За последние четыре года, по данным экспертов, российская сельхозтехника подорожала на 80 процентов, а импортная — в два раза. Очевидно, что такой рост цен аграриям не по карману и без господдержки не обойтись. Сегодня государство берет на себя 15-процентное субсидирование закупок сельхозтехники на новых российских территориях, а также на Дальнем Востоке. В Госдуме предлагают распространить льготу на все регионы. Поможет ли эта мера техническому обновлению в сельском хозяйстве и какова сейчас ситуация с техникой, разбиралась «Парламентская газета».
Из трех тракторов в строю остался один
По энерговооруженности отечественный АПК сегодня значительно отстает от ряда стран. До вступления в 2013 году в действие государственной программы субсидирования покупки сельхозтехники коэффициент обновления такой техники в АПК не превышал четырех процентов в год. «Это означало, что один трактор должен был отработать до своей замены не меньше 25 лет», — прокомментировал ситуацию «Парламентской газете» заместитель председателя аграрного комитета Госдумы Николай Гончаров. Однако заработавшие в 2021 году в полную силу механизмы государственного субсидирования, а также лизинга позволили хозяйствам нарастить темпы технического перевооружения. «Сейчас ситуация с энергообеспеченностью тревожная, но не удручающая. Уровень обеспеченности техникой примерно 80 процентов от потребностей. Если взять прицепную технику (сеялки, бороны и т.д.), то ее количество в целом соответствует площади обрабатываемых угодий, а вот по количеству техники самоходной (особенно трактора высокой мощности) пока уступаем», — рассказал депутат.
О ситуации на местах рассказал выступивший на съезде крестьянско-фермерских хозяйств (АККОР), который прошел в марте этого года, фермер Антон Подьячий из Ставрополья: «В нашем хозяйстве в 2021 году было три импортных трактора. С уходом компании-поставщика с нашего рынка достать к ним детали стало почти невозможно. Сегодня два агрегата стоят на заднем дворе, их разбираем на запчасти, а один, надеюсь, еще походит».
Покупку новых машин большинство хозяйств сегодня откладывает — не по карману. «Из-за введенного утильсбора купить импортную технику стало запредельно дорого. Чем мощнее трактор, тем больше утильсбор, как будто речь идет о престижной иномарке. А нам, чтобы в срок успевать с уборкой, необходима мощная машина», — сетует фермер. При этом аграрий добавил, что цены на отечественную технику также растут. А вот в ассоциации «Росспецмаш», объединяющей предприятия сельскохозяйственного машиностроения, утильсбор, а также возможное его скорое увеличение приветствуют. Директор ассоциации Алла Елизарова отметила: «У нас есть сегменты продукции, которые сейчас совсем не защищены. Например, производство самоходных опрыскивателей. Данная мера позволяет их развивать».
Поддержка конкуренции, а не монополизма
В ситуации с господдержкой отечественных машиностроителей, по мнению депутата-агрария Николая Гончарова, необходимо внимательно разобраться.
«Поддержка промышленности идет активно, и мы видим ее результаты. Россельмаш за последние два года открыл несколько новых производственных площадок. При этом ряд мер, которыми поддерживают нашу промышленность, я бы назвал спорными», — считает Гончаров. Высокий утильсбор, напоминает он, должен вынудить крестьянина обратиться к отечественным машинам, но давайте посмотрим, есть ли эта альтернатива?
По словам депутата, по ряду классов тракторов отечественная техника полностью отсутствует. Те позиции, которые представлены, проигрывают зарубежным аналогам по качеству и экономичности. «Получающие господдержку машиностроительные предприятия сегодня избавлены от всякой конкуренции на внутреннем рынке и становятся по сути монополистами. К чему приводит такой монополизм, мы видим. Как только государство начинает субсидировать крестьян для покупки сельхозтехники, отечественные машиностроители сразу повышают цены на свою продукцию. Два года назад отечественный комбайн стоил 8 миллионов, сегодня его цена — 18!» — замечает Гончаров и добавляет, что печальным результатом такой политики стала статистика, согласно которой хозяйства все чаще отказываются от обновления техники. Между тем, чтобы избежать дальнейшего ухудшения ситуации с энерговооруженностью, государству необходимо поменять принципы поддержки машиностроителей.
По мнению депутата, поддержка должна быть предоставлена в первую очередь тем предприятиям, которые выпускают конкурентную на мировом рынке технику. «Сегодня цена на отечественную технику неконкурентна с тем же Китаем, потому что по-прежнему многие узлы и комплектующие импортные. Это гидравлика, подшипниковые узлы, электроника и другое», — отмечает Гончаров. Он считает, что нужно создавать отечественные производства этих узлов: «К сожалению, мы пока практически не видим примеров таких производств. А ведь в государственной программе субсидирования покупки сельхозтехники сказано, что средства, полученные промышленностью в качестве субсидий от государства, должны расходоваться на развитие, то есть улучшение производственных мощностей. Всегда ли это так?»
