15.02.2024 10:45

Объем перевозок аграрных грузов по железной дороге РФ в 2024 году может превысить 40 млн тонн

Объем перевозок аграрных грузов по железной дороге РФ в 2024 году может превысить 40 млн тонн. Такой прогноз представил управляющий директор АО "Русагротранс" Алексей Барбариуш на международной бизнес-конференции "Элеваторы-2024" в среду в Москве.

"В 2023 году перевозки аграрных грузов по железной дороге составили больше 38 млн тонн против 31 млн тонн годом ранее. В 2024 году мы ожидаем, что объем перевозок достигнет более 40 млн тонн и в первую очередь за счет роста экспортных перевозок", - сказал он.

При этом он обратил внимание на ухудшение ситуации по оборачиваемости вагонов-зерновозов, "особенно на массовых направлениях экспорта российского зерна". "В частности, идет устойчивый тренд на рост оборота в направлении портов Черноморского бассейна. Среди основных причин складывающейся ситуации, наряду с ростом грузовой базы на фоне рекордного урожая, можно выделить перераспределение грузопотоков, ранее шедших в направлении стран Евросоюза, на юг и восток, увеличение перевозок грузов специального значения на южном и центральном направлениях, а также рост пассажиропотока железнодорожным транспортом в условиях закрытия части аэропортов в южных регионах", - пояснил он.

По его словам, по одному из самых массовых направлений российского зернового экспорта - черноморским терминалам Новороссийска - оборот по итогам 2023 года ухудшился почти на 20%, "то есть он вырос более чем на четверо суток".

"Сейчас фактическая оборачиваемость заметно отличается от нормативного значения. Так, сегодня один вагон совершает в среднем 14 рейсов в год при расчетном плане в 20. При условии сохранения оборачиваемости подвижного состава на уровне 2020 года только один такой оператор, как "Русагротранс", в своем парке смог бы обеспечивать дополнительный объем перевозок зерна в более 7 млн тонн", - подсчитал управляющий директор.

Как прогнозирует Барбариуш, тренд на рост парка вагонов-зерновозов на сети РЖД сохранится и в 2024 году. "Ожидаем, что новый рекорд в 75 тыс. единиц подвижного состава будет достигнут по итогам 2024 года, что на 15% больше, чем в 2023 году, и на 27% выше, чем в 2022 году", - сказал он.

При этом Барбариуш отметил, что в текущих условиях увеличение парка хопперов негативно влияет на ситуацию с оборачиваемостью вагонов, "как ни парадоксально". "В условиях ограниченной инфраструктуры, в том числе экспортной, неконтролируемый рост числа вагонов на сети РЖД провоцирует замедление темпа движения парка. В 2023 году по сравнению с 2022 годом выросло время груженого рейса вагонов на 20%, порожнего - на 5%. В свою очередь, ухудшение оборачиваемости вагонов на сети на одни сутки влечет за собой необходимость увеличения вагонного парка более чем на 3,5 тыс. вагонов-зерновозов", - констатировал он.

В связи с этим "Русагротранс" совместно с РЖД и грузоотправителями активно внедряет технологии улучшения оборачиваемости вагонов, одна из которых - маршрутизация грузов. Общая доля маршрутных отправок компании в 2023 году превышает 30%, что в несколько раз выше аналогичного показателя прошлых лет. В планах компании и далее наращивать долю маршрутных отправок, подчеркнул Барбариуш.

Новости по теме:
Железнодорожные отгрузки муки за январь 2024 года
Железнодорожные отгрузки риса за январь 2024 года
Железнодорожные отгрузки кукурузы за январь 2024 года
В 2023 году Красноярская железная дорога увеличила экспортные контейнерные перевозки сельхозпродукции, металлов и угля
Железнодорожные отгрузки ячменя за январь 2024 года

https://www.zol.ru/n/3B292
Источник: Финмаркет