Без прозрачных планов и цифровизации перевозок экспорт казахстанской агропродукции окажется под угрозой
Казахстану необходимо обеспечить рост экспортных поставок из Казахстана на внешние рынки и выполнить обязательства перед торговыми партнерами. Что этому мешает - обсуждали участники заседания штаба по вопросам экспорта, прошедшего в Астане под председательством министра торговли и интеграции РК Армана Шаккалиева.
В пресс-службе МТИ отмечают, что, несмотря на хорошие показатели торговли Казахстана с другими странами по итогам 9 месяцев т.г., экспорт готовой продукции показал снижение. У товаропроизводителей есть большие внутренние резервы для улучшения ситуации, но необходимо решить сложности с транспортировкой.
«У экспортеров есть, что везти, но не на чем. По плану перевозок на ноябрь 2023 г. в экспортном направлении заявлена потребность транспортировки 8,5 млн тонн грузов, из них согласовано только 3,6 млн тонн, т.е. по 4,9 млн тонн грузоотправителям отказано. Эти факты наглядно показывают, почему у нас экспорт не растет теми темпами, которыми мог бы», - сообщил А. Шаккалиев.
Как отметил исполняющий обязанности председателя правления НПП «Атамекен» Раимбек Баталов, отсутствие четкого плана предоставления вагонов негативно влияет на экспортный процесс. В результате товаропроизводители не могут реализовать свою продукцию.
Представители бизнеса сошлись во мнении: нужна понятная картина по железнодорожным мощностям, тогда у грузоотправителей будет больше возможности эффективно планировать перевозки.
По словам руководителя управления Министерства транспорта РК Сатжана Узбекова, в этом году перевозка грузов по железной дороге в экспортном направлении увеличилась наполовину по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Только по зерну отмечается рост поставок в КНР в 3-4 раза. По прогнозам министерства, транспортировка грузов в Китай покажет новый рекорд в декабре.
«Большой объем перевозок осуществляется, но есть ограничения по стыкам. В этом году мы полностью исчерпываем пропускную способность в направлении Китая. По итогам года объем перевозок в КНР увеличится до 27,6 млн тонн. Это максимальная мощность инфраструктуры, которой мы добились, благодаря проведению соответствующей работы», - сообщил С. Узбеков.
В то же время, по информации председателя ОЮЛ «Национальная ассоциация экспортеров «KazGrain» Зейноллы Абдуманапова, объем экспортных поставок в этом году уменьшился.
«По сравнению с прошлым годом экспорт в разы уменьшился. С момента пандемии КТЖ приучила нас возить грузы в контейнерах, мы за два года эту работу поставили, но в сентябре 2023 г. ограничили перевозку в контейнерах зерновых культур и продуктов перемола в Китай. Контейнерные перевозки у нас ограничены на 85%. Сейчас их могут осуществлять только те станции, у которых есть параграф 8 и 10. КТЖ на 60-70% урезает основной план перевозок, единственный аргумент — стыки загружены. Раньше у нас была возможность регулировать свои отгрузки с помощью подачи заявок на включение в дополнительный план перевозок. Но сегодня нам их не согласовывают», - отметил глава ассоциации.
В свою очередь, представитель Министерства транспорта сообщил, что нормы по параграфам были предусмотрены тогда, когда на станциях существовала вся необходимая инфраструктура, грузовые работы станция осуществляла сама.
«Сейчас корректирующие нормы приняты, работа по параграфам ведется. Что касается планов, т.е. правила перевозки грузов, дополнительный план согласуется не в ущерб основному. Если грузоотправитель в прошлом месяце выполнил заявленную норму, ему согласовывают план. Недобросовестным грузоотправителям отказывают в дополнительных перевозках», - пояснил С. Узбеков.
На заседании штаба представители бизнеса озвучили несколько предложений для повышения эффективности планирования. Во-первых, автоматизировать рассмотрение заявок на перевозку, чтобы грузоотправитель знал, почему ему отказали и на каком участке не пропустили груз. Во-вторых, ежемесячно публиковать в открытом доступе планы перевозок КТЖ по открытым товарным позициям, в частности, по АПК. Это позволит товаропроизводителям качественно планировать отправку продукции. Кроме того, участники заседания заинтересованы в реализации проекта приоритезации экспортных поставок.
Без прозрачных планов и цифровизации перевозок экспорт казахстанской агропродукции окажется под угрозой
Казахстану необходимо обеспечить рост экспортных поставок из Казахстана на внешние рынки и выполнить обязательства перед торговыми партнерами. Что этому мешает - обсуждали участники заседания штаба по вопросам экспорта, прошедшего в Астане под председательством министра торговли и интеграции РК Армана Шаккалиева.