Нужны льготные механизмы
По оценке экспертов, отечественное сельхозмашиностроение станет конкурентоспособным через три-пять лет. Как и на чем будут работать это время наши аграрии? Сейчас главное не допустить падения достигнутого уровня энерговооруженности в хозяйствах, считает Гончаров.
Важно понимать, что сельское хозяйство — это цех под открытым небом, отмечает он. Если в промышленности можно работать в одном темпе, выполняя норму за восьмичасовой рабочий день, то в поле такой режим не подходит. Сегодня — солнечно, а завтра ждут затяжных дождей. Значит, надо ускоряться. И вот в этом случае, если нет достаточного количества техники, вы потеряете часть урожая. Чтобы не допустить через два-три года падения урожаев по причине нехватки техники, нужны льготные механизмы ее покупки. «Покупка техники в лизинг очень популярна в среде аграриев. Лизингом пользовались до 65 процентов хозяйств. Правда, из-за возросшей ключевой ставки Центробанка цены на лизинг подросли. Сейчас обсуждается возможность создания фонда субсидирования поддержки таких лизинговых операций. При работе над бюджетом на 2024 год и на плановый период 2025—2026 годов нашему комитету удалось добиться увеличения субсидий крестьянам на покупку сельхозтехники на шесть миллиардов рублей в год», — рассказал Гончаров. Он также предлагает ввести единую для всех регионов 15-процентную субсидию от государства на закупку сельхозтехники.
Сейчас такая субсидия уже действует в ряде регионов (Дальний Восток и новые территории). «В нынешней ситуации, когда отечественная промышленность только встает на ноги, считаю важным распространить эту льготу на все российские регионы. Безусловно, это потребует увеличения бюджетных трат, но и цена вопроса высока — сохранить высокие темпы роста аграрного производства», — отметил Николай Гончаров.
В Госдуме просят дать аграриям новую льготу
За последние четыре года, по данным экспертов, российская сельхозтехника подорожала на 80 процентов, а импортная — в два раза. Очевидно, что такой рост цен аграриям не по карману и без господдержки не обойтись. Сегодня государство берет на себя 15-процентное субсидирование закупок сельхозтехники на новых российских территориях, а также на Дальнем Востоке. В Госдуме предлагают распространить льготу на все регионы. Поможет ли эта мера техническому обновлению в сельском хозяйстве и какова сейчас ситуация с техникой, разбиралась «Парламентская газета».
Из трех тракторов в строю остался один
По энерговооруженности отечественный АПК сегодня значительно отстает от ряда стран. До вступления в 2013 году в действие государственной программы субсидирования покупки сельхозтехники коэффициент обновления такой техники в АПК не превышал четырех процентов в год. «Это означало, что один трактор должен был отработать до своей замены не меньше 25 лет», — прокомментировал ситуацию «Парламентской газете» заместитель председателя аграрного комитета Госдумы Николай Гончаров. Однако заработавшие в 2021 году в полную силу механизмы государственного субсидирования, а также лизинга позволили хозяйствам нарастить темпы технического перевооружения. «Сейчас ситуация с энергообеспеченностью тревожная, но не удручающая. Уровень обеспеченности техникой примерно 80 процентов от потребностей. Если взять прицепную технику (сеялки, бороны и т.д.), то ее количество в целом соответствует площади обрабатываемых угодий, а вот по количеству техники самоходной (особенно трактора высокой мощности) пока уступаем», — рассказал депутат.
О ситуации на местах рассказал выступивший на съезде крестьянско-фермерских хозяйств (АККОР), который прошел в марте этого года, фермер Антон Подьячий из Ставрополья: «В нашем хозяйстве в 2021 году было три импортных трактора. С уходом компании-поставщика с нашего рынка достать к ним детали стало почти невозможно. Сегодня два агрегата стоят на заднем дворе, их разбираем на запчасти, а один, надеюсь, еще походит».
Покупку новых машин большинство хозяйств сегодня откладывает — не по карману. «Из-за введенного утильсбора купить импортную технику стало запредельно дорого. Чем мощнее трактор, тем больше утильсбор, как будто речь идет о престижной иномарке. А нам, чтобы в срок успевать с уборкой, необходима мощная машина», — сетует фермер. При этом аграрий добавил, что цены на отечественную технику также растут. А вот в ассоциации «Росспецмаш», объединяющей предприятия сельскохозяйственного машиностроения, утильсбор, а также возможное его скорое увеличение приветствуют. Директор ассоциации Алла Елизарова отметила: «У нас есть сегменты продукции, которые сейчас совсем не защищены. Например, производство самоходных опрыскивателей. Данная мера позволяет их развивать».
