Экспортную пошлину на подсолнечник на постоянной основе ввели в Казахстане
Министерство торговли Казахстана с февраля 2024 года ввело пошлину на вывоз подсолнечника со сроком действия на постоянной основе. Зерновой союз обвинил Министерство в нарушении Предпринимательского Кодекса, а также нормы закона «О государственной статистике», передает агентство «АПК Новости».
О том, что введение ограничения на экспорт подсолнечника привело некогда рентабельную сельхозкультуру к убыточности ее производства, эксперты аграрного рынка говорят уже на протяжении года. Представители Зернового союза считают, что введенная мера касается не столько вопросов обеспечения внутреннего рынка маслом подсолнечным и стабилизацией цен на него, сколько заботой Министерства торговли о загрузке производственных мощностей производителей масла.
Чем руководствовалось Министерство торговли при введении пошлины и как использовались нормы Предпринимательского кодекса, чтобы избежать необходимости проведения анализа регуляторного воздействия?
laquo;Предпринимательский кодекс защищает интересы бизнеса от необоснованного введения госорганами запретов и ограничения предпринимательской деятельности. Так, при подготовке решений, госорганы обязаны соблюсти предусмотренные Кодексом условия формирования так называемых регуляторных инструментов. В числе прочих к таким условиям относятся: обоснованность, соразмерность и рациональность предлагаемого решения. Но основным инструментом сдерживания госорганов от принятия необоснованных решений можно считать норму Кодекса, которая обязывает госорганы проводить анализ регуляторного воздействия еще на стадии подготовки решения, согласовать его с НПП «Атамекен» и получить одобрение Межведомственной комиссии, рабочим органом которой является Министерство национальной экономики», - сообщили в Зерновом союзе Казахстана.
Чем же руководствовалось Министерство торговли при подготовке решения о введении экспортной пошлины на подсолнечник?
В союзе считают, что преследуя истинную цель — загрузить производственные мощности производителей масла, Министерство торговли на основании экспертной оценки ассоциации производителей масла, игнорируя данные официальной статистики, делает вывод, что на внутреннем рынке в 2023 году может сложиться дефицит подсолнечника для его переработки и последующей поставки подсолнечного масла на внутренний рынок.
laquo;Данные официальной статистики на тот момент показывали обратное — наличие больших остатков подсолнечника и масла подсолнечного, кратно превышающих потребности внутреннего рынка», - отметили в ЗСК.
При этом в союзе заявили, что, игнорируя данные официальной статистики, Министерство торговли нарушило норму закона «О государственной статистике», обязывающую госорганы использовать в своей работе только официальную статистику.
Далее на основании предположения о возможном возникновении дефицита подсолнечника, Министерство торговли для оперативного принятия решения о введении пошлины воспользовалось нормой Кодекса, позволяющей госорганам не проводить анализ регуляторного воздействия предлагаемого решения.
laquo;Данная норма допускает такое, в нашем в случае - для предотвращения или уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, отнесенных в перечень социально важных товаров. К таким товарам решением Правительства отнесено масло подсолнечное, но не подсолнечник. Использование данной нормы Кодекса позволило Министерству торговли сохранить контроль за дальнейшим продвижением решения о пошлине, так как теперь его одобрение находилось в компетенции Межведомственной комиссии, рабочим органом которой является Министерство торговли», - сообщается в информации Зернового союза.
Какие нормы Предпринимательского кодекса были нарушены при введении экспортной пошлины?
laquo;При введении экспортной пошлины на подсолнечник со сроком действия на постоянной основе Министерство торговли нарушило норму Предпринимательского кодекса в части обоснованности, соразмерности и рациональности решения, предусматривающего ограничение предпринимательской деятельности», - заявили в союзе.
Как ранее было отмечено, Министерство торговли обосновало введение экспортной пошлины необходимостью предотвращения или уменьшения критического недостатка подсолнечного масла на внутреннем рынке. Заявленная цель предоставила Министерству возможность не проводить анализ регуляторного воздействия данного решения, который в общих случаях обязателен, если предлагаемые госорганами меры направлены на ограничение предпринимательской деятельности.
laquo;Из логики Министерства торговли следует, что на момент принятия решения (январь 2023 года), запасы подсолнечника и масла подсолнечного были недостаточны и могли привести к дефициту сырья для производства и поставки на внутренний рынок подсолнечного масла в 2023 году. При этом, предлагая ввести экспортную пошлину на постоянной основе, Министерство торговли установило, что критический недостаток подсолнечника и масла подсолнечного на внутреннем рынке будет постоянно. Министерство проигнорировало тот факт, что такое явление теоретически может сложиться на определенное время и при получении следующего урожая подсолнечника эта проблема теряет свою актуальность», - отметили в ЗСК.
