Захвату сельхозземель хотят положить конец. Для этого предложено предоставить Минсельхозу дополнительные полномочия
Урбанизация приводит к уменьшению площадей сельскохозяйственных земель. Их необоснованно включают в границы населенных пунктов, передают девелоперам для строительства жилых комплексов и коттеджных поселков, переводят в другие категории с иным целевым назначением. Чтобы этого не допускать, Росреестр предлагает наделить Минсельхоз правом устанавливать границы таких земель и принимать решение об их изменении. Кроме того, сведения о них планируется вносить в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), что позволит отслеживать планируемые сделки. Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения, которое завершится 23 апреля.
Границы под контролем
Площадь сельхозземель в России составляет 379,1 миллиона гектаров, из которых 251,5 миллиона га находятся в государственной и муниципальной собственности, по данным Государственного (Национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ. С 1990 года она сократилась почти на 259 миллионов га (в 1,6 раза). Уменьшаются площади и наиболее ценных земель: сельхозугодий, к которым относятся сенокосы, пастбища, сады и виноградники, — на 16 млн га и пашни — на 14,9 млн га. Утрата плодородных почв и, как следствие, падение урожайности сельскохозяйственных культур влечет уменьшение доходов от сельского хозяйства, отмечают в Росреестре.
Причиной сокращения сельхозземель в ведомстве называют рост населения и развитие промышленности. Отметим, что земли сельхозназначения имеют особый правовой режим, особенно серьезные ограничения предусмотрены в обороте сельхозугодий. Однако региональные власти часто такие земли «необоснованно включают в границы населенных пунктов, предоставляют заинтересованным лицам, в том числе для целей, связанных со строительством тех или иных объектов», говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Чтобы этого избежать, Росреестр разработал законопроект о внесении изменений в Земельный кодекс и в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Ведомство предлагает наделить Минсельхоз правом устанавливать и изменять границы земель сельхозназначения и сельхозугодий. При этом сведения о таких землях должны содержать графическое описание и точные координаты границ участков.
«Два ключа»
Сейчас данные о сельхозземлях и сельхозугодьях вносятся в Единую федеральную информационную систему о землях сельскохозяйственного назначения (ЕФИС ЗСН). А все регистрационные действия и операции с недвижимостью фиксируются в ЕГРН.
Для предотвращения утраты ценного ресурса Росреестр предлагает заносить данные о границах сельхозземель и сельхозугодий в ЕГРН, «что позволит учитывать особенности правового режима таких земель при выполнении операций с недвижимостью и других учетно-регистрационных действиях», говорится в пояснительной записке к законопроекту. Словом, Росреестр должен будет информировать Минсельхоз о любых операциях с сельхозземлей. В случае принятия закон вступит в силу 1 января 2026 года.
Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин заявил «Парламентской газете», что захвату сельскохозяйственных земель нужно поставить заслон: «На местах постоянно идет грубое нарушение и перевод земель сельскохозяйственного назначения, сельхозугодий и даже пашни в другие категории, в том числе в земли лесного фонда, под строительство и так далее. Растащили более 250 миллионов гектаров! На пойменных землях, где раньше выращивали овощи, сегодня стоят дома».
По мнению Кашина, важно описать весь земельный фонд, установить границы сельхозтерриторий, поскольку многие картограммы и акты утратили актуальность. «Для этого нужны большие деньги, но такая работа идет», — отметил депутат.
Он считает, что Минсельхоз, как заинтересованное ведомство, способен наладить контроль, и напомнил, что недавно депутаты внесли в Госдуму похожий законопроект о системе «двух ключей». Он, в частности, предлагает запретить региональным властям перевод сельскохозяйственных земель в земли иных категорий без разрешения Минсельхоза.
«Мы сейчас вместе с Минсельхозом системно работаем над ситуацией, связанной с ограничением разбазаривания земель сельскохозяйственного назначения и сельхозугодий», — подчеркнул Кашин.
Ценные гектары используют по назначению
Директор аналитического центра «Совэкон», занимающегося исследованиями в области сельского хозяйства и продовольствия, Андрей Сизов сказал «Парламентской газете», что сокращение сельскохозяйственных площадей — это тенденция, и она имеет место не только в России, но и в других развитых странах. Он подчеркнул, что нужно различать земли, которые реально возделывают, и те, которые просто такими называются, никаких работ там никогда не велось или не ведется уже много десятков лет.
Земли, пригодные для хозяйствования, считает Сизов, в большинстве своем используются по назначению: «Там, где имеет смысл заниматься сельским хозяйством, ситуация в подавляющем большинстве случаев стабильна. Если эта земля приносит деньги, то зачем переводить ее в другую категорию и строить там, например, коттеджи?»
По мнению эксперта, главная проблема российского сельского хозяйства в том, что заниматься растениеводством становится все менее выгодно. «Основная проблема — поборы, которые были введены в последние годы. Экспортные пошлины могут придушить сельское хозяйство в перспективе ближайших 50 лет», — заключил эксперт.