Поддержка конкуренции, а не монополизма
В ситуации с господдержкой отечественных машиностроителей, по мнению депутата-агрария Николая Гончарова, необходимо внимательно разобраться.
«Поддержка промышленности идет активно, и мы видим ее результаты. Россельмаш за последние два года открыл несколько новых производственных площадок. При этом ряд мер, которыми поддерживают нашу промышленность, я бы назвал спорными», — считает Гончаров. Высокий утильсбор, напоминает он, должен вынудить крестьянина обратиться к отечественным машинам, но давайте посмотрим, есть ли эта альтернатива?
По словам депутата, по ряду классов тракторов отечественная техника полностью отсутствует. Те позиции, которые представлены, проигрывают зарубежным аналогам по качеству и экономичности. «Получающие господдержку машиностроительные предприятия сегодня избавлены от всякой конкуренции на внутреннем рынке и становятся по сути монополистами. К чему приводит такой монополизм, мы видим. Как только государство начинает субсидировать крестьян для покупки сельхозтехники, отечественные машиностроители сразу повышают цены на свою продукцию. Два года назад отечественный комбайн стоил 8 миллионов, сегодня его цена — 18!» — замечает Гончаров и добавляет, что печальным результатом такой политики стала статистика, согласно которой хозяйства все чаще отказываются от обновления техники. Между тем, чтобы избежать дальнейшего ухудшения ситуации с энерговооруженностью, государству необходимо поменять принципы поддержки машиностроителей.
По мнению депутата, поддержка должна быть предоставлена в первую очередь тем предприятиям, которые выпускают конкурентную на мировом рынке технику. «Сегодня цена на отечественную технику неконкурентна с тем же Китаем, потому что по-прежнему многие узлы и комплектующие импортные. Это гидравлика, подшипниковые узлы, электроника и другое», — отмечает Гончаров. Он считает, что нужно создавать отечественные производства этих узлов: «К сожалению, мы пока практически не видим примеров таких производств. А ведь в государственной программе субсидирования покупки сельхозтехники сказано, что средства, полученные промышленностью в качестве субсидий от государства, должны расходоваться на развитие, то есть улучшение производственных мощностей. Всегда ли это так?»
Нужны льготные механизмы
По оценке экспертов, отечественное сельхозмашиностроение станет конкурентоспособным через три-пять лет. Как и на чем будут работать это время наши аграрии? Сейчас главное не допустить падения достигнутого уровня энерговооруженности в хозяйствах, считает Гончаров.
Важно понимать, что сельское хозяйство — это цех под открытым небом, отмечает он. Если в промышленности можно работать в одном темпе, выполняя норму за восьмичасовой рабочий день, то в поле такой режим не подходит. Сегодня — солнечно, а завтра ждут затяжных дождей. Значит, надо ускоряться. И вот в этом случае, если нет достаточного количества техники, вы потеряете часть урожая. Чтобы не допустить через два-три года падения урожаев по причине нехватки техники, нужны льготные механизмы ее покупки. «Покупка техники в лизинг очень популярна в среде аграриев. Лизингом пользовались до 65 процентов хозяйств. Правда, из-за возросшей ключевой ставки Центробанка цены на лизинг подросли. Сейчас обсуждается возможность создания фонда субсидирования поддержки таких лизинговых операций. При работе над бюджетом на 2024 год и на плановый период 2025—2026 годов нашему комитету удалось добиться увеличения субсидий крестьянам на покупку сельхозтехники на шесть миллиардов рублей в год», — рассказал Гончаров. Он также предлагает ввести единую для всех регионов 15-процентную субсидию от государства на закупку сельхозтехники.
Сейчас такая субсидия уже действует в ряде регионов (Дальний Восток и новые территории). «В нынешней ситуации, когда отечественная промышленность только встает на ноги, считаю важным распространить эту льготу на все российские регионы. Безусловно, это потребует увеличения бюджетных трат, но и цена вопроса высока — сохранить высокие темпы роста аграрного производства», — отметил Николай Гончаров.
Новости по теме:В 2023 г. выросла обеспеченность сельскохозяйственных организаций комбайнами
"Росагролизинг" в I квартале увеличил поставки техники АПК в 1,4 раза
Эксперты «Росспецмаш» объяснили сокращение производства сельхозтехники
Инициатива о повышении утильсбора на сельхозтехнику пока не обсуждается профильными ведомствами. Фермеры следят за ситуацией
"Росагролизинг" не планирует повышать ставку по льготному лизингу для аграриев
https://www.zol.ru/n/3BA43