В пресс-службе МТИ отмечают, что, несмотря на хорошие показатели торговли Казахстана с другими странами по итогам 9 месяцев т.г., экспорт готовой продукции показал снижение. У товаропроизводителей есть большие внутренние резервы для улучшения ситуации, но необходимо решить сложности с транспортировкой.
«У экспортеров есть, что везти, но не на чем. По плану перевозок на ноябрь 2023 г. в экспортном направлении заявлена потребность транспортировки 8,5 млн тонн грузов, из них согласовано только 3,6 млн тонн, т.е. по 4,9 млн тонн грузоотправителям отказано. Эти факты наглядно показывают, почему у нас экспорт не растет теми темпами, которыми мог бы», - сообщил А. Шаккалиев.Как отметил исполняющий обязанности председателя правления НПП «Атамекен» Раимбек Баталов, отсутствие четкого плана предоставления вагонов негативно влияет на экспортный процесс. В результате товаропроизводители не могут реализовать свою продукцию.
Представители бизнеса сошлись во мнении: нужна понятная картина по железнодорожным мощностям, тогда у грузоотправителей будет больше возможности эффективно планировать перевозки.
По словам руководителя управления Министерства транспорта РК Сатжана Узбекова, в этом году перевозка грузов по железной дороге в экспортном направлении увеличилась наполовину по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Только по зерну отмечается рост поставок в КНР в 3-4 раза. По прогнозам министерства, транспортировка грузов в Китай покажет новый рекорд в декабре.
«Большой объем перевозок осуществляется, но есть ограничения по стыкам. В этом году мы полностью исчерпываем пропускную способность в направлении Китая. По итогам года объем перевозок в КНР увеличится до 27,6 млн тонн. Это максимальная мощность инфраструктуры, которой мы добились, благодаря проведению соответствующей работы», - сообщил С. Узбеков.В то же время, по информации председателя ОЮЛ «Национальная ассоциация экспортеров «KazGrain» Зейноллы Абдуманапова, объем экспортных поставок в этом году уменьшился.
«По сравнению с прошлым годом экспорт в разы уменьшился. С момента пандемии КТЖ приучила нас возить грузы в контейнерах, мы за два года эту работу поставили, но в сентябре 2023 г. ограничили перевозку в контейнерах зерновых культур и продуктов перемола в Китай. Контейнерные перевозки у нас ограничены на 85%. Сейчас их могут осуществлять только те станции, у которых есть параграф 8 и 10. КТЖ на 60-70% урезает основной план перевозок, единственный аргумент — стыки загружены. Раньше у нас была возможность регулировать свои отгрузки с помощью подачи заявок на включение в дополнительный план перевозок. Но сегодня нам их не согласовывают», - отметил глава ассоциации.В свою очередь, представитель Министерства транспорта сообщил, что нормы по параграфам были предусмотрены тогда, когда на станциях существовала вся необходимая инфраструктура, грузовые работы станция осуществляла сама.
«Сейчас корректирующие нормы приняты, работа по параграфам ведется. Что касается планов, т.е. правила перевозки грузов, дополнительный план согласуется не в ущерб основному. Если грузоотправитель в прошлом месяце выполнил заявленную норму, ему согласовывают план. Недобросовестным грузоотправителям отказывают в дополнительных перевозках», - пояснил С. Узбеков.На заседании штаба представители бизнеса озвучили несколько предложений для повышения эффективности планирования. Во-первых, автоматизировать рассмотрение заявок на перевозку, чтобы грузоотправитель знал, почему ему отказали и на каком участке не пропустили груз. Во-вторых, ежемесячно публиковать в открытом доступе планы перевозок КТЖ по открытым товарным позициям, в частности, по АПК. Это позволит товаропроизводителям качественно планировать отправку продукции. Кроме того, участники заседания заинтересованы в реализации проекта приоритезации экспортных поставок.
«Министерство транспорта готово взять предложения в работу. Вопросы, связанные с приоритезацией грузов, мы подготовим совместно с министерствами сельского хозяйства, промышленности, энергетики, проработаем и покажем Минтрансу, чтобы внести соответствующие изменения в правила. Еще одно предложение — применять штрафы к тем грузоотправителям, которые подают заявки, но потом отказываются отправлять грузы. В этом случае необходимо лишать возможности подавать заявки в основной план перевозок ровно на такой объем, который не был поставлен в предыдущем месяце», - резюмировал А. Шаккалиев.Новости по теме:
Казахстан: Экспорт за январь - сентябрь 2023 года
Морпорт Актау увеличил перевалку грузов на 22%
Казахстан экспортировал в Китай около 1,5 млн тонн зерна
Казахстанское зерно перестали грузить в Китай с 13 ноября
Нас ожидает несколько лет низких цен на зерно — Алишер Ходжаназаров
https://www.zol.ru/n/3A948