать новые материалы для термобарьерных покрытий. Церат стронция является наиболее перспективным материалом, который в будущем сможет преодолеть планку в 1200 °С и стабильно работать при температурах 1300 °С и больше, что будет выгодно отличать его от аналогов. Однако для этого потребуются дальнейшие исследования», — поясняет младший научный сотрудник лаборатории композитных материалов, пленок и покрытий УрФУ Николай Барашев.