Исходя из цели внутренней самообеспеченности Казахстана, потребность в рафинированном масле подсолнечном составляла не более 192 тыс. тонн на 2023 год. Для его производства необходимо 467 тыс. тонн продовольственного подсолнечника.
laquo;Из данных официальной статистики, которая формируется в том числе из статотчетов производителей масла, следует, что на 1 января 2023 года остатки продовольственного подсолнечника составляли 1,1 млн тонн, из которых 333 тыс. тонн находились на складах производителей масла. Кроме этого, остатки масла подсолнечного на отчетную дату составляли 42 тыс. тонн на складах маслозаводов. Таким образом, запасы подсолнечника на 1 января 2023 года в 2,4 раза превышали годовую потребность внутреннего рынка, а остатки масла подсолнечного на складах маслозаводов составляли почти трехмесячный запас от потребности внутреннего рынка. Это без учета импорта», - пояснили в союзе.
Также, согласно данным статистики, которые приводят представители союза, официальный импорт подсолнечника составляет в среднем 230 тыс. тонн в год, импорт масла подсолнечного - в среднем 102 тыс. тонн в год сырого и рафинированного масла. Общий импорт подсолнечника и масла в пересчете на рафинированное масло подсолнечное составляет 196 тыс. тонн.
Напомним, что годовая потребность Казахстана в масле подсолнечном рафинированном составляет 192 тыс. тонн. Следует отметить, что даже после введения пошлины на вывоз казахстанского подсолнечника, импорт российского масла и подсолнечника существенно не сократился, оставаясь на недопустимо высоком уровне. С введением пошлины основными импортерами подсолнечника и масла подсолнечного являются казахстанские маслозаводы.
laquo;Таким образом, несмотря на данные официальной статистики, свидетельствующие об отсутствии оснований для ограничения экспорта подсолнечника, Министерство торговли, в нарушение требования закона «О государственной статистики», использует экспертные данные ассоциации производителей масла и с февраля 2024 года вводит пошлину на вывоз подсолнечника в размере 20% от стоимости, но не менее 100 евро за тонну со сроком действия на постоянной основе», - сообщили в Зерновом союзе.
Экспортную пошлину на подсолнечник на постоянной основе ввели в Казахстане
Министерство торговли Казахстана с февраля 2024 года ввело пошлину на вывоз подсолнечника со сроком действия на постоянной основе. Зерновой союз обвинил Министерство в нарушении Предпринимательского Кодекса, а также нормы закона «О государственной статистике», передает агентство «АПК Новости».
Новости по теме:О том, что введение ограничения на экспорт подсолнечника привело некогда рентабельную сельхозкультуру к убыточности ее производства, эксперты аграрного рынка говорят уже на протяжении года. Представители Зернового союза считают, что введенная мера касается не столько вопросов обеспечения внутреннего рынка маслом подсолнечным и стабилизацией цен на него, сколько заботой Министерства торговли о загрузке производственных мощностей производителей масла.
Чем руководствовалось Министерство торговли при введении пошлины и как использовались нормы Предпринимательского кодекса, чтобы избежать необходимости проведения анализа регуляторного воздействия?
laquo;Предпринимательский кодекс защищает интересы бизнеса от необоснованного введения госорганами запретов и ограничения предпринимательской деятельности. Так, при подготовке решений, госорганы обязаны соблюсти предусмотренные Кодексом условия формирования так называемых регуляторных инструментов. В числе прочих к таким условиям относятся: обоснованность, соразмерность и рациональность предлагаемого решения. Но основным инструментом сдерживания госорганов от принятия необоснованных решений можно считать норму Кодекса, которая обязывает госорганы проводить анализ регуляторного воздействия еще на стадии подготовки решения, согласовать его с НПП «Атамекен» и получить одобрение Межведомственной комиссии, рабочим органом которой является Министерство национальной экономики», - сообщили в Зерновом союзе Казахстана.
Чем же руководствовалось Министерство торговли при подготовке решения о введении экспортной пошлины на подсолнечник?
В союзе считают, что преследуя истинную цель — загрузить производственные мощности производителей масла, Министерство торговли на основании экспертной оценки ассоциации производителей масла, игнорируя данные официальной статистики, делает вывод, что на внутреннем рынке в 2023 году может сложиться дефицит подсолнечника для его переработки и последующей поставки подсолнечного масла на внутренний рынок.
laquo;Данные официальной статистики на тот момент показывали обратное — наличие больших остатков подсолнечника и масла подсолнечного, кратно превышающих потребности внутреннего рынка», - отметили в ЗСК.
При этом в союзе заявили, что, игнорируя данные официальной статистики, Министерство торговли нарушило норму закона «О государственной статистике», обязывающую госорганы использовать в своей работе только официальную статистику.