Захвату сельхозземель хотят положить конец. Для этого предложено предоставить Минсельхозу дополнительные полномочия
Урбанизация приводит к уменьшению площадей сельскохозяйственных земель. Их необоснованно включают в границы населенных пунктов, передают девелоперам для строительства жилых комплексов и коттеджных поселков, переводят в другие категории с иным целевым назначением. Чтобы этого не допускать, Росреестр предлагает наделить Минсельхоз правом устанавливать границы таких земель и принимать решение об их изменении. Кроме того, сведения о них планируется вносить в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), что позволит отслеживать планируемые сделки. Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения, которое завершится 23 апреля.
Границы под контролем
Площадь сельхозземель в России составляет 379,1 миллиона гектаров, из которых 251,5 миллиона га находятся в государственной и муниципальной собственности, по данным Государственного (Национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ. С 1990 года она сократилась почти на 259 миллионов га (в 1,6 раза). Уменьшаются площади и наиболее ценных земель: сельхозугодий, к которым относятся сенокосы, пастбища, сады и виноградники, — на 16 млн га и пашни — на 14,9 млн га. Утрата плодородных почв и, как следствие, падение урожайности сельскохозяйственных культур влечет уменьшение доходов от сельского хозяйства, отмечают в Росреестре.
Причиной сокращения сельхозземель в ведомстве называют рост населения и развитие промышленности. Отметим, что земли сельхозназначения имеют особый правовой режим, особенно серьезные ограничения предусмотрены в обороте сельхозугодий. Однако региональные власти часто такие земли «необоснованно включают в границы населенных пунктов, предоставляют заинтересованным лицам, в том числе для целей, связанных со строительством тех или иных объектов», говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Чтобы этого избежать, Росреестр разработал законопроект о внесении изменений в Земельный кодекс и в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Ведомство предлагает наделить Минсельхоз правом устанавливать и изменять границы земель сельхозназначения и сельхозугодий. При этом сведения о таких землях должны содержать графическое описание и точные координаты границ участков.
«Два ключа»
Сейчас данные о сельхозземлях и сельхозугодьях вносятся в Единую федеральную информационную систему о землях сельскохозяйственного назначения (ЕФИС ЗСН). А все регистрационные действия и операции с недвижимостью фиксируются в ЕГРН.
Для предотвращения утраты ценного ресурса Росреестр предлагает заносить данные о границах сельхозземель и сельхозугодий в ЕГРН, «что позволит учитывать особенности правового режима таких земель при выполнении операций с недвижимостью и других учетно-регистрационных действиях», говорится в пояснительной записке к законопроекту. Словом, Росреестр должен будет информировать Минсельхоз о любых операциях с сельхозземлей. В случае принятия закон вступит в силу 1 января 2026 года.
Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин заявил «Парламентской газете», что захвату сельскохозяйственных земель нужно поставить заслон: «На местах постоянно идет грубое нарушение и перевод земель сельскохозяйственного назначения, сельхозугодий и даже пашни в другие категории, в том числе в земли лесного фонда, под строительство и так далее. Растащили более 250 миллионов гектаров! На пойменных землях, где раньше выращивали овощи, сегодня стоят дома».
По мнению Кашина, важно описать весь земельный фонд, установить границы сельхозтерриторий, поскольку многие картограммы и акты утратили актуальность. «Для этого нужны большие деньги, но такая работа идет», — отметил депутат.
Он считает, что Минсельхоз, как заинтересованное ведомство, способен наладить контроль, и напомнил, что недавно депутаты внесли в Госдуму похожий законопроект о системе «двух ключей». Он, в частности, предлагает запретить региональным властям перевод сельскохозяйственных земель в земли иных категорий без разрешения Минсельхоза.
«Мы сейчас вместе с Минсельхозом системно работаем над ситуацией, связанной с ограничением разбазаривания земель сельскохозяйственного назначения и сельхозугодий», — подчеркнул Кашин.
Ценные гектары используют по назначению
Директор аналитического центра «Совэкон», занимающегося исследованиями в области сельского хозяйства и продовольствия, Андрей Сизов сказал «Парламентской газете», что сокращение сельскохозяйственных площадей — это тенденция, и она имеет место не только в России, но и в других развитых странах. Он подчеркнул, что нужно различать земли, которые реально возделывают, и те, которые просто такими называются, никаких работ там никогда не велось или не ведется уже много десятков лет.
Земли, пригодные для хозяйствования, считает Сизов, в большинстве своем используются по назначению: «Там, где имеет смысл заниматься сельским хозяйством, ситуация в подавляющем большинстве случаев стабильна. Если эта земля приносит деньги, то зачем переводить ее в другую категорию и строить там, например, коттеджи?»
По мнению эксперта, главная проблема российского сельского хозяйства в том, что заниматься растениеводством становится все менее выгодно. «Основная проблема — поборы, которые были введены в последние годы. Экспортные пошлины могут придушить сельское хозяйство в перспективе ближайших 50 лет», — заключил эксперт.
Новости по теме:В закон Красноярского края о господдержке АПК внесли изменения
В Оренбуржье затоплены 6 тысяч га озимых и 6,5 тысячи га теплиц
Межрегиональное управление Россельхознадзора объединит три региона Сибири
В Приангарье пройдет масштабная инвентаризация сельскохозяйственных земель
Импортозамещение выкопали из рентабельности. Стремление к агросуверенитету стоило АПК заметной части прибылей
https://www.zol.ru/n/3BAAE