Далее на основании предположения о возможном возникновении дефицита подсолнечника, Министерство торговли для оперативного принятия решения о введении пошлины воспользовалось нормой Кодекса, позволяющей госорганам не проводить анализ регуляторного воздействия предлагаемого решения.
laquo;Данная норма допускает такое, в нашем в случае - для предотвращения или уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, отнесенных в перечень социально важных товаров. К таким товарам решением Правительства отнесено масло подсолнечное, но не подсолнечник. Использование данной нормы Кодекса позволило Министерству торговли сохранить контроль за дальнейшим продвижением решения о пошлине, так как теперь его одобрение находилось в компетенции Межведомственной комиссии, рабочим органом которой является Министерство торговли», - сообщается в информации Зернового союза.
Какие нормы Предпринимательского кодекса были нарушены при введении экспортной пошлины?
laquo;При введении экспортной пошлины на подсолнечник со сроком действия на постоянной основе Министерство торговли нарушило норму Предпринимательского кодекса в части обоснованности, соразмерности и рациональности решения, предусматривающего ограничение предпринимательской деятельности», - заявили в союзе.
Как ранее было отмечено, Министерство торговли обосновало введение экспортной пошлины необходимостью предотвращения или уменьшения критического недостатка подсолнечного масла на внутреннем рынке. Заявленная цель предоставила Министерству возможность не проводить анализ регуляторного воздействия данного решения, который в общих случаях обязателен, если предлагаемые госорганами меры направлены на ограничение предпринимательской деятельности.
laquo;Из логики Министерства торговли следует, что на момент принятия решения (январь 2023 года), запасы подсолнечника и масла подсолнечного были недостаточны и могли привести к дефициту сырья для производства и поставки на внутренний рынок подсолнечного масла в 2023 году. При этом, предлагая ввести экспортную пошлину на постоянной основе, Министерство торговли установило, что критический недостаток подсолнечника и масла подсолнечного на внутреннем рынке будет постоянно.
Министерство проигнорировало тот факт, что такое явление теоретически может сложиться на определенное время и при получении следующего урожая подсолнечника эта проблема теряет свою актуальность», - отметили в ЗСК.
Исходя из цели внутренней самообеспеченности Казахстана, потребность в рафинированном масле подсолнечном составляла не более 192 тыс. тонн на 2023 год. Для его производства необходимо 467 тыс. тонн продовольственного подсолнечника.
laquo;Из данных официальной статистики, которая формируется в том числе из статотчетов производителей масла, следует, что на 1 января 2023 года остатки продовольственного подсолнечника составляли 1,1 млн тонн, из которых 333 тыс. тонн находились на складах производителей масла. Кроме этого, остатки масла подсолнечного на отчетную дату составляли 42 тыс. тонн на складах маслозаводов. Таким образом, запасы подсолнечника на 1 января 2023 года в 2,4 раза превышали годовую потребность внутреннего рынка, а остатки масла подсолнечного на складах маслозаводов составляли почти трехмесячный запас от потребности внутреннего рынка. Это без учета импорта», - пояснили в союзе.
Также, согласно данным статистики, которые приводят представители союза, официальный импорт подсолнечника составляет в среднем 230 тыс. тонн в год, импорт масла подсолнечного - в среднем 102 тыс. тонн в год сырого и рафинированного масла. Общий импорт подсолнечника и масла в пересчете на рафинированное масло подсолнечное составляет 196 тыс. тонн.
Напомним, что годовая потребность Казахстана в масле подсолнечном рафинированном составляет 192 тыс. тонн. Следует отметить, что даже после введения пошлины на вывоз казахстанского подсолнечника, импорт российского масла и подсолнечника существенно не сократился, оставаясь на недопустимо высоком уровне. С введением пошлины основными импортерами подсолнечника и масла подсолнечного являются казахстанские маслозаводы.
laquo;Таким образом, несмотря на данные официальной статистики, свидетельствующие об отсутствии оснований для ограничения экспорта подсолнечника, Министерство торговли, в нарушение требования закона «О государственной статистики», использует экспертные данные ассоциации производителей масла и с февраля 2024 года вводит пошлину на вывоз подсолнечника в размере 20% от стоимости, но не менее 100 евро за тонну со сроком действия на постоянной основе», - сообщили в Зерновом союзе.
В Зерновом союзе Казахстана рассказали, зачем на самом деле ввели пошлину на экспорт подсолнечника
В Казахстане элеваторы не принимают влажный подсолнечник, аграрии теряют урожай
Правительство Казахстана не намерено отменять пошлину на экспорт семян подсолнечника
Депутаты аграрного блока Мажилиса РК требуют отменить пошлину на экспорт подсолнечника уже с февраля
Несмотря на экспортную пошлину, из Казахстана активно вывозят семена подсолнечника - НАПМК
https://www.zol.ru/n/3B482